Найти в Дзене
ЧИТАТЬ ПОЛЕЗНО!

Пушкин о своей жизни на страницах романа «Евгений Онегин» (Глава 6)

Шестая глава была написана в 1826 году. Последние строфы главы – ХLIII - XLVI, в которых, по определению Юрия Лотмана, «традиционная элегическая тема прощания с молодостью получает реально-биографическое и жизненное… решение». «Реально-биографическое» лирическое отступление Пушкин вводит в текст романа в тот момент, когда меняет судьбы главных героев. В своей жизни поэт тоже отметил важные изменения: «весна моих промчалась дней» и «полдень мой настал»: Ужель и впрямь и в самом деле Без элегических затей Весна моих промчалась дней (Что я шутя твердил доселе)? И ей ужель возврата нет? Ужель мне скоро тридцать лет? Сожалел ли Пушкин о прошедшей весне – юности? Несомненно. Но он обратился к прошедшим годам, к «юности лёгкой», не с тоской, а с благодарностью и мудрой иронией: Так, полдень мой настал, и нужно Мне в том сознаться, вижу я, Но так и быть: простимся дружно, О юность лёгкая моя! Благодарю за наслажденья, За грусть, за милые мученья, За шум, за бури, за пиры, За все, за все тво

Шестая глава была написана в 1826 году. Последние строфы главы – ХLIII - XLVI, в которых, по определению Юрия Лотмана, «традиционная элегическая тема прощания с молодостью получает реально-биографическое и жизненное… решение».

«Реально-биографическое» лирическое отступление Пушкин вводит в текст романа в тот момент, когда меняет судьбы главных героев. В своей жизни поэт тоже отметил важные изменения: «весна моих промчалась дней» и «полдень мой настал»:

Ужель и впрямь и в самом деле

Без элегических затей

Весна моих промчалась дней

(Что я шутя твердил доселе)?

И ей ужель возврата нет?

Ужель мне скоро тридцать лет?

Сожалел ли Пушкин о прошедшей весне – юности? Несомненно. Но он обратился к прошедшим годам, к «юности лёгкой», не с тоской, а с благодарностью и мудрой иронией:

Так, полдень мой настал, и нужно

Мне в том сознаться, вижу я,

Но так и быть: простимся дружно,

О юность лёгкая моя!

Благодарю за наслажденья,

За грусть, за милые мученья,

За шум, за бури, за пиры,

За все, за все твои дары;

Благодарю тебя.

«Юность лёгкая» Пушкина включает период знаменательный как для самого поэта, так и страны. «Шум», «бури» - краткие, но точные метафоры важнейших событий: победы России в Отечественной войне, окончание Лицея, шестилетняя ссылка поэта, восстание и казнь декабристов.

И этот шумный и бурный период был отмечен творческими открытиями и достижениями поэта.

С особой благодарностью Пушкин воспринял главный дар своей юности – вдохновение, согревающее душу и питающее творчество:

А ты, младое вдохновенье,

Волнуй моё воображенье,

Дремоту сердца оживляй,

В мой угол чаще прилетай,

Не дай остыть душе поэта,

Ожесточиться, очерстветь

И наконец окаменеть

В мертвящем упоенье света,

В сем омуте, где с вами я

Купаюсь, милые друзья!

Вдохновение должно оставаться молодым. Это понятно любому творческому человеку, особенно поэту-романтику. Сначала Пушкин обратился к вдохновению в чисто романтическом ключе: «волнуй воображение», «дремоту сердца оживляй», «чаще прилетай», а затем сделал обращения более строгими и требовательными: «не дай остыть душе поэта, ожесточиться, очерстветь и наконец окаменеть».

Это уже более ответственное понимание цели литературы, которое выразилось в формуле – «глаголом жги сердца людей».

Полдень своей жизни Пушкин отметил вполне конкретным рубежом – тридцать лет. Мы с горечью думаем об этом, зная, сколько лет осталось жить Александру Сергеевичу - не половина определённого им срока, а только треть…

Лета к суровой прозе клонят,

Лета шалунью рифму гонят,

И я со вздохом признаюсь –

За ней ленивей волочусь.

Перу старинной нет охоты

Марать летучие листы;

Другие, хладные мечты,

Другие, строгие заботы

И в шуме света и в тиши

Тревожат сон моей души.

Планы у него были поистине грандиозные. И некоторые он начал осуществлять. Стоит отметить хотя бы исследования значительных периодов истории России – петровскую эпоху, восстание Пугачёва, современные ему события.