Автор - русский историк из Латвии Игорь Гусев, специально для Sputnik
Есть вещи, которые кажутся нам бесспорными и незыблемыми. Вода - мокрая, огонь - обжигает, если уронить камень, то он падает, а не зависает в воздухе. Вот таким же незыблемым и стойким было когда-то понимание истории Великой Отечественной войны, с которым мы росли, духовно созревали, становились взрослыми, патриотично настроенными людьми.
Прежде все от мала до велика знали, что гитлеровский нацизм - это фактическое воплощение подлинно инфернального зла, а Гитлер и его сподвижники есть его зримое проявление. Наши героические солдаты несли освобождение от гитлеровского нацизма народам Европы, и миллионы людей встречали их с благодарной любовью и радостью. Именно как своих самоотверженных освободителей от лютого нацистского режима. Наше дело - справедливое и правое. Это не обсуждалось. Это была бесспорная истина. Аксиома.
И вот буквально на наших глазах за относительно короткий срок все совершенно переменилось. Мы не будем говорить, почему это произошло. Мы говорим теперь, как это происходило.
То, что еще недавно считалось совершенно неприемлемым, постепенно стало частью общественного восприятия. Окно Овертона расширилось до немыслимых пределов, и через этот распахнувшийся проем стала растекаться зловещая, почти "кинговская" серо-коричневая мгла, полная ненасытных безжалостных чудовищ...
Открыто уже утверждается, что советские солдаты - это оккупанты и враги, сталинский режим - кровавый, и он, как оказывается, гораздо хуже гитлеровского. Мы несли народам Европы совсем не освобождение, но "ужасы ГУЛАГа" и "коммунистическую диктатуру". Нет числа обвинениям и попрекам… И все больше становится тех, кто с готовностью принимает эту новую и опасную "историческую правду", на которой уже старательно взращиваются молодые поколения, и не существует правды другой…
Но с чего же все начиналось? Я прекрасно помню, как в 90-е годы каждое 16 марта в Риге становилось подлинным откровением для множества неонацистских маргиналов, специально съезжавшихся в латвийскую столицу поглазеть на проходивший в тот день ежегодный марш латышских ветеранов-эсэсовцев и сочувствующего им молодняка. Поначалу это было совершенно дико, немыслимо и странно, чтобы в центре европейского города нацистские недобитки открыто, с гордостью демонстрировали свою принадлежность к подразделениям SS, и это не оборачивалось для них серьезнейшими неприятностями. И все чаще видные латышские политики, известные общественные деятели и первые лица государства латвийского демонстрировали свое сердечное сочувствие к участникам этих сборищ, а порой даже принимали в них непосредственное участие…
Ну да, конечно. Ведь это "борцы за свободу Латвии", участники сражений с "тоталитарным коммунистическим режимом", фактически "гордость нации! По крайней мере, именно этим оправдывали национально настроенные публичные латышские интеллектуалы проведение шествий в память верных солдат Гитлера.
Прецедент был налицо. И загорались восторгом физиономии заезжих неонацистов: "А что, так можно теперь?!" Выходит, зря они продолжают таиться… И вот уже на улицах европейских городов, а также на всем постсоветском пространстве молодые и зрелые почитатели идей бесноватого фюрера и его соратников начинают открыто выражать свои взгляды, демонстрировать свои политические симпатии, и нацистская "зига" становится почти официально признанным, уже ненаказуемым жестом. Нацистские идеи, сдобренные щедрой порцией пещерной русофобии, становятся смертельной духовной отравой, способной изувечить человеческое сознание до полной его извращенности.
Мой университетский преподаватель профессор Крупников рассказывал, как в начале 2000-х он был в Польше и в поезде случайно разговорился с двумя молодыми поляками, которые приняли его за немца. Надо заметить, что мой почтенный профессор, закончив до войны в Риге немецкую школу, говорил по-немецки совершенно свободно, да еще с отчетливым "остзейским" аристократическим произношением. Восторженные поляки буквально осыпали его выражением своего глубочайшего почтения как представителя "высокой германской культуры". Они говорили о том, как много значит для поляков Германия и как благодарны они должны быть за это немцам. Несколько озадаченный подобными изъявлениями Петр Яковлевич, бывший советский офицер, в годы войны воевавший в рядах 130-го Латышского стрелкового корпуса, поинтересовался причиной такой неожиданной симпатии к немцам, ведь, как известно, в годы войны гитлеровцы оккупировали Польшу и в рамках своего "нового порядка" организовали прямое уничтожение национальной польской элиты.
Например, во время проведения с сентября 1939 по апрель 1940 года в разных регионах Польши так называемой Intelligenzaktion немецкие оккупанты расстреляли более 50 000 польских дворян, священников, учителей, представителей творческих профессий, политических и общественных деятелей. В годы войны десятки тысяч польских интеллигентов отправлялись немцами в концлагеря, из которых вернулись немногие… Подобные "профилактические мероприятия" гитлеровцы проводили постоянно. Ведь для них поляки являлись, прежде всего, представителями расы "славянских недочеловеков".
Профессор Крупников вспоминал о временах гитлеровской оккупации: "Ужасало то, что гордые поляки вдруг оказались на положении людей третьего сорта. Один немец рассказывал мне о своем отце. Тот, потомственный дворянин, получил в только что завоеванной Польше поместье. В сопровождении эсэсовцев он явился перенять новую собственность. Навстречу вышла хозяйка, польская аристократка. Она обратилась к нему по-французски, отец ответил и поцеловал ей руку. Офицер-эсэсовец был возмущен: как можно целовать руку представительнице низшей расы?"
И как же отреагировали на эти факты молодые польские собеседники моего уважаемого профессора? Реакция их была чрезвычайно удивительна: "Зато при немцах был порядок. Высокая европейская культура! И, вообще, они уничтожали недостойных жителей Польши: евреев и прокоммунистически, русофильски настроенное польское быдло. Настоящих, истинных поляков они ценили и уважали!"
Эти молодые "польские арийцы", получившие воспитание в постсоветскую эпоху, пытались уверить Крупникова в том, что настоящие беды в Польшу пришли после того, как "вторгшиеся с востока орды русских варваров" установили в стране коммунистический режим… Эти персонажи были свято уверены в своей правоте, и переубеждать их являлось напрасной тратой времени.
Данная история - не частный случай и не ужасающий курьез. Сегодня в Польше все больше сторонников обретает идея, что гитлеровский террор в годы войны способствовал очищению польской нации и потому его можно рассматривать как благо. Теперь солдаты Красной армии и польские бойцы из дивизии имени Тадеуша Костюшко, плечом к плечу сражавшиеся против гитлеровцев, больше не освободители, но оккупанты, принесшие на польскую землю "зло и власть коммунистов"…
Для нас, тех, кто в детстве с восторгом взирал на подвиги героев польского телесериала "Четыре танкиста и собака", это кажется совершенно невероятным. Но теперь это становится реальностью.
Лет 15 назад мне довелось выступать с докладом на одной международной научной конференции, посвященной истории Второй мировой войны. В ходе ее проведения участникам показали один из самых пронзительных и страшных художественных фильмов, снятых о том времени, - "Иди и смотри". Специально для иностранных гостей фильм показывали в дублированном на английский язык варианте. Этот фильм есть шокирующая правда, подтверждаемая множеством документальных свидетельств. Он обжигает душу и заставляет по-иному относиться к событиям давнего прошлого.
Но меня поразила странная реакция иностранных зрителей во время просмотра. С их рядов доносились смешки, ироничного тона глумливые реплики, откровенный хохоток. Особенно шумно "прикалывались" они во время сцены, когда каратели жгут белорусскую деревню. Несколько французских журналистов откровенно потешались над происходящим на экране.
Сказать, что я был потрясен, значит, не сказать ничего… Это было невозможно, немыслимо. Почему они так себя ведут, что их побуждает?! Все разъяснила мне переводчик, историк Олеся Орленко, которая потрясена была не меньше моего. Она сказала: "Просто они не верят. Считают, что этого не могло в реальности быть. Они говорят, что весь этот фильм есть примитивная советская пропаганда, и потому веселятся. Радуются своей разумной прозорливости. С ними бесполезно спорить…"
Много сил отдал я тому, чтобы историческая правда о Саласпилсском лагере, этом крупнейшем нацистском концлагере в Прибалтике, не истончилась, не угасла. В этот лагерь нацисты отправляли из Беларуси множество женщин с детьми. Этих детей потом разлучали с матерями, содержали в отдельных бараках, истязали. Нацисты выкачивали у них кровь, после чего многие малолетние узники умирали.
В современной Латвии, где Саласпилс официально объявлен "воспитательно-трудовым лагерем", все это считается надуманным бредом и "наглыми советскими фальсификациями". Мне приходилось слышать аргументацию такого рода: "Подумайте, немцы - это цивилизованная европейская нация! Как возможно предположить, что они могли брать кровь у маленьких деток! Это просто наглая ложь бесчестной коммунистической, русской пропаганды".
Еще живы свидетели - бывшие малолетние узники Саласпилса, которые непосредственно сами подвергались этой процедуре. Лично мне бывшая узница Эльвира Иляхина показывала, как и в какую вену на руке вставлял эсэсовский врач иглу с трубочкой, по которой ее детская кровь стекала в банку… Когда на научной конференции в Саласпилсе эти люди делились своими страшными воспоминаниями, я вновь услышал знакомые смешки. Оглянувшись, увидел группу молодых латышских журналистов, откровенно не скрывавших своего насмешливого отношения к тому, что звучало в зале… Ну да, конечно, ведь рассказы бывших малолетних узников есть не что иное, как "наглая советская фальсификация". Это все россказни "лживых, выживших из ума стариков", а значит, "образованным и мыслящим" можно от души повеселиться.
Есть и другое, более лукавое разъяснение преступным действиям носителей "высокой европейской культуры". Нам говорят: "Немцы заботились о здоровье заключенных. Они действительно брали у них кровь, но исключительно для медицинских анализов…"
Это что же за "анализы" такие, когда кровь бралась банками? Что за "анализы", после которых дети умирали? Но идейные борцы с "русскими фальсификациями" нас слушать не желают. И звучит их задорный молодой смех над костями тех, кто навек упокоился в холодных саласпилсских песках. Этих жизнерадостных, хорошо упитанных дам и господ уже невозможно в чем-то переубедить. Они твердо уверены в своей незыблемой правоте.
Под разговоры о борьбе с "русской оккупацией" и "коммунистическим тоталитаризмом" на протяжении последних десятилетий неустанно и умело осуществлялось переформатирование сознания обывателя, не желающего, не умеющего размышлять, идейного массового потребителя, не способного сопереживать и сочувствовать.
Надо понять главное. Сегодня уже бесполезно ссылаться на факты, демонстрировать документы, зачитывать показания очевидцев. Нам просто не верят, огульно обвиняя в лжесвидетельстве, в прямых фальсификациях. Сегодня важны не факты. Даже самые достоверные и, казалось бы, убедительные. К сожалению, мы теперь пришли к тому, что сами по себе они стали практически бесполезны.
Мало просто факты предоставить, опубликовать, выложить. Теперь прежде всего требуется правильное разъяснение этих фактов, их достойная, грамотная интерпретация. И если этим не будем заниматься мы, то этим будут заниматься наши активные оппоненты. Впрочем, на протяжении многих лет именно этим с немалым успехом они и занимаются.
Опыт этот удался на славу. Новые поколения молодых европейцев, действительно, считают наших бойцов Великой Отечественной войны злодеями-оккупантами и преступниками. Однако омерзительно и страшно не только это. Опасно, что прямым следствием такого псевдоисторического подхода становится то, что идет оправдание, ползучая реабилитация гитлеровского нацизма. Ведь логично, что если советские солдаты есть "порождение тьмы", то, следовательно, почитаемыми героями становятся те, кто с ними сражался, то есть гитлеровцы. Это кажется абсурдом? Нет, теперь это уже пугающая данность.
В Германии на протяжении долгих лет немцы были затравлены и запуганы послевоенной денацификаций. Они испытывали стойкий комплекс вины. Сегодня германские неонацисты уже гордо поднимают голову. И не только германские… Обыватели стыдятся своих дедов и прадедов, сражавшихся в рядах Советской армии. Зато быть потомком эсэсовца становится престижно.
Советские солдаты в 1945 году загнали сатанинское зло в бездну и захлопнули крышку, как тогда казалось, навсегда. Теперь стараниями наших оппонентов крышка эта распахнута, и из ада потянуло леденящим могильным холодом. Оттуда полезли гитлеровские зомби, не знающие жалости, не чувствующие чужих страданий. Они возвращаются, веря в то, что время их наконец пришло.
Война с ними - это уже не прошлое. Это настоящее. И мы должны, обязаны сделать все, чтобы это не стало будущим для наших детей.