Найти в Дзене

Оркестр ИМИ-ИжГТУ: музыка нашего времени

Воспоминания И. В.Абрамова, Г. И. Власова, О.Трифонова Герман Иосифович Власов Иван Васильевич Абрамов Олег Алексеевич Трифонов Советское инженерное образование в технических вузах сформировало традиции тесных многосторонних связей технической школы с различными видами искусств - театром, музыкой, живописью, поэзией и другими. Так достигались цели формирования будущего советского специалиста, как творческой, широкообразованной личности, так формировался творческий потенциал страны, определяющий в целом развитие промышленности, науки, культуры и искусства. В послевоенные годы в СССР были созданы десятки технических вузов, практически во всех областях и краях страны, в том числе и Ижевский механический институт. Первым ректором молодого вуза стал к. т. наук, доцент В. П. Остроумов, замечательный представитель отечественной инженерной школы. Будучи высокообразованным и интеллигентным человеком, - он в совершенстве владел французским языком, прекрасно знал русскую и иностранную литературу,

Воспоминания И. В.Абрамова, Г. И. Власова, О.Трифонова

Герман Иосифович Власов
Герман Иосифович Власов
Иван Васильевич Абрамов
Иван Васильевич Абрамов
Олег Алексеевич Трифонов
Олег Алексеевич Трифонов

Советское инженерное образование в технических вузах сформировало традиции тесных многосторонних связей технической школы с различными видами искусств - театром, музыкой, живописью, поэзией и другими. Так достигались цели формирования будущего советского специалиста, как творческой, широкообразованной личности, так формировался творческий потенциал страны, определяющий в целом развитие промышленности, науки, культуры и искусства.

В послевоенные годы в СССР были созданы десятки технических вузов, практически во всех областях и краях страны, в том числе и Ижевский механический институт. Первым ректором молодого вуза стал к. т. наук, доцент В. П. Остроумов, замечательный представитель отечественной инженерной школы. Будучи высокообразованным и интеллигентным человеком, - он в совершенстве владел французским языком, прекрасно знал русскую и иностранную литературу, - В. П. Остроумов с первых лет энергично поддерживал творческие начинания студентов. История одного из таких студенческих творческих проектов – оркестра ИМИ складывалась так….

Далекий 1952 год… Седьмой год после окончания Великой Отечественной войны, страшного испытания народа, седьмой год ожидания счастливой послевоенной жизни.

1 сентября 1952 года на дневное отделение Ижевского механического института пришли первые двести студентов. Это были особые студенты: фронтовики, демобилизованные в связи с окончанием боевых действий, производственники с опытом работы на предприятиях, студенты после окончания техникума, а остальные – вчерашние школьники.

С первого же дня студенческая жизнь в молодом институте была больше всего похожа на жизнь одной дружной семьи – все знали друг друга, лидеры определились с первых дней. Занимались с радостью, а после занятий – музыка, репетиции концертов для подшефных колхозов, леспромхозов, для праздников в собственной студенческой семье.

Какое это было время! На центральных улицах города 9 мая 1945 г. после Сообщения Правительства СССР и Государственного комитета обороны о капитуляции Германии по уличной радиосети зазвучала музыка – песни Л. Утесова, К. Шульженко, музыка И. Дунаевского и других. Музыка на улицах города стала правилом, которое сохранялось долгое время.

В городе начали открываться непродовольственные магазины, а в них - баяны, гитары и грампластинки с музыкой советских композиторов, английских и американских танцевальных оркестров. Жизнь в стране и городе все больше уходила от военного режима. Даже на улице М. Горького уложили каменную брусчатку вместо деревянных чурок, которые прежде так гулко повторяли шар-р-р-р-кающий шаг колонн военнопленных немцев, возвращающихся в свой лагерь (на месте которого теперь расположены корпуса ИжГТУ).

Второй набор студентов в 1953 г. был по составу другим: большинство из них - восемнадцатилетние школьники центральных мужских школ города (обучение пока было раздельное) с прекрасной школьной подготовкой и выпускники индустриального техникума. Среди них дети из семей специалистов предприятий, эвакуированных в начале войны из Киева, Харькова, Коврова, Подольска и других. Многие из них имели начальное музыкальное образование.

Вся творческая жизнь старшекурсников была организована профсоюзным комитетом и комитетом комсомола ИМИ. Профком ИМИ возглавлял Володя Зюзин - великолепный техничный музыкант, аккордеонист, прошедший путь солдатом от Сталинграда до Кенигсберга. А в Комитете ВЛКСМ работал второй музыкант, не менее популярный у студентов, аккордеонист Юрий Лопухин. Они-то при поддержке партбюро и ректората взялись за организацию оркестра из студентов Института. Основная работа была поручена В.Н. Зюзину.

Опытному музыканту, В.Н. Зюзину было ясно, что оркестру нужен педагог-музыкант, и Министерство культуры Удмуртской Республики в этом качестве предложило Германа Власова – выпускника Новосибирской школы музыкантских воспитанников Советской Армии. В конце 1953 г. ему было всего 20 лет. Два года из них(1943 - 1944 гг. ), десятилетним мальчишкой он был на фронте в боевых частях Советской Армии, а затем по приказу Маршала Жукова Г.К. продолжил службу в Новосибирской школе музыкантских воспитанников Советской Армии. После окончания школы в 1947 г. юный музыкант служил рядовым в Военном оркестре до самой демобилизации в мае 1950г., тогда ему исполнилось семнадцать... В Ижевске Г. Власов разыскивал родителей или родственников, преподавал музыку в школе беспризорников и играл в городских оркестрах.

Так в Ижевском Механическом институте пересеклись судьбы двух музыкантов – фронтовиков и их отношения сложились на основе глубочайшего уважения друг к другу.

В один прекрасный день в конце 1953г. (ноябрь-декабрь) в аудитории третьего этажа на Горького, 79 Володя Зюзин играл для сокурсников на аккордеоне: полька «Бабочки под дождем», «Брызги шампанского» и – многое другое по горячим просьбам однокашников. А рядом стоял симпатичный молодой человек: полупальто, роговые очки, волнистые темные, густые волосы, румянец на впалых щеках. Это и был Герман Власов.

На столах Володя разложил инструменты и спрашивал всех: кто умеет или желает на чем-то играть? А инструменты были удивительные – кулисный тромбон, кларнет, труба и аккордеон. Интерес у всех вызвал тромбон, тут же его глиссандо попробовали многие, но неожиданно Генрих Иванов - круглолицей рыжий веснусчатый парень – спел великолепным легким тенором: «Удивительный вопрос!», а тромбоновое глиссандо тут же встало на место, как и было в знаменитой песенке Водовоза из фильма «Волга-Волга». Позже этот номер, поставленный и саккомпанированный Володей Зюзиным, и стал первым появлением музыкального коллектива на сцене ИМИ в Новый 1954 г.

А окончательную убедительную точку в той памятной встрече поставил Герман Власов. Он открыл коробку с кларнетом, приладил трость и сыграл несколько пассажей из упражнений. Зазвучали удивительной, хрустальной чистоты мелодичные фразы, и всем показалось, что играть на кларнете - это легко и просто. До сентября 1954г. все занимались на выбранных инструментах с Г. Власовым индивидуально, а с 1 сентября 1954г. оркестр начал свою жизнь по расписанию: 2 -3 репетиции оркестра в неделю, и, конечно, индивидуальные занятия.

Сохранилось трудовое соглашение от 10 сентября 1954 г., подписанное председателем профкома Ижевского механического института Зюзиным В.Н., о приглашении для руководства оркестром института гр-на Власова Г.И. В нем, в частности, подчеркивается в пункте 3, что Власов Г.И. должен: «…использвать репертуар, разрешенный городским райлитом и готовить его с хорошим качеством»

Первыми пьесами, которые аранжировал и репетировал с оркестром Г.Власов, были: «Поппури на темы мелодий из оперетт», что было разрешено райлитом, и музыка к фильмам Ч.Чаплина. К великому огорчению Г.Власова, оркестр с пьесами не справился, и вердикт руководителя был таков: хотите быть оркестром – играйте постоянно и много на публике: на танцах, маленьких концертах в школах, на выездах в подшефные колхозы; привыкайте к зрительному залу, формируйте и овладевайте звуком инструмента.

Так, по Власову и сложились правила жизни любительского оркестра, технология формирования концертных программ, которые не нарушались за десятки лет ни одним из коллективов оркестра ИМИ. Это постоянные плановые репетиции для концертных номеров, обязательные индивидуальные занятия с инструментом и постоянная игра оркестра на публике в концертах и в качестве танцевального оркестра на вечерах отдыха ИМИ.

Эти правила и первая неудача круто изменили отношение участников к себе и к оркестру, каждый должен был ответить на вопрос: «Быть оркестру в механическом институте или нет?», и как следствие – «А сможешь ли ты выдержать эти требования, сможешь работать в коллективе, работая не на себя, а на коллектив?». И не все выдерживали эти требования.

Первый состав оркестра состоял из студентов института первого и второго наборов: Зюзин В.Н. – аккордеон, Трифонов О.А. – кларнет, Исмагилов Марк – саксофон - альт, Сабреков Юрий – саксофон-тенор, Власов Г.И. – кларнет и саксофон-альт, бас – балалайка – на ней играли многие музыканты, а на поддержку приходили музыканты-профессионалы, - как по просьбе Власова, так и из собственного любопытства.

В 1954-1955гг. в оркестр пришли талантливые и с музыкальной подготовкой первокурсники: Д.Л. Липкин («Додик») сел за ударную установку, М. Огнев взял бас балалайку, а затем контрабас, В.Казаков – фортепьяно, Борис Фишер – фортепиано, В.Князев – скрипка и саксофон, А.Калинников – кларнет, Лоншаков – скрипка, М.Львовский - скрипка, Г.Утробин – виолончель и контрабас, Н.Воронов – труба, А.Морозов – труба, Р.Никулин – тенор-саксофон, И.Гесс – аккордеон И.Гесс организовал эстрадный инструментальный квартет (аккордеон, кларнет, гитара, контрабас), исполнявший пьесы, написанные им самим и пьесы советских композиторов . Появились и постоянные солисты: веснушчатый круглолицый любимец Г.Иванов с мягким, большого диапазона тенором, пел Николай Гутарович*, пели девочки: Г. Суворова, Г.Мокиевская, В.Каменева, а затем сложился и женский квартет «Четыре Г» (все Галины).

Этот надежный состав позволял Г.Власову предлагать для исполнения такие произведения как: Увертюра из кинофильма «Дети капитана Гранта» И.Дунаевского, «Веселый Май» Цфасмана, музыка из кинофильма «Огни большого города» Ч.Чаплина, музыку из оперетт, а на танцах - музыку Гленна Миллера, Элингтона и других.

Наиболее полно звучал оркестр в 1957-1959 гг., и зимою 1957-1958 гг. после неоднократного прослушивания программ оркестра Комиссией Министерства Культуры УАССР оркестру было присвоено звание Народный коллектив «Оркестр Ижевского механического института». Это было признанием влияния оркестра на жизнь города, на формирование музыкальных вкусов молодежи. На вечерах отдыха любого предприятия молодежь танцевала только под «живой оркестр» - и это результат «танцевального творчества» студентов - оркестрантов ИМИ. В городских музыкальных школах появились классы обучения музыке и игре на кларнете, тромбоне, саксофоне, трубе – на инструментах эстрадных и джазовых оркестров.

Итак, в ИМИ появился настоящий оркестр и вырос до заметного явления в культурной жизни города. Как эхо звучания оркестра ИМИ в школах стали появляться школьные оркестры, и это считалось нормой школьной жизни. В одной из школ оркестром руководил школьник – аккордеонист Сережа Останин. В другой школе – Веня Гольдфарб. Оба в последующие годы студенчества сыграли значительную роль и в развитии традиций оркестрового творчества ИМИ

В те годы увлечение оркестровым исполнительством студентов обнаружилось не только в Ижевске. Известен был прекрасный оркестр Тбилисского государственного политехнического института с солисткой – студенткой Нани Брегвадзе, с ансамблем «Орэра», в г. Люблене (Югославия) играл студенческий джазовый оркестр, грамзаписи которого продавались в СССР, позднее появился оркестр «Радуга» в г. Рыбинске. По-видимому, мотивации молодежного оркестрового творчества были более глубокими, чем простое увлечение музыкой.

В пору полного звучания в 1957-1959гг. оркестр имел структуру современного Бенда, то есть состоял из полноценных солирующих групп инструментов. Скрипичная группа: В.Князев, М.Львовский, В.Лоншаков, А.Збар, Г.Утробин – виолончель; группа саксофонистов и кларнеты: Власов Г.И., Трифонов О.А., Сабреков Ю., Р.Никулин, В.Князев, А.Калинников; группа трубачей: Н.Воронов, А.Морозов, Б. Кочнев; фортепиано: В. Казаков, Б. Фишер, В. Махнаткин. Группа сопровождения (ритм-секция): ударные - Д.Л. Липкин («Додик»); контрабас - М. Огнев, Г.Утробин; аккордеон - И.Гесс, В.Лысенков, В.Лобов.

С оркестром пели талантливые молодые студенты: Г.Иванов, Н.Гутарович, Г. Суворова, Г.Новикова, Г.Мокиевская, В.Каменева, А. Тимшин, А. Назаров и другие.

С 1958-1959 гг оркестр ИМИ впервые остро почувствовал симптомы хронической «болезни» - уход из коллектива, в связи с окончанием института, ведущих музыкантов. Это требовало изменения программ, создания иных аранжировок с ориентацией на других музыкантов и создало массу проблем. Компромисс предложил профком ИМИ: выпускники, перешедшие по распределению на предприятия города, в переходный период участвуют в концертах оркестра ИМИ и сохраняют за собой музыкальные инструменты. Так закреплялась связь выпускников-оркестрантов с действующим студенческим коллективом. В 1962 г. ИМИ отметил свое 10-летие прекрасно подготовленным концертом собственного оркестра, где играли только выпускники из первых составов коллектива.

В конце 50-х И.Гесс в составе оркестра сформировал эстрадный инструментальный квартет: И.Гесс - аккордеон, гитара – Ю. Тихомиров, Л. Рабинович, контрабас - М. Огнев, кларнет – Ю. Сабреков, О. Трифонов. Квартет был популярен, в первые годы вещания его часто приглашали на телевидение, без квартета не проходил ни один концерт в ИМИ. И.Гесс - не только талантливый техничный исполнитель и талантливый музыкант, но и композитор: для инструментального квартета он сам писал пьесы: галопы, польки, вальсы.

В 60-е годы Оркестр ИМИ звучал под руководством С. Черноскутова, продолжавшего лучшие традиции музыкантов ИМИ. В оркестре играли саксофон: Ю. Лобов, В. Лобов, К. Толкач; медные: Ю. Павлов, Ю. Байраншин; фортепиано – В. Гольдфарб; аккордеон: В. Лобов, В. Лысенков; контрабас: М. Огнев; ударные – Б. Захаркин, участвовали в выступлениях оркестра и выпускники первых составов.

В 60-х начале 70-х годов оркестром руководил В. Алферов, под его управлением оркестр неоднократно выигрывал конкурсы студенческих оркестров РФ такого уровня, как «Весна УПИ» и другие.

В 70-х годах существовал студенческий оркестр под управлением С. Останина, а затем Лариса и Алексей Писмеровы организовали оркестр «Ритм», многократно побеждавший на конкурсах студенческих оркестров масштаба региональных конкурсов.

В эпоху «диско» Михаил Найдин организовал великолепный ВИА, представлявший Ижевский механический институт на Российских конкурсах и многократно становившейся дипломантом.

В 80-х годах В.И. Гольдфарб организовал ансамбль из числа студентов и выпускников с ярко выраженной джазовой импровизационной манерой исполнительства. Без его выступлений не проходил ни один концерт в ИМИ. До конца 90-х годов ансамбль под управлением В.И. Гольдфарба хранил традиции оркестрового творчества студентов и преподавателей ИМИ - ИжГТУ.

В период подготовки к 50-летнему юбилею ИМИ – ИжГТУ выпускники-оркестранты организовались в оркестр под управлением Власова Г.И.. Группу саксофонов составили: Ю.И. Лобов, О.А. Трифонов, К. Шарыпов, Г.И. Власов; фортепиано - В.И. Гольдфарб, Э.К. Шибанов; бас-гитара – А. Писмеров; гитара – К.Э. Шибанов, А.Н. Зимин; ударные – А.П. Ништа, Б.В. Захаркин; труба – А. Лысков, И. Кропачев; тромбон – Ю.С. Байраншин. Солистами были: Ю.С. Байраншин, Л. Писмерова, Т. Замостьянова, А. Иванникова, студенческое трио под управлением А. Павленко; аранжировки для оркестра выполнил С.Я. Останин.

-4

Через год в феврале 2003г. ректор ИжГТУ, профессор Абрамов И.В. пригласил творческую общественность города на концерт, посвященный Дню рождения ИжГТУ и 50-летию Эстрадного оркестра ИМИ. В концерте участвовали все поколения оркестрантов и солистов, приехавшие из разных городов России. Второе отделение грандиозного праздничного концерта было отдано сольной программе выпускника ИМИ Заслуженного Артиста России Лауреата фонда Ирины Архиповой Николая Григоровича и Народной Артистки России Лауреата фонда Ирины Архиповой Лидии Захаренко, исполнивших старинные романсы и песни из репертуара Вадима Козина, Изабеллы Юрьевой, Тамары Церетели, Петра Лещенко, Александра Вертинского.

Оркестр на этом вечере был представлен гостям Директором оркестра Абрамовым Иваном Васильевичем, ректором ИжГТУ и Художественным руководителем Оркестра ИМИ – ИжГТУ Заслуженным артистом РФ, солистом Государственного оркестра духовых инструментов Министерства культуры УР Власовым Германом Иосифовичем. Состав оркестра был следующим:

- группа саксофонов: Власов Герман Иосифович, Лобов Юрий Иванович, Трифонов Олег Алексеевич, Шарыпов Камиль Шарифуллович, Худяков Александр Степанович;

- группа медных инструментов: Кропачев Игорь Юрьевич, Лысков Анатолий Петрович, Байраншин Юрий Сайфатович;

- группа сопровождения: Гольдфарб Вениамин Иосифович, Шибанов Эдуард Корнилович, Шибанов Константин Эдуардович, Зимин Александр Николаевич, Останин Сергей Яковлевич, Ништа Александр Павлович, Захаркин Борис Васильевич, Писмеров Алексей Анатольевич;

- группа солистов: Писмерова Лариса Анатольевна, Фомина Катерина Юрьевна, Назаров Александр Николаевич, Иванникова Анна Валерьевна, Галямова Марина Альфитовна, Замостьянова Тамара Владимировна, Федоров Василий Борисович, Абрамов Иван Васильевич.

Солировали с оркестром: Гесс Игорь Валентинович и Виктор Иванович Лобов (аккордеон), Власов Герман Иосифович (кларнет), Кацнельсон Виталий Займанович (фортепиано).

Этим великолепным концертом завершился юбилейный год ИМИ – ИжГТУ и Оркестр ИМИ, как творческий проект студентов и преподавателей института, подошел к своему 50-летию.

Сейчас Оркестр ИжГТУ приближается к своему 60-летию (февраль 2013г), что по среднем меркам – длина средней человеческой жизни и возникают естественные вопросы: Что это такое? Каковы мотивы этого явления? Есть ли необходимость в таких студенческих проектах? и так далее.

Обратимся к фактам. Творчество в различных видах искусств было всегда присуще академическим научным студенческим и педагогическим коллективам. В Йельском Университете существует хор, насчитывающий число участников равное возрасту университета - 304 человека; Хору Химической Академии (г. Москва) более 100 лет; Оркестру ИжГТУ почти 60 лет. В послевоенных университетах Европы студенческие оркестры – давняя традиция, а в некоторых школах США – обязательны оркестры, порою насчитывающие до сотни участников. Самый демократичный коллектив среди подобных коллективов – Хор Йельского Университета. Возраст его участников начинается с умения петь, с появления детского дисканта, и продолжается до преклонных лет, поскольку число участников предполагает, что в хоре нет конкурсного замещения вакансий.

Ответы на вопросы о природе и мотивациях оркестрового творчества студентов в какой-то мере дает анализ жизненных судеб тех, кто прошел с оркестром свои студенческие годы. В каждом поколении оркестра ИМИ – ИжГТУ значительная часть участников заканчивала ВУЗ с красным дипломом, и затем в жизни становилась успешными людьми: участниками крупных проектов, администраторами номенклатурного уровня. Пианист Володя Казаков – участник разработки первой Советской Системы ПРО в фирме маршала Неделина; Володя Князев – скрипач и в 1957-1959 гг руководитель Оркестра ИМИ– начальник управления ИжМаша по АСУ (в ранге заместителя директора ИжМаша); Вениамин Гольдфарб – глава научной школы, ученый с мировым именем, заслуженный деятель науки и техники РФ, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедры; Игорь Гесс – талантливый аккордеонист – подполковник Советской Армии; Давид Липкин был Начальником управления на крупном приборостроительном предприятии; А. Збар – полковник МВД; Анатолий Калинников – доктор технических наук, профессор ИжГТУ; Олег Трифонов – доцент, кандидат технических наук, сейчас куратор Оркестра ИжГТУ; Николай Воронов – доцент, к.т.н., декан экономического факультета; Анатолий Морозов – начальник цеха ЭМЗ; Борис Захаркин – доцент, к.т.н., был деканом экономического факультета вуза Помощник Премьер-Министра Республики Дагестан и так далее.

Даже это неполное перечисление невольно подсказывает вывод: технология достижения высокого исполнительского уровня в коллективе оркестра, где всегда есть конкурентность, та же, что и в развитии бизнеса, научной школы, в административном росте, в личном профессиональном совершенствовании. И в этом важнейшей особенностью является то, что постижение и закрепление алгоритма достижения цели начинается в юношеском возрасте, и к началу выбора жизненного пути, роста и выбора направления в трудовой деятельности основным инструментом становится технология приобретенная и закрепленная в творческой жизни коллектива оркестра. Следовательно, творческий проект Оркестра ИМИ, как и любой творческий проект на основе студенческой инициативы, является, по своей сути, лабораторией формирования активной жизненной позиции молодого человека.

Жизнь студенческого коллектива такого, как академическая группа, спортивная команда, танцевальный коллектив, оркестр и другие, во многом определяется не уровнем исполнительства, а атмосферой внутри коллектива, дружескими и доверительными отношениями внутри группы. Именно эти условия были характерны для Оркестра ИМИ всех поколений. Оркестранты жили по законам Клуба, по законам жизни и в клубе коллективного творчества, где удовлетворение доставляют не только репетиции, концерты, но не меньше – и общение друг с другом. Клубность, доверительность связывала оркестрантов и в учебе, и в бытовых ситуациях. Обычно праздники Нового Года, ноябрьские праздники, а порою и чьи-то дни рождения оркестранты праздновали вместе. Эти дружеские отношения сохранились в течение всей жизни.

-5

-6

В этом анализе интерес представляет и отношение Администрации ИМИ – ИжГТУ к коллективу и творчеству оркестра. Поддержка оркестра с первых дней, с первых репетиций была возложена на профсоюзный комитет Ижевского механического института, оплата труда первого руководителя - Г.И. Власова шли из средств профсоюзной кассы. В состав Профкома и комитета ВЛКСМ всегда входили оркестранты или лидеры других коллективов: танцевального, хорового. Так пианист оркестра Б.А. Фишер проработал несколько периодов, возглавляя культурно-массовую комиссию комитета комсомола, Мария Черкасская, организатор и постановщик танцевальных номеров, возглавляла Профком ИМИ, а затем большую часть жизни возглавляла Профсоюзный комитет ИжМаша.

Администрация ИМИ обычно брала на себя хозяйственные проблемы оркестра, поручая их решение Проректору по хозяйственной работе. На собраниях преподавателей и студентов при общей оценке жизни и развития института представители Ректората, партийных и профсоюзных организаций давали оценку концертных программ Оркестра, высказывались рекомендации и предлагались планы на будущее.

Планировались концерты оркестра на вечера отдыха преподавателей и студентов ИМИ, на праздничные вечера внутри ИМИ, в подшефных колхозах и совхозах. Планировались концерты и в Детском доме, шефство над которым взял механический институт.

В первые годы работы Телецентра музыкальные коллективы города «в живую» участвовали в трансляции передач на телеэкране города. И наиболее приглашаемыми музыкантами института был коллектив из ИМИ - Квартет И.Гесса, выступавший и с сольными номерами и с солистами, что конечно, способствовало престижу института среди горожан.

Во все годы истории ИМИ – ИжГТУ члены оркестра, солисты, танцоры были самыми известными студентами в вузе и всегда пользовались уважительным отношением со стороны преподавателей. При этом первый состав преподавателей, первое поколение педагогов и профессуры ИМИ был полностью приезжим. Приезжали педагоги из МВТУ им. Баумана, Станкина на циклы преподавания дисциплин, на консультации дипломных проектов; а после получения квартиры, многие из них оставались в институте надолго. Эти педагоги отличались высокой культурой и эрудицией, блестящим владением материалом дисциплин, и при этом в обращении к оркестрантам – 17-18-им юнцам называли их по имени и отчеству. Впрочем, это обращение нисколько не мешало им на экзаменах невозмутимо делать иному музыканту замечание, что «можно было бы использовать и более глубоко продуманную аргументацию при изложении материала по такому-то вопросу». Это отношение к концертному исполнительству студентов Оркестра ИМИ и других коллективов, само присутствие искусства в жизни вуза сформировало особую эмоциональную среду, которой жил институт.

И с начала 60-х гг. по инициативе коллектива ВЛКСМ, ректората, Парткома в институт начали приглашать известных деятелей культуры. В 1961г. институт посетил поэт Лев Ошанин, в 1962г. – поэт Эдуард Асадов; пел свои авторские песенные баллады Владимир Высоцкий еще не знаменитый и малоизвестный. В последующие годы к студентам приезжали Алексей Сурков, Булат Окуджава, певец Борис Штокалов, Николай Гутарович, поэт-сатирик Александр Иванов, Виктор Боков.

Закончились первые полвека жизни коллектива ИжГТУ, уходят в историю и юбилейные концерты Оркестра, которые стали заметным событием в культурной жизни Удмуртии. Встал вопрос о сохранении этого события, необходимо было проанализировать действия механизмов появления и жизни оркестровых и концертных коллективов в студенческой сфере. За решение этой задачи взялся журналист Алексей Лисовой, снявший на телекомпании «Моя Удмуртия» фильм «Начало пути…», в котором участники и организаторы первого оркестра в ИМИ попытались ответить на вопросы: как и почему появился студенческий оркестр в Ижевском механическом институте. Затем в гостях у Оркестра ИжГТУ побывала съемочная группа канала «Культура» Российского телевидения, сняв сюжет об оркестре для программы, посвященной музыкальной культуре Удмуртии, которая транслировалась по центральному телевидению (« Странствия музыканта»).

-7

В 2003 году в начале второго полувека жизни ИжГТу была разработана концепция воспитательной работы, сформированы приоритетные направления деятельности в формировании у студентов гражданской позиции на сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей в условиях современной жизни. Для сохранения традиций оркестрового исполнительства в ИжГТУ необходимо было оркестр, состоящий из ветеранов-оркестрантов, постепенно превратить в студенческий оркестр нового поколения студентов, не растеряв при этом уровень исполнительства. Всю тяжесть этой проблемы взял на себя ректор ИжГТУ Иван Васильевич Абрамов.

Вместе с Германом Иосифовичем Власовым они отыскали первых студентов-музыкантов в собственной студенческой среде, одновременно на первый курс пришли студенты, имевшие за плечами законченные музыкальные школы. По предложению ректора ИжГТУ Министерство образования УР ориентировало несколько общеобразовательных школ г.Ижевска на оркестровое исполнительство в формате духового оркестра. В этих школах музыкальные классы ведут опытные музыканты оркестра Арсенал - Бенд, педагоги музыкальных школ города. Проект оказался перспективным: школьники-музыканты, поступив в ИжГТУ, с первого дня становятся музыкантами в группах оркестра ИжГТУ.

У некоторых из студентов первоначальное увлечение музыкой в оркестре по мере накопления опыта и совершенствования техники игры на инструменте обоснованно появляется вопрос о выборе основной профессии – технической или музыкальной. Эта ситуация повторялась во всех поколениях оркестра. Так Николай Гутарович – выпускник машиностроительного факультета – закончил консерваторию в Москве и связал свою жизнь с Московским Академическим музыкальным театром имени народных артистов СССР КС Станиславским и Немировичем - Данченко; Михаил Найдин закончил приборостроительный факультет, но сегодня работает в одном из московских театров заведующим музыкальной частью; из последнего состава оркестра уехал в Санкт-Петербург и играет там в оркестре Михаил Губин (ударные), ставший лауреатом на IV Межрегиональном фестивале-конкурсе джазовых студенческих оркестров в г. Новосибирске за исполнительское мастерство на ударных инструментах. Несколько раньше Дима Ершов (студент строительного факультета), не закончив ИжГТУ, поступил в консерваторию и теперь играет в одном из оркестров Москвы.

-8

Практически все оркестранты всех поколений оркестра не порывали с музыкой, оставаясь техническими специалистами: Алексей и Лариса Письмеровы организаторы и руководители Вокал-Бэнда «Rec.Time» ИжГТУ , О.А. Трифонов с 1953 г. играл в оркестре ИМИ-ИжГТУ, а конце 50-х –начале 60-х играл в профессиональном оркестре; Ю.С. Байраншин с 1961 г. (с первого курса) играет в оркестре ИжГТУ и других оркестрах; не оставляет музыку профессор В.И. Гольдфарб; не расставался всю жизнь с аккордеоном подполковник И.В. Гесс, братья Ю.И. Лобов и В.И. Лобов у многих ассоциируются только со сценой и музыкой, солистка оркестра Весна Ковалевич, работая по профессии техническим переводчиком, поет в одном из оркестров в г. Москве.

Преподаватели ИМИ ИжГТУ всегда с удовольствием пели и играли с оркестром. В первые годы с оркестром ИМИ пела преподаватель кафедры иностранных языков Галина Стерхова, обладательница великолепного сопрано. В ее исполнении на английском языке звучали мелодии фильмов Голливуда: «Мне декабрь кажется маем…», «Купите фиалок букет, десять су…» и др. великолепно пела зав. кафедры истории Т.В. Замостьянова на 50-летии оркестра ИжГТУ – «The shadow of your smile» и др.; постоянным участником концертов оркестра был И.В. Абрамов - «Дружба»**, «Есть этот миг…» и многое другое. Ректор Б.А. Якимович исполнил на одном из концертов соло на гитаре с оркестром свое любимое произведение «Yesterday».

Концертные программы составляют часть эмоциональной, творческой среды Университета. Оркестр имеет прекрасное обеспечение: все необходимые музыкальные инструменты, постоянное «место жительства» - зал для репетиций; оркестр участвует во всех плановых мероприятиях, праздничных концертах, традиционных встречах со студентами-первокурсниками в проекте «По ступеням музыкальной лестницы», на первых встречах первокурсников с Ректоратом ИжГТУ, на традиционном прощальном вручении «Красных дипломов лучшим выпускникам ИжГТУ».

Биг-бенд ИжГТУ и джаз НГТУ у памятника П. И. Чайковского в  г. Воткинске
Биг-бенд ИжГТУ и джаз НГТУ у памятника П. И. Чайковского в г. Воткинске

Оркестр ИжГТУ играет заметную роль в музыкальной жизни Ижевска, выступая с программами в концертных залах города; представляет ИжГТУ и республику на фестивалях и конкурсах: в 2005 году оркестр был приглашен белорусским НГТУ в г. Минск, где выступил с концертом на праздновании Дня Победы В Великой Отечественной войне; спешно выступил в г.Саратове на фестивале джазовой музыки «Заволжье-2007», в г.Ижевске на 9-м ежегодном международном ижевском джаз – фестивале; в 2008г. в г.Новосибирске Оркестр стал лауреатом IV межрегионального студенческого джазового фестиваля, в 2009 г.- дипломантом V межрегионального студенческого джазового фестиваля в г.Новосибирске.

-10

С 2009 г.Ижевский технический университет сам стал площадкой для ежегодных (первого в 2009, второго 2010, третьего 2011гг) Хот Джаз Марафонов студенческих оркестров в ИжГТУ.

Сегодня состав оркестра построен по принципу Биг Бэнда, а именно: дирижер заслуженный артист УР А. Елисеев;

- группа саксофонов: лидер группы и солист оркестра выпускник ИжГТУ, лауреат IV межрегионального конкурса джазовых студенческих оркестров в г. Новосибирске Андрей Сёмин; Морозова Л. –старший преподаватель кафедры «Физика» ИжГТУ; Уваров Антон – выпускник ИжГТУ; Ившин Алексей – выпускник ИжГТУ; Трифонов О.А. –д. техн. наук, доцент каф. АМО, участник оркестра с 1953 г; Волков Кирилл – студент, стипендиат премии Н. Гутаровича;

- группа тромбонов: лидер группы - Широких С.В. заслуженный артист УР; Зинатуллина Альбина - студентка ИжГТУ; Байраншин Ю.С. – выпускник ИжГТУ, участник оркестра ИжГТУ с 1961 г.; Пучинин Сергей- аспирант ИжГТУ; Баженов Алексей- студент ИжГТУ;

- группа труб: лидер группы- Машнин Д.А, , лауреат IV межрегионального конкурса джазовых оркестров в г. Новосибирске; Александров Данил- студент ИжГТУ; Тепляшин Иван- студент ИжГТУ; Брызгалов Никита- студент ИжГТУ; Охотников Андрей- студент ИжГТУ; Лысков А.П. – труба, мастер музыкальных инструментов оркестра.

- группа сопровождения: фортепиано - Хайрутдинова Эльвира – студентка ИжГТУ; Шутов Александр – студент , бас-гитара; Ветошкин Андрей – гитара - соло, магистрант ИжГТУ; Рассохин Сергей – гитара-соло аспирант ИжГТУ; Будников Андрей – ударные, студент ИжГТУ;

- солистка оркестра, студентка ИжГТУ Александра Муканова, лауреат Ш Всероссийского фестиваля-конкурса « Свежий ветер» в г. Оса 2011 года ; Весна Ковалевич, выпускница ИжГТУ, лауреат IV межрегионального фестиваля-конкурса студенческих джазовых оркестров в г. Новосибирске

- аранжировщик оркестра гитарист Зимин Александр Николаевич, старший инженер кафедры « Культурология» ИжГТУ.

Оркестр, по-прежнему, неизменный участник всех важных событий и концертных проектов университета. К приближающемуся 60-летию ИжГТУ и своему 60-летию (февраль 2013 г.) оркестр ИжГТУ под управлением заслуженного артиста УР Андрея Елисеева и художественного руководителя заслуженного артиста Российской Федерации Германа Власова готовит новую программу.

23 сентября 2011 г. Оркестр ИжГТУ открыл своим концертом III Всероссийский джазовый фестиваль-конкурс «Свежий ветер» в г. Оса Пермского края. Зал был заполнен участниками фестиваля - конкурса, педагогами музыкальных училищ, колледжей из г. Оса, г. Екатеринбурга, Москвы , г. Чайковского и др.; С оркестром, в качестве иллюстрации к мастер-классу, композицию Д.Эллингтона "Dont Get Around Much Anymore" пела член жюри певица из г. Москвы Ольга Олейникова. В ноябре 2011 года оркестр ИжГТУ будет защищать честь своей альма-матер в г. Новосибирске на межрегиональном студенческом джазовом фестивале.

Итак, минуло 60 лет… Оркестр ИМИ-ИжГТУ, как студенческий творческий проект, состоялся! Оглядываясь на минувшие десятилетия, теперь можно с уверенностью сказать, что судьба оркестра – это не только дань традиции, это лучшее особой педагогической роли творческих коллективов в формировании гармоничной личности выпускников, в формировании у молодых людей активной жизненной позиции; это высокий культурный потенциал вуза, определяющий его признание не только среди молодежи, но и общественности города, региона и, что очень важно, - среди студентов и преподавателей российских и зарубежных университетов.

воспитании студенчества, его влияния на формирование у молодых людей активной жизненной позиции и замечательных личных качеств: умения настойчиво работать самому и работать в команде, умения добиваться поставленной цели, в стремлении к высокой общей культуре и профессионализму.

Поэт Б.Ш. Окуджава однажды написал: «Счастлив дом, где звуки скрипки наставляют нас на ум….».

В нашем доме - музыка звучала всегда…

* Николай Леонардович Гуторович – выпускник машиностроительного факультета ИМИ 1959 года, был рекомендован в целевую аспирантуру, и в тоже время готовился к выступлению на весеннем заключительном концерте Всесоюзного конкурса самодеятельности, который проходил в Новосибирске. На конкурсе молодого инженера, исполнившего романс М.И. Глинки “Не искушай меня без нужды…” и ставшего лауреатом, заметил Председатель жюри, композитор Тихон Хренников и настойчиво посоветовал самодеятельному певцу серьезно учиться музыке. Он записал фамилию певца и пригласил его приехать в сентябре Москву, в консерваторию им. Чайковского. Там Тихон Хренников представил талантливого самодеятельного певца В. Свешникову, ректору Московской Консерватории им Чайковского. В результате, выпускник технического вуза был зачислен без конкурса на второй (!) курс Московской консерватории (класс В. Г. Шушлина).
В 1965 году Николай Гуторович становится солистом Московского Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, где и работает до сих пор. В репертуаре Николая Гуторовича разнообразные партии для лирического тенора: Ленского в “Евгении Онегине”, Вольдемона в “Иоланте”, Альмавивы в “Севильском цирюльнике”, Рудольфа в “Богеме”, арии из опер и оперетт Оффенбаха, Стравинского, Прокофьева, Хренникова, - всего за эти годы более 25 ведущих партий.
В 2001 году за камерную программу «Памяти Александра Вертинского» Николай Гуторович был удостоен премии Фонда И. Архиповой. По словам учредительницы премии, при исполнении Вертинского певец «не подражает великому „печальному Пьеро“, но дает собственную оригинальную трактовку его ариетт, используя богатейшие возможности своего голоса и актерский талант.
Искусство Николая Гуторовича, солиста Московского академического музыкального театра имени народных артистов СССР К. С. Станиславского и В.И. Немировича–Данченко было высоко оценено на гастролях в Польше, Венгрии. Швейцарии, Австрии, ФРГ, Японии. Н. Л. Гуторович- Дипломант II Всесоюзного конкурса вокалистов им. Глинки (1962), Заслуженный артист России.
Н. Л. Гуторович во время своих визитов в Ижевск обязательно выступает в родном университете. С большим успехом в этих концертах выступает и его жена - заслуженная артистка РСФСР, лауреат международного конкурса вокалистов в Токио Лидия Захаренко. В ИжГТУ учреждена именная студенческая стипендия им. Гуторовича.
“Всем, что мне удалось, чем я счастлив, я обязан своему механическому институту», - говорит Николай Гуторович, - «Здесь во мне воспитали не только величайшее уважение к труду и коллективу, дали образование. Институт дал мне реальное мироощущение, целеустремленность, ясность мечты».

**

Однажды в Америке два солидных иностранца зашли в ночное джаз-кафе и сорвали у публики и негров-джазменов бурные аплодисменты, исполнив отрывок из Дж. Гершвина и чудное танго на русском языке "Когда простым и нежным взором …. ". Посетители кафе не просто хлопали, а буквально вскакивали с мест, чтобы слышать и видеть заезжих музыкантов.

Экспромт- концерт в Америке давали два профессора из российского технического университета - Иван Васильевич Абрамов и Вениамин Иосифович Гольдфарб, а та самая песня-танго " про дружбу" - визитная карточка «самого малого состава» джаз-оркестра ИжГТУ.

Несколько слов об истории этой песни. Музыку нежного танго написал композитор Поль Марсель Александрович Русаков, уроженец Франции, вырос в Петербурге. Младшая дочь Русаковых - Эстер – жена поэта Даниила Хармса. Поль – выпускник Ленинградской консерватории по классу фортепиано и теории композиции , был знаменитым на весь СССР, как автор танго «Игра любви», «Тайная любовь» и «Танго-Тампа»; был знаком с Сергеем Есениным (романс «Отговорила роща золотая»- музыка Русакова); был музруководителем Театра Особой Дальневосточной Армии. А первой исполнительницей " Дружбы" на стихи Аркадьева и музыку Поля Марселя стала знаменитая Изабелла Юрьева. Некоторые слова в ней отличаются от знакомого нам текста, но это та самая песня…

Поль Русаков был арестован в 1937 году, 10 лет провел в Вятлаге, в 1956 г. по окончательной реабилитации и ходатайству Д. Д. Шостаковича, вернулся в Ленинград. Саша Поль Марсель, коллекционер и руководитель «Международного центра социально-гуманитарных инициатив», сын Поля Марcеля, в начале 2000 годов подарил Музею истории Петербурга реликвии, оставшиеся в наследство от отца: блок-флейту и дирижерскую палочку Дмитрия Шостаковича.