Традиционный диктант редко вызывает восторг у школьников.
Но диктант как активная игра, движение, поиск, код, рисование — это уже другой уровень вовлечённости.
Вот подборка способов, которые помогут сделать диктант инструментом общения, движения и творчества.
1. Running Dictation — диктант в движении
Как работает:
В классе (если есть возможность- за пределами) развешиваются карточки со словами или предложениями. Ученики работают в парах: один “runner” (тот, кто бегает), другой “writer” (тот, кто записывает). Тот, кто бегает, читает текст на стене, возвращается и диктует партнёру.
Как усложнять:
Этап 1: словарный уровень (английский → английский)
На карточках только отдельные слова.
Идеально для разогрева или для младших уровней.
Этап 2: простые предложения (английский → английский)
Бегуну нужно удержать целую фразу в памяти — работает на развитие слуховой памяти, концентрации и правописания.
Этап 3: перевод (русский → английский)
На карточках фразы на русском, а писать нужно английский вариант.
Это отличное упражнение на активное использование грамматики и словаря.
Совет: меняйте роли на половине диктанта: 4 слова или предложения для одного ученика, остальное - для другого, чтобы оба ребёнка и бегали, и писали.
2. "Chinese whisper" - «Глухой телефон»: диктант по цепочке
Ученики становятся в линию. Учитель шепчет последнее слово/фразу самому последнему ребёнку.
Он передаёт следующему — и так далее до первого.
Первый ученик пишет услышанное на доске/ на листочке.
Что можно диктовать:
-отдельные слова (для начального уровня)
-словосочетания
-короткие предложения
-полноценные фразы для уровня А2–В1
-смешные предложения, чтобы добавить эмоций
Почему это работает: ученики внимательно слушают, воспринимают на слух, контролируют произношение — и получают награду в виде забавного результата, если что-то «исказилось».
3. «Correct the poor student» — диктант с ошибками, исправить работу "двоечника"
Учитель заранее пишет текст (слова или предложения) с осознанными ошибками.
Задача детей — найти их и исправить.Что можно отрабатывать:
-орфографию (typical spelling mistakes)
-грамматику (he don’t → he doesn’t)
-лексику (funny substitutions)
Как делать интереснее:
-дать каждому свой «вариант» с разными ошибками
-устроить соревнование «кто найдёт больше»
-сделать групповую работу: каждая команда получает «тетрадь неуспевающего ученика»
4. «Secret Code» — диктант-головоломка
Замечательно работает как со словами, так и с предложениями.
Вариант 1: код-слово
На стенах висят карточки: буква + номер или буква + картинка.
У каждого ученика — листок с набором цепочки из номеров( можно специально сделать не по порядку.
Дети ходят по классу, находят соответствующие буквы и собирают слово.
Вариант 2: код-предложение
Вместо букв — спрятаны целые слова.
Ученики ищут их и собирают правильное предложение.
5. Drawing Dictation — диктант с рисованием (для младших)
Идеально подходит ученикам начальной школы.
Способ 1: угадай по рисунку
Один ученик начинает рисовать слово (например, cat, sun, tree) на доске.
Остальные угадывают, что это, и называют или записывают себе слово.
Способ 2: рисование по слову
Учитель диктует 5–7 слов или раздает листочек с уже напечатанными словами.
Дети рисуют картинки, соответствующие каждому слову.
Потом можно сравнить рисунки, обсудить, кто что услышал.
Почему это полезно:
Это идеальная форма диктанта для детей, которые боятся писать, но любят рисовать.
Используйте разные форматы — и ученики будут воспринимать диктант как интересную активность, а не скучную обязанность.Если хочешь — могу оформить это в виде карусели для соцсетей, чек-листа для учителей или поста для твоего канала.