Найти в Дзене

«Жить уж, не оглядываться»: Виктор Сухоруков представил казанской публике программу с рассказами Василия Шукшина

Вчера в Казани народный артист России Виктор Сухоруков дал единственный спектакль-концерт. Под аккомпанемент множества музыкантов он представил зрителям свои интерпретации рассказов Василия Шукшина. Эти истории, одновременно добрые и смешные, местами бесконечно грустные, но всегда правдивые, тронули сердца аудитории. Как Казань приняла программу, премьера которой прошла в августе в Москве, расскажет репортаж «РТ». Фото: Екатерина Андреева, «РТ» ВРЕМЯ РАЗБРАСЫВАТЬ ЛИСТЬЯ… Вчера в Татарской государственной филармонии прошел спектакль «Виктор Сухоруков. Рассказы Шукшина». Это событие стало частью Международного фестиваля искусств «Филармониада», который проводится уже в 18-й раз. Фестиваль, как всегда, удивляет разнообразием: от классики до джаза, от разговорного жанра до танцев, от фольклора до эстрады. Организаторы отмечают, что поэтические вечера, входящие в программу фестиваля, всегда вызывают особый интерес у зрителей. «Притяжением вечера» 10 декабря стал народный артист России Викто
Оглавление

Вчера в Казани народный артист России Виктор Сухоруков дал единственный спектакль-концерт. Под аккомпанемент множества музыкантов он представил зрителям свои интерпретации рассказов Василия Шукшина. Эти истории, одновременно добрые и смешные, местами бесконечно грустные, но всегда правдивые, тронули сердца аудитории. Как Казань приняла программу, премьера которой прошла в августе в Москве, расскажет репортаж «РТ».

Фото: Екатерина Андреева, «РТ»
Фото: Екатерина Андреева, «РТ»

ВРЕМЯ РАЗБРАСЫВАТЬ ЛИСТЬЯ…

Вчера в Татарской государственной филармонии прошел спектакль «Виктор Сухоруков. Рассказы Шукшина». Это событие стало частью Международного фестиваля искусств «Филармониада», который проводится уже в 18-й раз. Фестиваль, как всегда, удивляет разнообразием: от классики до джаза, от разговорного жанра до танцев, от фольклора до эстрады.

Организаторы отмечают, что поэтические вечера, входящие в программу фестиваля, всегда вызывают особый интерес у зрителей.

«Притяжением вечера» 10 декабря стал народный артист России Виктор Сухоруков. Моноспектакль, или музыкально-драматический концерт, шел под аккомпанемент Академического оркестра русских народных инструментов имени Н. Н. Некрасова. На сцене под руководством дирижера Евгения Волчкова играли несколько десятков музыкантов. Мелодии, фольклор идеально сошлись в программе с рассказами Шукшина.

Зал был полон, многие зрители пришли на спектакль с букетами, что не слишком характерно для довольно скупой на эмоции казанской публики.

Спектакль начался почти вовремя, без долгих и излишних представлений участников. Лиричное вступление оркестра, служившее своего рода разминкой, внезапно прервалось громким возгласом «Даешь сердце!». Из глубины сцены появился Сухоруков, а следом на сцену полетели бумажные листы.

Сухоруков исполнил четыре произведения Василия Шукшина – «Даешь сердце», «Микроскоп», «Билетик на второй сеанс» и «Жил человек». В этих рассказах – живые портреты односельчан самого Шукшина из его родной деревни в Алтайском крае. Тут и ветеринарный фельдшер Козулин, тихий, спокойный и даже невзрачный человек, который «даже бабам не понравился», но вдруг взорвался после новостей о пересадке сердца. Андрей Ерин – человек со скупой на радости жизнью, столяр, который решил посвятить себя науке после покупки микроскопа (аппарат жена от греха подальше сдала в комиссионку). Тимофей Худяков, крепкий и хозяйственный, он вдруг на склоне лет начал испытывать тоску – «опостылело всё на свете».

Композиции рассказов, а это диалоги героя с окружающими, просты, как проста и речь, в которой есть место и грубоватой лексике, и даже брани, что характерно для произведений Шукшина. Эмоциональному, харизматичному и искреннему Сухорукову удался образ рассказчика, и он действительно заставил зрителей «и смеяться, и плакать».

…И ВРЕМЯ СОБИРАТЬ ЛИСТЬЯ

«Жил человек» – рассказ о маленьком, сухоньком больном человеке с синими глазами – стал финалом спектакля. Простое, но глубокое раздумье как Шукшина, так и Сухорукова о жизни, о судьбе и о смерти. Жизнь героя трудная, вспомнить добром практически нечего, отчего возникает вопрос о смысле бытия: «А зачем всё, зачем? И никуда с этим не докричишься, никто не услышит». На вопрос «Зачем?», заданный самому себе, автор отвечает: «Жить уж, не оглядываться, уходить и уходить вперед, сколько отмерено. Похоже, умирать-то не страшно».

Фото: Екатерина Андреева, «РТ»
Фото: Екатерина Андреева, «РТ»

Этот «роман со смертью» продолжился оркестровым «Из-за острова на стрежень», во время которого Сухоруков собрал разбросанные в самом начале спектакля листки бумаги. Зал аплодировал стоя, зрители несли цветы, а один юный почитатель таланта артиста попросил оставить автограф на одном из листочков, который оказался на полу в зале. Как призналась после спектакля мама подростка: «Ребенок просто счастлив».

Программа «Рассказы Шукшина» готовилась довольно долго, а ее премьера откладывалась из-за болезни 73-летнего Виктора Сухорукова (в марте 2025 года актер перенес второй инфаркт). Первый показ спектакля для зрителей прошел 8 августа в Москве на сцене Зеленого театра на ВДНХ.

В сети много лестных отзывов о концерте. Один из них особенно запомнился: «Я не был поклонником прозы Шукшина, но после спектакля что-то изменилось, пошел да и купил те самые рассказы, которые исполнял Сухоруков».

Виктор Сухоруков – ныне лицо отечественного театра и кино – долго был неизвестен широкой публике. Слава пришла к нему после съемок в культовых фильмах Алексея Балабанова «Брат» и «Брат-2», после которых за артистом закрепилось бандитское амплуа. «Спрыгнуть» с него актеру удалось после роли императора Павла I в фильме «Бедный, бедный Павел». Затем в его фильмографии были такие знаковые фильмы, как «Остров», «Рай», «Годунов» и многие другие. Сухоруков также сыграл главную роль в этно-триллере «Микулай» татарстанского режиссера Ильшата Рахимбая.

Больше новостей на сайте «Республика Татарстан»