Найти в Дзене
Книжная полочка

С. Т. Аксаков "Детские годы Багрова-внука" - автобиографическая повесть о детстве, становлении личности, воспитании души

Добрый день, уважаемые подписчики и гости моего канала! Наконец-то я закончила читать "Детские годы Багрова-внука" - вторую часть автобиографической трилогии Сергея Тимофеевича Аксакова, продолжение "Семейной хроники". Эту книгу я не читала, а смаковала, вчитываясь в каждую строчку, в каждое слово. Пожалуй, ничего подобного мне раньше не встречалось, если не считать трилогию Льва Николаевича Толстого "Детство. Отрочество. Юность". Тот, кто читал "Семейную хронику", конечно, помнит, что в ней Сергей Тимофеевич изменил не только фамилию своих родных, но и их имена. Сделано это было намеренно: автор затрагивал разные темы, освещая в том числе и неприглядные факты. Его повествование честное, откровенное, а также хронологически выверенное. В моей книге есть предисловие и послесловие, написанные людьми, изучающими личность и творчество Аксакова. Авторы приводят выдержки из различных документов, метрик, подтверждающие не только реальное существование героев "Семейной хроники", но и различные

Добрый день, уважаемые подписчики и гости моего канала!

Книга из личной библиотеки. Фото автора статьи.
Книга из личной библиотеки. Фото автора статьи.

Наконец-то я закончила читать "Детские годы Багрова-внука" - вторую часть автобиографической трилогии Сергея Тимофеевича Аксакова, продолжение "Семейной хроники". Эту книгу я не читала, а смаковала, вчитываясь в каждую строчку, в каждое слово. Пожалуй, ничего подобного мне раньше не встречалось, если не считать трилогию Льва Николаевича Толстого "Детство. Отрочество. Юность".

С. Т. Аксаков "Детские годы Багрова-внука", издательство "Китап", 2022 год. Фото автора статьи.
С. Т. Аксаков "Детские годы Багрова-внука", издательство "Китап", 2022 год. Фото автора статьи.

Тот, кто читал "Семейную хронику", конечно, помнит, что в ней Сергей Тимофеевич изменил не только фамилию своих родных, но и их имена. Сделано это было намеренно: автор затрагивал разные темы, освещая в том числе и неприглядные факты. Его повествование честное, откровенное, а также хронологически выверенное.

В моей книге есть предисловие и послесловие, написанные людьми, изучающими личность и творчество Аксакова. Авторы приводят выдержки из различных документов, метрик, подтверждающие не только реальное существование героев "Семейной хроники", но и различные этапы их жизни: рождение, венчание, состав семьи на определенный год и т. д.

Повесть "Детские годы Багрова-внука" была написана Сергеем Тимофеевичем для внучки Оли и ей же посвящена.

Внучке моей Ольге Григорьевне Аксаковой
С. Т. Аксаков "Детские годы Багрова-внука", издательство "Китап", 2022 год. Фото автора статьи.
С. Т. Аксаков "Детские годы Багрова-внука", издательство "Китап", 2022 год. Фото автора статьи.

В произведении Аксаков подробно рассказывает о жизни ребенка от младенчества до девятилетнего возраста. Ребенок - это он сам в детстве, хоть об этом прямо и не указано в повествовании. Мальчика зовут Сережа Багров. Писатель с большим мастерством изобразил его внутренний мир, интерес к природе и окружающей действительности, привязанность к семье и родным людям.

К читателям
Я написал отрывки из «Семейной хроники» по рассказам семейства гг. Багровых, как известно моим благосклонным читателям. В эпилоге к пятому и последнему отрывку я простился с описанными мною личностями, не думая, чтобы мне когда-нибудь привелось говорить о них. Но человек часто думает ошибочно: внук Степана Михайлыча Багрова рассказал мне с большими подробностями историю своих детских годов; я записал его рассказы с возможною точностью, а как они служат продолжением «Семейной хроники», так счастливо обратившей на себя внимание читающей публики, и как рассказы эти представляют довольно полную историю дитяти, жизнь человека в детстве, детский мир, созидающийся постепенно под влиянием ежедневных, новых впечатлений, — то я решился напечатать записанные мною рассказы. Желая, по возможности, передать живость изустного повествования, я везде говорю прямо от лица рассказчика. Прежние лица «Хроники» выходят опять на сцену, а старшие, то есть дедушка и бабушка, в продолжение рассказа оставляют ее навсегда… Снова поручаю моих Багровых благосклонному вниманию читателей.
С. Аксаков

Сергей Тимофеевич не просто вспоминает свое детство, но и передает ощущения ребенка и взрослого рассказчика, разграничивая их во времени. Аксаков воспроизводит детские воспоминания и одновременно анализирует их с высоты прожитых лет. Таким образом, на протяжении всего произведения с читателем разговариваю два голоса.

С самого рождения Сережу Багрова преследуют болезни. Несколько раз он оказывается на волосок от смерти и выживает лишь благодаря любви и самоотверженности матери. Возможно, именно поэтому он остро и экзальтированно воспринимает действительность. Его мир наполнен эмоциями и переживаниями. Переживания эти по большей части приятные, ведь он открывает для себя новое, неизведанное.

Сережа тянется к природе, к книгам, к знаниям. Он любопытный и любознательный ребенок. Его умственная зрелость обгоняет возраст, вырабатывает привычку анализировать свои мысли и чувства.

Дни мальчика наполнены разными событиями - радостными и совсем не радостными.

Он переживает смерть дедушки и бабушки, собственную тяжелую болезнь, тяжелую болезнь матери. Утраты и неизвестности его пугают. Сережа испытывает потрясение о смерти Екатерины II. Кажется, что и все общество впадает в оцепенение. Иногда такие вот реальные воспоминания характеризуют эпоху лучше, чем сухие исторические сводки...

Также он вспоминает и описывает в красках свой ужас от кончины дедушки. А семейная легенда о фамильном призраке (которая, кстати, жива до сих пор) доводит его до обморочного состояния.

Первые ощущения страха поселили во мне рассказы няньки. Хотя она собственно ходила за сестрой моей, а за мной только присматривала, и хотя мать строго запрещала ей даже разговаривать со мною, но она иногда успевала сообщить мне кое-какие известия о буке, о домовых и мертвецах. Я стал бояться ночной темноты и даже днем боялся темных комнат. У нас в доме была огромная зала, из которой две двери вели в две небольшие горницы, довольно темные, потому что окна из них выходили в длинные сени, служившие коридором; в одной из них помещался буфет, а другая была заперта; она некогда служила рабочим кабинетом покойному отцу моей матери; там были собраны все его вещи: письменный стол, кресло, шкаф с книгами и проч. Нянька сказала мне, что там видят иногда покойного моего дедушку Зубина, сидящего за столом и разбирающего бумаги. Я так боялся этой комнаты, что, проходя мимо нее, всегда зажмуривал глаза. Один раз, идучи по длинным сеням, забывшись, я взглянул в окошко кабинета, вспомнил рассказ няньки, и мне почудилось, что какой-то старик в белом шлафроке сидит за столом. Я закричал и упал в обморок.

Я не удержалась и нашла на просторах интернета то самое окошко кабинета, куда заглянул Сережа. Находится оно в Уфе, в доме-музее С. Т. Аксакова, некогда принадлежавшем деду мальчика - Николаю Зубову. 

Фото из отзыва: https://irecommend.ru/content/ufa-dom-muzei-sergeya-timofeevicha-aksakova
Фото из отзыва: https://irecommend.ru/content/ufa-dom-muzei-sergeya-timofeevicha-aksakova

Читая отзывы людей, побывавших в родовом имении Аксакова, я поняла, что мне тоже очень хочется там побывать, посмотреть интерьеры, сравнить их с книжным описанием. Сейчас я немного жалею, что во время чтения мне не пришло в голову виртуально погулять по комнатам домов Аксаковых, давно ставших музеями.

Две детские комнаты, в которых я жил вместе с сестрой, выкрашенные по штукатурке голубым цветом, находившиеся возле спальной, выходили окошками в сад, и посаженная под ними малина росла так высоко, что на целую четверть заглядывала к нам в окна, что очень веселило меня и неразлучного моего товарища — маленькую сестрицу».
Фото из отзыва: https://irecommend.ru/content/pobyvat-v-dome-lyubimogo-pisatelya-eto-li-ne-mechta-ya-vsyudu-sleduyu-za-st-aksakovym-kotory
Фото из отзыва: https://irecommend.ru/content/pobyvat-v-dome-lyubimogo-pisatelya-eto-li-ne-mechta-ya-vsyudu-sleduyu-za-st-aksakovym-kotory

Эта комнатка тоже находится в старом уфимском доме (самом старом деревянном здании Уфы) - доме, в котором Сережа "увидел" призрака и испугался до полусмерти.

Но, к счастью, радостных событий в жизни мальчика больше, чем трагедий. Он проводит много времени в задушевных беседах с матерью, играет с младшей сестрой, познает природу через непосредственное общение с ней, слушает народные песни и сказки.

Во время болезни ключница Пелагея рассказывает ему сказку "Аленький цветочек". Позже, работая над книгой "Детские годы Багрова-внука", Аксаков запишет ее по памяти. Сначала она будет выходить как приложение к повести, затем уже отдельной книгой.

Скорому выздоровлению моему мешала бессонница… По совету тетушки, позвали один раз ключницу Пелагею, которая была великая мастерица сказывать сказки и которую даже покойный дедушка любил слушать… Пришла Пелагея, немолодая, но еще белая, румяная… села у печки и начала говорить, немного нараспев: «В некиим царстве, в некиим государстве…»
Нужно ли говорить, что я не заснул до окончания сказки, что, напротив, я не спал долее обыкновенного?
На другой же день выслушал я в другой раз повесть об «Аленьком цветочке». С этих пор, до самого моего выздоровления, Пелагея ежедневно рассказывала мне какую-нибудь из своих многочисленных сказок. Более других помню я «Царь-девицу», «Иванушку-дурачка», «Жар-птицу» и «Змея Горыныча».

В шестилетнем возрасте он с жадностью глотает книги, которые, как мне кажется, сегодня не каждый взрослый осилит. Детские книги - большая ценность для его не слишком богатой семьи, да и вообще редкость для того времени. Книгами мальчика снабжает влиятельный друг семьи Сергей Иванович Аничков.

Сережа очень привязан к младшей сестре. Удивительно, но ни разу за всю повесть автор не упоминает ее имени, а называет просто "моей милой сестрицей". Уже позже из других источников я узнала, что сестру Сергея Тимофеевича звали Надеждой.

Еще меня поразил тот факт, что мать детей (умная, просвещенная и справедливая женщина), любя до беспамятства Сережу, довольно прохладно относилась к дочери. Впрочем, сама девочка воспринимала этот факт как должное и не обижалась на мать (даже уже будучи взрослой). Духовная связь между братом и сестрой была настолько сильной, что малышке хватало любви брата...

Вместе с семьей Сережа много времени проводит в пути - ездит из Уфы по родовым имениям, в гости к не очень приветливым родственникам, к богатой тетушке. Поездки эти всегда тяжелы в эмоциональном и физическом плане, а иногда даже связаны с риском для жизни.

Ребенок не столько тянется к учебе, как к познанию мира. Для него важно общение с природой, с животными. Отец и добрый дядька Евсеич прививают ему страстную любовь к рыбалке и охоте. И хотя некоторые сцены этих занятий коробили мою душу во время чтения, я не могу не учитывать, что в те далекие времена они воспринимались иначе. Изобилие рыбы и дичи делало охотником и рыболовом почти каждого.

По мере взросления в Сереже просыпается потребность труда. Поначалу он восхищается работящими крепостными крестьянами, но постепенно приходит к выводу, что крестьянские будни не так романтичны, как казались ему изначально. И вообще мальчик начинает воспринимать этот мир глубже, серьезнее, подмечать некоторые факты, на которые по малости лет не обращал внимания.

Повествование заканчивается накануне поступления мальчика в гимназию. Для меня оно заканчивается очень неожиданно. Мать Сережи едет в Казань, чтобы посетить храм, а заодно избежать празднования своего дня рождения в кругу малознакомых людей. О гимназии речи вообще не ведется. В поездку родители берут с собой Сережу (возможно, предварительно обсудив между собой его поступление в образовательное учреждение).

А дальше начнется новый и сложный этап в жизни ребенка. На смену привольной жизни на свежем воздухе придут учебные будни, которые Сергей Тимофеевич опишет в заключительной части автобиографической трилогии "Воспоминания". Я с нетерпением жду, когда смогу ее прочитать, так как сильно привязалась к этому книжному и реальному герою - маленькому Сереже Багрову (Аксакову). Этот мальчик из позапрошлого (даже позапозапрошлого) века покорил мое сердце ♥️

Боюсь, что современным детям будет довольно сложно читать "Детские годы Багрова-внука", хотя эта повесть входит в список внеклассного чтения четвертого (если не ошибаюсь) класса. Поначалу я хотела ее читать вместе с сыном, но потом передумала. Возможно, позже он захочет сам ее прочесть. А пока ему тяжеловато даются устаревшие выражения, длинные и витиеватые описания природы, дворянского быта конца ХVIII века.

Рекомендую эту книгу всем, кто увлекается историей и русской классической литературой, а также любителям произведений о семье и детстве.

Спасибо за внимание! Если вам было интересно, поставьте, пожалуйста, пальчик вверх 👍 Хорошего дня!