"Редкий случай! Ремейк получился лучше оригинала!" - так бы я начал свою статью после просмотра первых пятнадцати минут вышедшего на экраны в 2025 году фильма. Хотя ремейком он может быть назван лишь крайне условно. Оригинал, снятый в далеком 1987-м, был настолько не схож с книжным первоисточником Стивена Кинга, что в титрах значилось лишь скромное "по мотивам произведения Ричарда Бахмана" (литературный псевдоним Кинга, под которым "Бегущий человек" пятью годами ранее был впервые издан). От книги осталась лишь концепция игры на выживание, вскользь упомянутый социальный антураж, да имя главного героя - Бен Ричардс. Фильм, ныне обретший статус культового, на момент выхода, однако, провалился в прокате, не спас даже козырной туз создателей - Шварц. И это при том, что после "Коммандо" за Арнольдом прочно закрепилась репутация актера (смешно последнее слово писать, Шварценеггер всегда "играл" только самого себя), способного вытянуть даже самое трэшевое кино с маразматическим сценарием. Проколы первого "Бегущего" не увидит только слепой: огромные "банки" главного героя, накаченные в условиях тотального голода и отсидки в исправительно-трудовом лагере, размещение штаба повстанцев прямо посреди выделенной для игры территории, видеокамеры, установленные исключительно там, где нужно персонажам фильма... И везде Шварц, Шварц, Шварц, в финале возглавляющий чуть было не госпереворот, по итогам которого главного шоумена отправляют в ад, а по телеэкранам начинают вещать обжигающую ПРАВДУ. И все граждане мигом ПРОЗРЕВАЮТ.
В реальности же даже в случае победы повстанцев, Ричардс при лучшем для него раскладе словил бы через недельку пулю в спину - мавр сделал свое дело, мавр может уходить. Снято было, впрочем, донельзя бодро, смотрится и сейчас на одном дыхании и определенное впечатление производит. И теперь вот на экраны вышел новый "Бегущий" с Гленом Пауэллом в главной роли.
Чем это кино действительно хорошо (по крайней мере для меня): за исключением концовки сюжетная линия фильма следует за литературным первоисточником. Персонаж Пауэлла, как и в книге, перемещается по маршруту: квартира в неблагополучном (крайне мягко сказано) гетто, где он живет вместе с женой и опасно заболевшей дочерью — элитный район, где обитатели социального дна могут появляться только ради кастинга для участия в играх — здание Сетевой корпарации Игр — студия «Бегущего человека» — магазинчик тайком барыжащего левыми документами знакомого Ричардса — отель в Нью-Йорке — отель в Бостоне, откуда Ричардс сбегает от «охотников» по канализационному коллектору — встреча с чернокожим бунтарем Брэдли — перемещение в Манчестер и маскировка под священника — очень короткое пребывание в Портленде у знакомого Брэдли и бегство оттуда — захват в заложники Амелии — перемещение в аэропорт и захват самолета — вылет. Таким образом, перед нами полноценная экранизация, а не вольная фантазия, созданная обкурившимся сценаристом.
Дьявол, однако, кроется в мелочах. Сознавая, что большую часть аудитории будут представлять поклонники фильма 1987 года со Шварценеггером в главной роли, создатели вместо книжного жилистого двадцативосьмилетнего бича Бена Ричардса с его 188 см роста и 75 кг веса вновь представили нам почти сороколетнего молодца с плечами не во всякую дверь, чем с ходу пустили под откос и здравый смысл, и логику. Главный герой, напомним, соглашается участвовать в шоу с минимальными шансами на выживание потому что ему не на что купить болеющей дочери лекарства. А, пардон, откуда у тебя нашлись деньги на жратву, на которую ты накачал себе такую прекрасную мускулатуру с шашечками на прессе? Чтобы иметь такое тело необходимо питаться регулярно, и притом очень хорошо. Это на белковых пилюлях, которые в книге правительство раздает безработным вместо еды, можно так раскачаться? Едем дальше. Ричардс — безработный. Только в книге причина заключается в драке с начальником из-за вредных условий труда, причем Кинг, характеризуя героя, отмечает его нелюдимость и нежелание вступать в какие-либо группы и профсоюзы. В фильме же из него, наоборот, сделали профсоюзного борца за права трудящихся. С одной стороны это перекликается с остросоциальной темой романа (а «Бегущий человек», наверное, САМАЯ бунтарская книга Кинга), с другой стороны полностью меняет в наших глазах образ Ричардса. При этом в отличие от экранного персонажа, предпочитающего месяцами сидеть в депрессии дома и жить на деньги жены, аки Сергей Довлатов первое время после эмиграции в Америку, исходный Ричардс официально нетрудоустроенным был уже много лет, но при этом регулярно шабашил везде где можно, в то время как другие безработные шлялись по улицам, либо грабя и попрошайничая, либо притворяясь, что ищут работу.
Понятно что режиссер Эдгар Райт не хотел излишне сгущать краски, дабы не отпугнуть пришедшую пожевать попкорн и попить колы публику. Улицы Кооп-Сити, по которым идет Бен Ричардс, как две капли воды похожи на наркоманские кварталы нынешнего Нью-Йорка и Филадельфии (кстати, время действия в романе — 2025 год, сбылось), однако одет главный герой вполне прилично в отличие от своего книжного прототипа. Последний таскал на себе обноски и под ними (исключительно по настоянию жены) дырявое нижнее белье на тощей заднице, чем выгодно отличался от соседей, давно на такой предмет гардероба как трусы забивших. Идеальным местом съемки «Бегущего человека» были бы бразильские фавелы со всем сопутствующим описанным в книге антуражем: голод, миллионы безработных, огромное количество наркотиков. Голосование уже 11 лет как компьютеризированное, очная явка избирателей не требуется. Об этом в фильме, кстати, не упомянуто — слишком явная бы получилась ассоциация с махинациями демократической партии США на нескольких последних президентских выборах. Либеральная повесточка как обычно представлена во всей красе. ВСЕ без исключения чернокожие в фильме — положительные персонажи. Даже хитрозадый вертлявый ведущий шоу (Колман Доминго приятно напоминает Эдди Мерфи времен «Достопочтенного джентльмена») в концовке безо всякой хоть сколько бы внятной причины перековывается и уходит с гордо поднятой головой, хамя на прощание главному антогонисту, исполнительному продюссору Киллиану, которого сыграл Джош Бролин (при том, что в книге последний описан как человек с настолько темным цветом кожи, что Ричардс, увидев его, сначала подумал, что перед ним манекен).
Парадоксальным образом нового БЧ испортил БЧ старый. Создатели фильма ради кассового успеха постарались напихать в него как можно больше отсылок в фильму 1987 года, оставив при этом сюжетную линию литературного первоисточника — и не преуспели. Глен Пауэлл, расхаживающий в одном полотенце с роскошным торсом (хотя, понятное дело, и не дотягивающий до параметров семикратного победителя «Мистер Олимпия», даже изрядно похудевшего на момент съёмок из-за проблем со спиной), клетки-тубусы, в которых участников шоу отправляют в игру, вся обстановка студии, включая группу поддержки. И возведенный в квадрат садизм: пара десяти-двенадцатилетних пацанов сжигают заживо женщину из огнеметов (куда же без них), преследующих героя загонщиков поджаривают на находящейся под током металлической решетке, незадачливого бегуна пулями отбрасывает на ленту дробящей машины, моментально превращающей его в кровавый фарш, другому несчастному двумя бревнами разносят голову. С экшеном порой откровенно перегибают, как, к примеру, в сцене в доме Элтона Парракиса, превращенном в одну сплошную ловушку (взглянув на него удавился бы от зависти даже Джон Крамер из «Пилы»). При этом по главному герою палят очередями — и не попадают, конечно. Подобные эпизоды своей откровенной глупостью напрочь убили социальный посыл кинговской антиутопии с экологической катастрофой, социальным неравенством, бедностью, голодом, превращенным в послушных скотов населением с промытыми масс-медиа мозгами и засилием садистских телешоу, придуманных как раз для того, чтобы превентивно устранять таких бунтарей как Ричардс. Чтобы не погружать зрителей в совсем уж глубокую меланхолию, создатели изменили концовку: смертельно раненый главный герой уже не врезается на самолете в небоскреб корпорации игр, забирая вместе с собой и Киллиана, и весь обслуживающий шоу персонал, а то ли оказывается сбитым на подлете, то ли катапультируется с последующим участием в массовом восстании (с какого рожна оно из-за Ричардса поднимется - решительно непонятно, даже в фильме со Шварценеггером автор сценария Стивен де Соуза, надо отдать ему должное, хотя бы додумался до существования некой законспирированной тайной организации). Здесь стоит учитывать, что после трагедии 11 сентября в Америке действует негласное табу на изображение в кино терактов с попадаюшими в небоскребы самолетами. Есть даже прямая отсылка к событиям четвертьвековой давности; во время прямого эфира с находящимся в самолете Ричардсом негр-шоумен спрашивает: «ты собираешься врезаться в здание, где находятся 5000 человек?» — примерно столько было погибших после падения башен-близнецов в Нью-Йорке.
Подведем итоги. Да, вышедший на экраны фильм — это настоящий кинговский «Бегущий человек», в отличие от дорогой сердцу поклонников «железного Арни» поделки 1987 года. Но «Бегущий человек» выхолощенный, огламуренный, потерявший кинговскую злобу, бульдожью социальную сатиру книжного оригинала, вообще-то нечасто проскакивающую в произведениях этого американского писателя (хотел написать «классика». Нет. Не то что недотягивает, несколько его рассказов внесены даже в антологию литературы США, но... Кинг — классик? Черт, как же мы постарели, если это так...) Желание цитировать «Манифест коммунистической партии», появляющее было на первых порах, быстро пропадает под лавиной второсортного экшена, а также накаченных фигур и сытых, просящих кирпича физиономий безработных пролетариев. Общая оценка — четыре с минусом. Неплохое кино для любителей жанра, если ранее не довелось ознакомиться с романом. Последний, кстати, тоже далеко не лучшая книга автора. Стоит ли ее читать? Пожалуй, да. Кинг оказался неплохим провидцем, к глубокому сожалению.
«Приятного» чтения!
Иллюстрация к книге: пролетарий со скульптуры И.Шадра намного больше похож на Бена Ричардса, чем и Глен Пауэлл, и Арнольд Шварценеггер вместе взятые.