3 декабря - в день 125-летия композитора, основателя профессиональной татарской музыки Салиха Сайдашева открылся его обновленный музей, ремонтные работы в котором шли с 2016 года. Что изменилось в музее, а что было решено сохранить, какая у него теперь концепция - об этом в интервью «Интертат” рассказал директор филиала Национального музея РТ - музея Салиха Сайдашева Айдар Ахмадиев.
Открытие приурочили ко дню рождения
- Айдар, открытие обновленного музея прошло в рамках проведения 125-летия Салиха Сайдашева?
- Действительно, музей был закрыт на реконструкцию еще в 2016 году, в то время руководила учреждением Эльмира Шамилевна Низамутдинова. В рамках капитального ремонта были полностью заменены стены, перекрытия.
Когда я пришел сюда работать, мы поставили цель сделать новую экспозицию, потому что в XXI веке ты уже не можешь ограничиваться просто выставлением предметов из фондов на витринах. В современном музее все должно быть на высоком художественном уровне, у музея должны быть дизайн-проект, своя концепция.
Все эти годы музей не работал, однако в последние 3 года мы все же принимали посетителей - работали в “закрытом” формате: проводили концерты, лекции, мастер-классы. Также выезжали в районы.
У нас есть музыкальный салон. В нем проходили лекции и другие мероприятия. Летом мы проводили променады “Сайдаш зовет нас на улицу”. Мы эти променады делали вместе с артистами татарского ТЮЗа имени Кариева. Вообще, мы тесно сотрудничаем с артистами этого театра. Недавно на сцене Кариевского театра состоялась премьера спектакля «Тынлык» (“Молчание”), это тоже наша совместная работа. Я в качестве драматурга участвовал в этом проекте. Спектакль посвятили 125-летию композитора.
Таким образом, открытие музея Салиха Сайдашева тоже прошло в рамках мероприятий к его 125-летию. В этот день мы показали музей не только широкой публике, но и нашим почетным гостям из руководства нашей республики. Мы безмерно благодарны Раису Татарстана, а также Министерству культуры республики за финансовую поддержку. Благодаря этой помощи удалось провести не только реконструкцию, но и реэкспозицию и музеефикацию.
- Музей уже принимает посетителей?
- Да, с 4 декабря мы работаем в полноценном режиме.
«Ремонт обошелся в 7 миллионов рублей»
- Какие работы были проведены в рамках капитального ремонта? Сколько денег потребовалось?
- Мы старались работать в рамках выделенных нам денег. Конечно, средств всегда не хватает. Но мы не жалуемся, благодарны тому, что есть. Сейчас цены растут постоянно. Пока деньги придут, цены успевают измениться… Краски, другие строительные материалы… Но я считаю, что результат нашей работы получился очень хорошим, и теперь уже это здание должно стать современным музеем.
- Можем назвать сумму? Во сколько обошелся ремонт?
- Примерно 7 миллионов рублей.
- Известно, что экспонаты требуют особых условий хранения…
- Да, для некоторых из них даже солнечный свет, падающий из окна, может оказаться губительным. Поэтому мы поменяли окна, повесили гардины, шторы. Установлены датчики влажности и температуры. Предметы не хранятся постоянно в экспозиции, мы их возвращаем в фонды, меняем на другие. Это общая практика для музеев, мы тоже по ней работаем.
«Комнату, где жил Сайдаш, воссоздаем в соответствующей его эпохе виде»
- Айдар, это здание связано непосредственно с биографией композитора – он жил здесь на втором этаже, его комната сохранилась. Какой мы ее увидим после ремонта?
- Да, комната, в которой жил Салих Сайдашев, была известна как “Белая комната”. Но теперь она уже не “белая комната”, потому что мы полностью воссоздаем ее такой, какой она была во времена композитора. По фотографиям, найденным в архивах, нашли такие же обои, купили такие же шторы, стулья.
Кроме того, музей уже не ограничивается творчеством Салиха Сайдашева. И название звучит немного по-другому: «Музей Салиха Сайдашева и татарской музыки». Салих Сайдашев стоял у истоков нашей татарской профессиональной академической музыки. Мы хотим показать многообразие, процветание татарской музыки, начиная с рождения Салиха Сайдашева и до конца XX века.
Как, оказавшись на летнем лугу, мы видим вокруг великое множество разных цветов - и крупных, и мелких, и белых, желтых, красных и так далее - мы хотели бы показать, как течение, которое начал Салих Сайдашев, обрело огромный масштаб, укрепилось и расцвело в нашей культуре. Таким образом, в последней части экспозиции нашло свое место и творчество легендарных Альфии Авзаловой и Ильгама Шакирова, и наших композиторов-классиков, и современных татарских композиторов.
«В обновленной экспозиции Сайдаш не умирает. Он не умрет никогда»
- В целом, как сильно изменилась концепция музея?
- Концепция была дополнена историей татарской музыки. В то же время, здесь отображена история здания, его жителей - поскольку многие годы оно служило общежитием Татарского государственного академического театра, здесь проживали Шаукат Биктимиров, Хаким Салимзянов, Галия Нигматуллина и многие другие выдающиеся артисты татарского театра. Мы создали экспозиции об этих личностях.
Безусловно, кульминация, центр нашей экспозиции - это мемориальная комната Салиха Сайдашева. Он жил здесь с 1928 года до своей смерти (16 декабря 1954 года - ред.). Таким образом, мы нашим посетителям показываем его комнату.
Также рассказываем о жанре музыкальной драмы - которую создали Карим Тинчурин и Салих Сайдашев, произведения в этом жанре имели огромную популярность. Некоторая часть экспозиции будет посвящена произведениям татарской оперы.
Возникновение татарского оперного театра, Казанской консерватории, Союза композиторов - все это связано с Сайдашем. Прежние экспозиции заканчивались смертью Салиха Сайдашева. В новой - Сайдаш не умирает. Он никогда не умрет. Его наследие, его заветы должны переходить от поколения к поколению. Потому что, какие бы изменения не претерпевала татарская музыка, все равно, мелодии Сайдаша, его “моң” до сих пор звучат. Наша цель - чтобы музыка и наследие Салиха Сайдашева жили вечно.
«Клавиши будто до сих пор хранят отпечатки пальцев Сайдаша»
- Сколько экспозиций в музее? Какой экспонат является наиболее ценным? Какие еще интересные экспонаты могут увидеть посетители?
- У Сайдаша личных предметов сохранилось мало - как и у Тукая. Связанные с ним экспонаты - это больше фотодокументы или его рукописи.
Если назвать самый ценный и дорогой для нас экспонат - это его пианино. Многие поэты, писатели воспевали этот инструмент. Клавиши будто даже сейчас хранят отпечатки его пальцев. Это пианино немецкой фирмы Георг Хоффман ему подарила третья жена - Асия Казакова. До этого композитор не имел личного инструмента, он работал за пианино в театре или радио, или же брал инструмент напрокат. Также у нас в музее стоит пианино, привезенное после Великой Отечественной войны советскими солдатами.
У нас есть его стул, его дирижерская палочка. Есть партитуры «Голубой шали» и «Марша Красной армии» в полном варианте. Все эти вещи для нас очень дороги. Мы не выделяем отдельный экспонат - потому что каждый из них часть большой истории, и они дополняют друг друга.
Например, дирижерская палочка. Его из обычной дубовой ветки изготовил сам композитор. Казалось бы, просто кусок дерева. Но он держал в руках эту палочку. Сайдаш был очень простым человеком, и палочка у него такая же - с виду простенькая. Она будет храниться в музыкальном салоне.
Площадь нашего музея - 300 квадратных метров. На первом этаже - фойе и музыкальный салон. Музыкальный салон в будущем будет использоваться также и под временные выставки. На втором этаже - основная экспозиция, и она состоит из 7 площадок. В коридоре можно будет ознакомиться с галереей выдающихся личностей. Затем идут мемориальные комнаты, посвященные детству Салиха Сайдашева, проход от музея в театр, зал татарского музыкального театра и музыкальных институций, и залы современной музыки (от 50-х годов прошлого века и до конца ХХ века). Поскольку площадь музея небольшая, мы охватываем только историю татарской профессиональной музыки, ограничиваясь ХХ веком.
- Вы поддерживаете связь с музеем Салиха Сайдашева в Высокой Горе?
- Особо тесной связи нет, но мы знакомы и в дружеских отношениях. Мы открыты для общих проектов и совместной деятельности.
«Мы следуем за «моң» Сайдаша»
- По случаю юбилейного года, что вы собираетесь предложить? Будут ли экскурсии, интерактивы?
- Да, проекты разрабатываются. Будут экскурсии по музею. Также готовим экскурсии по связанным с композитором местам, посвященные татарской музыке и в целом татарской культуре XX века. Каким Сайдаш увидел Казань, вернувшись сюда, какие происходили события, какие течения в культуре существовали - хотели бы сделать большую экскурсию об этом. Также есть планы проводить лекции и мастер-классы по народным музыкальным инструментам.
Стараемся работать в современном формате. Идем за “моң” Сайдаша. Работаем в тесной связи с театрами. Театр Тинчурина (спасибо Ильясу Камалу!) помогает всегда, приходят с оркестром. У нас дружеские отношения с Казанской консерваторией. Если к нам обращается какое-либо учебное заведение с просьбой предоставить площадку, мы просим их включить в программу хотя бы одно произведение Сайдаша. И, как ни удивительно, иностранные студенты тоже любят мелодии Сайдаша, они им близки. Помню, у нас выступал студент из Китая. Он исполнил произведение нашего композитора с большой утонченностью, и вложив в него самые тонкие оттенки.
«Музыка — это интерактив»
- Как привлечь в музей детей и молодежь?
- Они не особо ходят в музей - это понятная ситуация. Музей - это больше про историю, прошлое. Молодежь, дети живут в настоящем моменте. Поэтому наша цель, задача - в первую очередь, добиться того, чтобы дети перестали бояться музея. То есть, важно уйти от правила “в музее нельзя шуметь, громко разговаривать”. Особенно в музыкальных музеях, в них вообще не надо ходить тихо и спокойно. Пусть дети, придя сюда, имеют возможность выпустить свои эмоции. С этой точки зрения хорошо зарекомендовал себя интерактивный формат. Также проводятся мастер-классы. Мы создаем импровизационные оркестры, даем детям играть на музыкальных инструментах, бьем ритм, поем. В таком формате работы музей является местом, где через игровой формат ребенок принимает новую информацию.
К нам обращаются молодые музыканты, композиторы, они хотят провести на нашей площадке свои концерты, реализовать свои проекты. Мы открыты к общению с ними и сотрудничеству. И в музыкальном салоне мы не сидим “тихо”, “спокойно”, как в театре. Мы вместе поем, иногда даем возможность посидеть с чашкой чая на коврах и подушках на полу.
Музыка — это интерактив. Музыку мы слышим, проявляем свою реакцию. Услышав ритм, тело само собой начинает двигаться. Мы больше действуем в формате диалога. Когда звучит музыка, мы спрашиваем у посетителей: “О чем напоминает эта музыка? Какие чувства пробуждает?”. Эта деятельность называется медитацией. Такие интерактивные форматы очень любит и молодежь, и дети, и такие форматы у нас есть.
Также в музее будут киоски с электронной интерактивной информацией. Мы загружаем в них татарские мелодии. Посетители музея через экран будут знакомиться с жемчужинами татарской музыки.
«Думаю, Салиху Сайдашеву не уделяется достаточно внимания»
- Мы сегодня хорошо знаем Салиха Сайдашева? Появляются какие-то новые неизвестные факты?
- Обнаружили встречный марш из спектакля «Ханбикэ». Нашлась также увертюра этого спектакля. Об этом сценическом произведении никто не знает, оно было поставлено в 20-х годах прошлого века. В те времена в театрах спектакли часто менялись. Например, он идет 2 недели, или месяц, и уже сходит с репертуара. На нашем канале в Телеграм у нас шла рубрика об этом: мы перечисляли произведения Сайдаша для спектаклей. Некоторые считаются утерянными в архивах. Сейчас уже и какие-то открытия делать сложно. Многие записи хранились в архиве комитета радио Татарстан, после упразднения комитета, большинство материалов потерялись. Некоторые записи смогли сохранить научные руководители. Но могут быть случаи, когда отдельные реликвии сохранились в частных коллекциях.
- Как считаете, достаточно ли внимания сейчас уделяется Салиху Сайдашеву? В том числе и по случаю юбилейного года?
- Думаю, внимания уделяется не так много, как это могло бы быть. Поэтому одно из задач музея - привлечь больше внимания к жизни и творческому наследию великого Салиха Сайдашева. Здесь никого нельзя винить, это систематическая проблема. Прошли спектакли по случаю юбилея, и концерты прошли, и они будут еще! Мы планируем при помощи разных средств увеличить внимание общественности к музею и композитору.
Также мы хотели бы участвовать в грантах. Надеемся на федеральные гранты, тогда мы могли бы вводить больше интерактивных форматов. Пока у нас на это не хватает финансов. Но мы являемся филиалом Национального музея Татарстана, они нам всегда оказывают помощь с технической стороны.
- Спасибо за беседу, желаем музею процветания!
Автор: Юлай Низаев, перевод с татарского
Источник материала: intertat.tatar
Подробнее: https://milliard.tatar/news/posle-remonta-otkrylsya-muzei-salixa-saidaseva-vossozdaem-epoxu-v-kotoroi-zil-velikii-kompozitor-8705