Найти в Дзене
Архитектура ИГРЫ

«Это нелогично!» Почему именно эта фраза мешает вам найти гениальное решение

«Я человек логики, цифр и фактов! У меня завод, пароход и головой отчет. Какие игры?» Эту фразу я слышу постоянно. И просто обожаю ее! Потому что именно за ней скрывается самый интересный вызов для меня как для психолога и разработчика игр. Привет! Меня зовут Анна Захарова, и в этой статье расскажу, как игровой подход помогает обойти даже самый бронированный скепсис. И дело не в вере, а в том, как работает наш мозг. Ловушка «Умного Контролера»: почему интеллект работает против вас Представьте, что в вашей голове сидит невероятно эффективный топ-менеджер. Назовем его Умный Контролер. Его задача — все анализировать, опираться на прошлый опыт и отсекать то, что кажется глупым. Именно он строит железобетонные стены из аргументов «Мы так уже делали», «Это нелогично», «Так не принято». Когда Контролер работает в режиме 24/7, он: - создает «туннельное зрение», заставляет ходить по проторенным дорожкам и использовать только проверенные, логичные решения; - блокирует креативность. Творческие

«Я человек логики, цифр и фактов! У меня завод, пароход и головой отчет. Какие игры?»

Эту фразу я слышу постоянно. И просто обожаю ее!

Потому что именно за ней скрывается самый интересный вызов для меня как для психолога и разработчика игр.

Привет! Меня зовут Анна Захарова, и в этой статье расскажу, как игровой подход помогает обойти даже самый бронированный скепсис. И дело не в вере, а в том, как работает наш мозг.

Ловушка «Умного Контролера»: почему интеллект работает против вас

Представьте, что в вашей голове сидит невероятно эффективный топ-менеджер. Назовем его Умный Контролер. Его задача — все анализировать, опираться на прошлый опыт и отсекать то, что кажется глупым.

Именно он строит железобетонные стены из аргументов «Мы так уже делали», «Это нелогично», «Так не принято».

Когда Контролер работает в режиме 24/7, он:

- создает «туннельное зрение», заставляет ходить по проторенным дорожкам и использовать только проверенные, логичные решения;

- блокирует креативность. Творческие идеи часто кажутся «нелогичными» и отсекаются на корню;

- вызывает «паралич принятия решений». Бесконечное взвешивание всех «за» и «против», которое парализует действие.

Контролер слишком умен, чтобы допустить прорыв, потому что это всегда шаг в неизвестность.

Но что, если я скажу, что есть легальный способ отправить Внутреннего Контролера в отпуск?

И это – ИГРА!

Игра - это обходной маневр, который использует правила самого мозга против его же ограничений.

1. Безопасность

Мозг не любит неопределенность и риск. Игра дает ему четкие правила, понятную цель и ограниченное поле. Контролер, видя эту структуру, расслабляется. Он думает: «Здесь все под контролем, я понимаю, как это работает. Это безопасно, мы просто играем».

Тревога снижена, мозг готов к экспериментам, а Контролер может спокойно собирать чемодан, а мы – погрузиться в игру.

2. Легализация ошибок

В реальной жизни у каждой ошибки есть цена и риски (в том числе риск для репутации). В игре ошибка — это часть процесса, и мозг понимает, что это симуляция. Уровень кортизола (гормона стресса) падает, защитные барьеры снижаются. Вы перестаете защищать свою правоту и начинаете видеть реальную ситуацию. Работает принцип диссоциации («Это не я, это игровой персонаж/аватар»).

3. «Троянский конь» для логики: случайность

Бросок кубика. Случайно вытащенная карта. Здесь Контролер может запаниковать, потому что это невозможно просчитать! В таких случаях стандартные шаблоны не работают, и в этот момент мозг вынужден активировать другие, более древние и творческие отделы, чтобы найти решение.

4. Азарт

Даже самый серьезный взрослый в душе остается немного ребенком. В игре детская часть проявляется очень ярко. Рациональная броня просто не выдерживает этого эмоционального напора, и на первый план выходят инстинкты, интуиция и быстрые, нестандартные реакции.

-2

5. Язык метафор как прямой доступ к подсознанию

Игра говорит на языке метафор. Фишка на поле может обозначать персонажа, или, например, проект. Карточка - не просто кусок картона со случайным словом, а напоминание о забытом навыке. Мозг начинает искать аналогии и связывает эти игровые символы с реальной жизнью, но делает это на подсознательном уровне, в обход сознательного фильтра.

И вот наступает момент, когда мозг, освобожденный от диктатуры Контролера, наконец-то получает доступ ко всей своей «библиотеке данных» - к вашему опыту, интуиции, скрытым знаниям.

Ответ, который вы искали, не приходит извне. Игра просто открывает дверь в ту комнату, где он лежал все это время.

Так что, может, самый умный и логичный ход — это использовать инструмент, который задействует 100% мощи вашего мозга, а не только его «офисную» часть?

А какой из защитных механизмов Контролера вы чаще всего замечаете у себя?

Подписывайтесь на «Архитектуру Игры», чтобы узнать больше о том, как используются и проектируются инструменты для решения самых сложных задач.