Найти в Дзене

Кинорецензия от таксиста: Che'la'Vek Che'la'veku Brat

Под занавес 2025-го года в Горно-Алтайске внезапно случился локальный культурный фурор и кинотеатральный аншлаг: с очень большим трудом удалось достать билеты на премьеру полнометражного фильма, сценарно снятого полностью на алтайском языке. Причём фильм уроженца Горного Алтая режиссёра Михаила Кулунакова "Волки" получился настолько мощным, цельным и талантливым во всех отношениях, что я бы смело вручил ему хоть Оскара, хоть любую другую престижную кинопремию. Ну, вот, - возможно скажете вы, - опять попался универсальный всезнающий таксист, который думает, что разбирается в любом говновопросе, и даже в киноискусстве.
C'est la vie, но этот таксист, ещё в советской молодости, на протяжении почти пяти лет еженедельно посещал новосибирский киноклуб с просмотром всех знаменитых шедевров мирового кинематографа - фильмов, малодоступных в то время маститых мастеров - Федерико Феллини, Вима Вендерса, Ингмара Бергмана, Андрея Тарковского, Акиры Куросава, Карлоса Сауры, Луиса Бунюэля... На зас

Под занавес 2025-го года в Горно-Алтайске внезапно случился локальный культурный фурор и кинотеатральный аншлаг: с очень большим трудом удалось достать билеты на премьеру полнометражного фильма, сценарно снятого полностью на алтайском языке. Причём фильм уроженца Горного Алтая режиссёра Михаила Кулунакова "Волки" получился настолько мощным, цельным и талантливым во всех отношениях, что я бы смело вручил ему хоть Оскара, хоть любую другую престижную кинопремию.

-2

Ну, вот, - возможно скажете вы, - опять попался универсальный всезнающий таксист, который думает, что разбирается в любом говновопросе, и даже в киноискусстве.

C'est la vie, но этот таксист, ещё в советской молодости, на протяжении почти пяти лет еженедельно посещал новосибирский киноклуб с просмотром всех знаменитых шедевров мирового кинематографа - фильмов, малодоступных в то время маститых мастеров - Федерико Феллини, Вима Вендерса, Ингмара Бергмана, Андрея Тарковского, Акиры Куросава, Карлоса Сауры, Луиса Бунюэля... На заседаниях киноклуба этот таксист встречался с известными кинокритиками, со съёмочными группами художественных и документальных фильмов, обсуждал экспериментальное кино с культурной элитой огромного мегаполиса, так что, поверьте, кое-что о кино я тогда всё ж таки познал. И данные знания на протяжении многих лет помогали мне в сепарации хорошего кино от мусора, подделки или псевдоискусства, в определении буквально по небольшому фрагменту степени профессианализма (а порой и гениальности) режиссёра, оператора или монтажёра...

Да, случалось иногда видеть высокобюджетные картины с приглашёнными звёздами, а порой и просто кишащие известными актёрами, но при этом удручающие банальностью сюжета, небрежностью актёрской игры, безвкусицей в выборе музыкального фона, утрированием либо игнорированием художественных средств и способов выражения идеи, мельтешаще беспорядочной сменой крупных и дальних планов... Так вот, в фильме на алтайском языке известных актёров, за исключением, разве что, Амаду Мамадакова, нет. Зато нет ни банальности, ни небрежности, ни безвкусицы, ни утрирования. Есть стиль, который в одном из кинообзоров окрестили, как кровавый алтайский эпос. Хотя я бы с данной формулировкой не согласился, поскольку в моём сознании эпос стойко ассоциируется с эпитетом героический, а в фильме ни одного положительного героя я так и не увидел.

-3

Что касается характеристики фильма, как "кровавый", то с уже первой киноминуты становится понятно, что в заключительных титрах картины надписи "ни одно животное на съёмках не пострадало" не будет. И всё же крови и убийств в фильме, на мой взгляд, гораздо меньше, чем в современных голливудских боевиках и хоррор-фильмах. Зато жестокость, месть и ненависть прямо-таки атакуют зрителя. В противовес людской злобе с экрана, как всегда, выступают Красота, Жизнь, Радость и Любовь. Жаль, но в конце фильма любовь и радость окончательно проигрывают примитивно жестоким, практически первобытным, поведенческим реакциям практически всех членов специфически по-тюркски, но всё же социально расслоённого общества посткочевого периода - более, чем вековой давности. Но в данном контексте фильм перестаёт быть сугубо историческим или чисто алтайским - он как никогда современен и актуален в плане взвешивания элементарных понятий морали: наверняка после просмотра каждому найдётся, что осознать и изменить в себе. Ведь в конце концов принять ответственность за Жизнь, встать на сторону Любви и Света, научиться отличать Добро от зла - для большинства именно в этом и состоит трудноуловимая сверхзадача существования. Вовсе не карьера, деньги, еда, автомобиль или жильё, а Любовь, богатство внутреннего мира и общее Счастье... Раскрыть свой потенциал, реализоваться в Жизни, стать её неотъемлемой частью... Герои алтайского фильма за суетой и решением насущных проблем этого сделать не успевают... Даже дети в итоге уходят за занавес снежного бурана, затаив чувства мести, злости и ненависти.

Думаю, мало кто, посмотрев данный фильм, добровольно согласился бы жить в настолько жестоком мире коварных и смертельноопасных взаимоотношений. Однако реальность такова, что в почти таком мире, проявленной и затаённой ненависти, мы сегодня и проживаем. Изменить его мы безусловно можем и обязательно должны, приняв за точку отсчёта и меру оценки Любовь, и пусть жестоким тогда остаётся только прошлое, и только в кино.

Современным и своевременным сделало фильм "Волки" и его влияние на целую, хотя и малочисленную, нацию. Что может значить для практически всего сотни тысяч алтайцев появление масштабного, вышедшего в общероссийский прокат, фильма на алтайском языке, снятого алтайским же режиссёром? Конечно же, происходит и рост национального самосознания, и укрепление позиций алтайского языка, в Республике всецело ощущается общий культурный и духовный подъём.

По Горно-Алтайску ползут слухи о том, что режиссёр Михаил Кулунаков планирует снимать продолжение своего фильма. Думаю, что слух этот родился после шутки одного из актёров, на презентации картины, про то, что он был бы не прочь сняться в продолжении драмы. Сам же режиссёр в своих интервью ничего подобного не обещал...

Да-да, после просмотренных "Волков", заинтересовавшись новым именем, я с жадностью посмотрел пару интервью с Кулунаковым, оценил масштаб сложностей при съёмках в условиях Горного Алтая, а также нашёл в Инете несколько его предыдущих киноработ, и понял, что в его фильмах рядом с выдающимся талантом Михаила неразделимо соседствует и операторское искусство его жены - Ольги.

В этом тандеме и рождается киноволшебство космического масштаба, которое я бы поставил в один ряд с работами Люка Бессона, Квентина Тарантино и Андрея Тарковского, однако при этом "Волки" остаются уникальными и непохожими на них. Впрочем, лучше один раз увидеть...