Найти в Дзене
Касса ТВ

Новые штрафы за нарушения с кассами: что это значит для обычных покупателей и для бизнеса

Правительство одобрило законопроект, который существенно ужесточает штрафы за нарушения при использовании кассовых аппаратов (ККТ) в торговле и сфере услуг. Документ касается не только магазинов, но и кафе, аптек, салонов красоты, сервисных центров и многих других бизнесов, которые принимают деньги от граждан. В этой статье разберём: что именно меняется в законе; какие штрафы планируют ввести; как это повлияет на покупателей и предпринимателей; что такое ККТ, фискальный чек, «неотправка чека» и другие термины человеческим языком; к чему может привести ужесточение штрафов в реальной жизни. Статья будет максимально подробной и «по‑человечески» объясняющей суть происходящего, чтобы любой человек — даже далёкий от юриспруденции и бухгалтерии — понял, о чём идёт речь и как это может отразиться именно на нём. 1. О чём законопроект: кратко и по сути Правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила изменения в статью 14.5 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП
Оглавление

Правительство одобрило законопроект, который существенно ужесточает штрафы за нарушения при использовании кассовых аппаратов (ККТ) в торговле и сфере услуг. Документ касается не только магазинов, но и кафе, аптек, салонов красоты, сервисных центров и многих других бизнесов, которые принимают деньги от граждан.

В этой статье разберём:

  • что именно меняется в законе;
  • какие штрафы планируют ввести;
  • как это повлияет на покупателей и предпринимателей;
  • что такое ККТ, фискальный чек, «неотправка чека» и другие термины человеческим языком;
  • к чему может привести ужесточение штрафов в реальной жизни.

Статья будет максимально подробной и «по‑человечески» объясняющей суть происходящего, чтобы любой человек — даже далёкий от юриспруденции и бухгалтерии — понял, о чём идёт речь и как это может отразиться именно на нём.

1. О чём законопроект: кратко и по сути

Правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила изменения в статью 14.5 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ). Эта статья как раз и регулирует ответственность за нарушения при применении контрольно‑кассовой техники (ККТ).

Проще говоря:

Власть решила сильно поднять штрафы за работу «без кассы» или с нарушениями в выдаче чеков — прежде всего для юридических лиц (компаний, организаций).

Основная цель:

  • повысить фискальную дисциплину — то есть заставить бизнес честно показывать выручку;
  • лишить нарушителей экономического смысла «скрывать доходы»;
  • увеличить собираемость налогов.

2. Что такое ККТ и зачем она вообще нужна

Чтобы понимать, о чём речь, давайте разберёмся в базовых терминах.

2.1. ККТ — это что?

Контрольно‑кассовая техника (ККТ) — это:

  • кассовый аппарат в магазине,
  • онлайн‑касса в интернет‑магазине,
  • терминал в кафе или салоне,
  • любая техника, которая регистрирует расчёты с покупателями и передаёт данные о продажах в налоговую (ФНС).

Сейчас используется в основном онлайн‑ККТ — это такие кассы, которые:

  1. Формируют фискальный чек (чек, который содержит специальные реквизиты для налоговой).
  2. Передают сведения о продаже через так называемый оператор фискальных данных (ОФД) в Федеральную налоговую службу.
  3. Могут выдавать чек: на бумаге,
    в электронном виде (например, на e‑mail или по СМС, или в мессенджер).

2.2. Зачем государству эти кассы

Основные задачи ККТ:

  • Контроль выручки: чтобы бизнес не мог официально показать 1000 рублей, а по факту продать на 10 000.
  • Сбор налогов: если выручка фиксируется точно, то и налоги считаются более честно.
  • Защита потребителей: чек — это ваш документ, подтверждающий: что вы что-то купили;
    за сколько вы купили;
    у кого вы купили.

Без чека сложно:

  • вернуть некачественный товар;
  • доказать факт покупки;
  • отстоять свои права в Роспотребнадзоре или в суде.

2.3. Что такое «неприменение ККТ»

Неприменение ККТ — это когда:

  • предприниматель вообще не использует кассу, хотя обязан;
  • использует «серую» схему — деньги принимает, но нигде официально не фиксирует.

Например:

  • Вы расплатились наличными в маленьком магазине, вам не выдали чек, а кассы вы даже не увидели.
  • В кафе вам говорят: «Мы без чеков работаем, хотите — мы вам просто напишем сумму на бумажке».

2.4. Что такое «нарушение порядка применения ККТ» и «неотправка чека»

Здесь важны нюансы.

Нарушение порядка применения ККТ включает, например:

  • использование кассы без регистрации в налоговой;
  • неправильное указание реквизитов в чеке (например, неверный ИНН, наименование, ставка НДС и т. д.);
  • применение ККТ не по правилам — например, когда касса не подключена к ОФД и не передаёт данные.

Неотправка чека покупателю — это ситуация, когда:

  • при дистанционной оплате (в интернет‑магазине, в приложении, через сайт) продавец обязан: либо выдать бумажный чек при доставке,
    либо направить вам
    электронный чек (на e‑mail, телефон или в личный кабинет).
  • Но этого не происходит — ни бумажного, ни электронного чека вы не получаете.

Для государства это значит: оборот есть, деньги получены, а следов в системе — никаких или недостаточно.

3. Какие штрафы предлагают: в цифрах и с пояснениями

Теперь — главное: как именно планируют ужесточить ответственность.

3.1. Рост штрафов за неприменение ККТ

По данным из материалов комиссии, за неприменение контрольно‑кассовой техники:

  • сейчас штрафы (для определённых случаев) — 10–30 тыс. рублей;
  • планируется увеличить до 30–150 тыс. рублей.

Обратите внимание:

  • Речь идёт о юридических лицах (компаниях).
  • Для должностных лиц (директора, ответственные) и индивидуальных предпринимателей могут быть свои отдельные размеры штрафов (в рамках ст. 14.5 КоАП), но основной удар делается по именно юрлицам, как по крупным участникам рынка.

Идея простая:

Работать «без кассы» должно стать дороже, чем работать честно.

3.2. Штрафы за нарушение порядка применения ККТ и неотправка чека

За:

  • нарушение порядка применения ККТ;
  • или неотправка чека покупателю (например, электронного);

штрафы для юридических лиц:

  • было: примерно до 10 тыс. рублей;
  • станет: до 50 тыс. рублей.

То есть в 5 раз жёстче, если ориентироваться на максимальную планку.

3.3. Специальные составы для повторных нарушителей

Очень важное нововведение:

Появляются специальные составы для юридических лиц, которые: повторно не применяют ККТ;
или
совершают новые нарушения, уже будучи ранее привлечёнными к ответственности.

То есть:

  • если компания один раз заплатила штраф и продолжает работать как раньше;
  • её могут привлечь по более суровой статье/части с ещё более серьёзными последствиями.

Это создаёт механизм:

  • повышенного давления на системных нарушителей — тех, кто осознанно и регулярно нарушает кассовую дисциплину;
  • и сигнал для рынка: «Один раз ошибся — штраф. Повторяешь — будут гораздо более жёсткие меры».

Возможные последствия для повторных нарушителей (по логике КоАП):

  • кратно большие штрафы;
  • возможна приостановка деятельности (в ряде составов КоАП такая мера используется);
  • повышенный риск проверок и внимания со стороны ФНС.

4. Зачем государство так ужесточает штрафы

Основной мотив прямо обозначен:

«Перевести нарушения в области ККТ из разряда "небольших издержек" в категорию существенных финансовых рисков для бизнеса».

Расшифруем.

4.1. Сейчас нарушения — это «маленькая плата за выгоду»

До ужесточения:

  • некоторым бизнесам было выгодно: не пробивать часть выручки по кассе;
    принимать наличные «мимо кассы»;
    или работать вообще без ККТ.
  • Даже если их ловили, штрафы часто были: меньше той экономии, которую давало сокрытие доходов;
    воспринимались как «расход на риск».

Условный пример:

  • магазин «экономит» на налогах, скрывая 300–500 тыс. рублей оборота в месяц;
  • раз в год его ловят, он платит штраф в 30 тыс.;
  • бизнес считает: «Ну и ладно, это всё равно выгодно».

4.2. Цель — лишить экономического смысла «серые схемы»

Новый подход:

  • штрафы делают настолько существенными, что: скрывать доходы становится очень рискованно;
    даже один штраф может «съесть» значительную часть экономии;
    а повторные нарушения могут привести к
    серьёзным убыткам или закрытию.

Для государства:

  • рост штрафов = рост сдерживающего эффекта;
  • честная кассовая дисциплина = прозрачная экономика;
  • прозрачность = повышение налоговых поступлений.

4.3. Почему основной удар по юридическим лицам

Юридические лица:

  • Это крупные магазины, сети, рестораны, сети аптек, салоны и т. д.
  • Они: контролируют огромные обороты;
    выступают крупными работодателями;
    оказывают влияние на значительные сегменты рынка.

Если такая сеть:

  • массово нарушает кассовую дисциплину,
  • то ущерб бюджету — колоссальный.

Поэтому:

  • для государства логично бить прежде всего по крупным игрокам;
  • а для самих компаний нарушение превращается в серьёзный риск для бизнеса, а не «мелкий штраф».

5. Что это значит для обычного покупателя

Может показаться, что всё это — про бизнес и государство. Но тут есть и потребительский аспект.

5.1. Больше стимулов выдавать чеки

Если:

  • за неотправка чека и за неприменение ККТ штрафы сильно растут;
  • бизнесу становится невыгодно работать «без кассы»;

то:

  • у предпринимателей появляется больше стимулов: выдавать бумажные чеки;
    подключать электронные чеки;
    соблюдать все формальности.

Для вас как покупателя это значит:

  • больше шансов получить чек автоматически;
  • меньше случаев, когда: «мы вам чек не дадим»,
    «касса не работает»,
    «мы сейчас не пробиваем».

5.2. Легче отстаивать права потребителя

Чек — это:

  • доказательство покупки;
  • ваш главный инструмент в: претензиях к магазину;
    спорах с сервисом;
    обращениях в Роспотребнадзор;
    судебных разбирательствах.

Когда бизнес обязан:

  • строго придерживаться кассовой дисциплины;
  • и боится больших штрафов за нарушения;

он, как правило:

  • ответственнее относится к документальному оформлению продаж;
  • меньше старается «замести следы».

Для покупателей это:

  • повышение шансов законно вернуть товар;
  • облегчение процедуры гарантийного ремонта;
  • возможность подтвердить цену и дату покупки.

5.3. Высокая дисциплина = меньше «серых» точек

Чем жёстче санкции:

  • тем сложнее заниматься полулегальной торговлей;
  • тем больше мелких «серых» магазинов и точек вынуждены: либо уйти в тень ещё глубже (с огромными рисками);
    либо
    легализоваться и работать по правилам.

Для потребителя:

  • становится меньше ситуации, когда: вы купили что-то «с рук» в полулегальной точке;
    товара нет в системе;
    продавца потом днём с огнём не найдёшь;
    чеков никаких нет.

6. Как это повлияет на бизнес

Здесь ситуация более многогранная: есть и плюсы, и минусы, и риски, и стимулы.

6.1. Для честных компаний и ИП

Если бизнес:

  • уже сейчас строго соблюдает законодательство;
  • вовремя пробивает чеки;
  • не скрывает выручку;

то для него:

  • особых изменений по факту нет — он и так работает в правовом поле;
  • новые штрафы: в первую очередь бьют по конкурентам, которые играли «не по правилам»;
    снижают
    недобросовестную конкуренцию.

Пояснение:

  • Если один магазин честно платит все налоги и ведёт ККТ,
  • а соседняя точка скрывает половину выручки и демпингует — то: второй может позволить себе более низкие цены;
    первый проигрывает, хотя соблюдает закон.

Ужесточение санкций:

  • выравнивает условия;
  • вынуждает «серых» игроков либо легализоваться, либо уходить с рынка.

6.2. Для малых и микропредприятий

Для малых бизнесов (особенно только начинающих):

  • риск возрастающих штрафов может восприниматься как угроза выживаемости: одно серьёзное нарушение = месячная выручка под угрозой;
    особенно тяжело тем, кто не очень разбирается в правилах.

Но нужно понимать:

  • законодательство о ККТ действует уже несколько лет;
  • большинство предпринимателей знали: что ККТ обязательна в большинстве видов деятельности;
    что выдача чеков — требование закона, а не «по желанию».

Да, ошибки возможны:

  • сбой кассы;
  • некорректные настройки;
  • человеческий фактор.

Поэтому малому бизнесу придётся:

  • серьёзнее относиться к обучению персонала;
  • аккуратнее настраивать кассовую и бухгалтерскую систему;
  • чаще консультироваться с бухгалтерами, юристами или специализированными сервисами.

6.3. Для крупных сетей и холдингов

Крупные сети:

  • несут максимальные риски по суммам штрафов;
  • при большом количестве торговых точек: вероятность нарушения растёт (в силу масштаба);
    суммарные штрафы могут быть очень значительными.

Поэтому у них:

  • будет высокий стимул: инвестировать в обучение персонала;
    усиливать внутренний контроль;
    внедрять автоматизированные решения по мониторингу кассовой дисциплины;
  • плюс они могут начать ещё жёстче контролировать франчайзи и партнёров.

7. Будут ли рост штрафов перекладывать на цены для потребителей

Многих волнует логичный вопрос:

«Если бизнесу стало дороже нарушать, не поднимут ли они цены, чтобы компенсировать свои риски и возможные штрафы?»

7.1. Теоретически — да, практически — не всё так однозначно

Теоретически:

  • бизнес всегда старается переложить свои издержки на конечного покупателя;
  • штрафы, риски, требования к учёту и отчётности — всё это бизнес воспринимает как дополнительные расходы.

Однако:

  • если компания не нарушает: штрафы для неё остаются гипотетическими;
    рост цен «на всякий случай» снижает её конкурентоспособность.
  • если компания систематически нарушала, а теперь вынуждена работать честно: у неё исчезают «нелегальные преимущества»;
    но это не значит, что она автоматически поднимет цены — рынок всё равно регулирует.

7.2. В долгосрочной перспективе

В долгосрочном плане:

  • усиление фискальной дисциплины: делает рынок более прозрачным;
    снижает долю «серых» схем;
    приводит к более честной конкуренции;
  • государство получает больше налогов, что теоретически: может снижать потребность «выжимать» другие налоги;
    или позволяет скорее реализовывать социальные программы.

Но тут важно понимать:

  • ценовая политика зависит от множества факторов: себестоимость,
    курс валют,
    логистика,
    аренда,
    конкуренция.
  • сами по себе штрафы за ККТ: не являются главным драйвером цен;
    хотя могут стать дополнительным фактором для отдельных бизнесов.

8. Что важно знать предпринимателям

Если вы предприниматель или только планируете начать своё дело, стоит обратить внимание на несколько важных моментов.

8.1. Проверьте, обязаны ли вы применять ККТ

Большинство видов деятельности, связанных с приёмом денег от населения:

  • уже давно обязаны использовать онлайн‑ККТ;
  • исключения есть, но их сейчас очень мало (и они постоянно сужаются).

Вам нужно:

  1. Определить свой вид деятельности (ОКВЭД).
  2. Проверить, попадает ли он под обязанность применения ККТ.
  3. Убедиться, что вы: зарегистрировали ККТ в ФНС;
    заключили договор с ОФД;
    используете технику по закону.

8.2. Настройте корректную выдачу чеков (включая электронные)

Особое внимание:

  • интернет‑торговле,
  • доставкам,
  • оплате через сайты и приложения.

При онлайн‑оплате или доставке:

  • должен формироваться электронный чек;
  • он должен быть направлен покупателю (e‑mail, СМС, личный кабинет и т. д.);
  • при наличном расчёте курьера: чек выдаётся на месте (бумажный, либо электронный, если есть такая опция и согласие клиента).

С ростом штрафов:

  • любая «мелочь» в стиле: «забыли отправить чек»;
    «на сайте не донастроили отправку»;
    «курьер не выдал чек»;

может обойтись очень дорого.

8.3. Обучайте персонал и контролируйте процессы

Нарушения часто происходят не из злого умысла, а из-за:

  • некомпетентности кассиров;
  • ошибок при обучении;
  • невнимательности.

Что полезно сделать:

  • провести обучение персонала по правилам применения ККТ;
  • разработать инструкции и чек‑листы;
  • периодически проводить внутренние проверки: фиксировать «пробные покупки»;
    смотреть, выдаются ли чеки автоматом;
    проверять корректность реквизитов.

8.4. Не игнорируйте «мелкие» нарушения

Новый законопроект вводит более жёсткие меры для повторных нарушений. Это значит:

  • даже «один раз нарушили и ничего страшного» — теперь может иметь последствия в будущем;
  • информация о привлечении к ответственности нигде не исчезает просто так;
  • при повторных проверках это может сыграть против компании.

9. Как это всё вписывается в общую политику цифровизации и фискального контроля

Важно понимать контекст: этот законопроект — не отдельная история, а часть более широкой тенденции.

9.1. Россия уже несколько лет развивает онлайн‑ККТ

С 2017 года:

  • начался поэтапный переход на онлайн‑кассы;
  • большинство бизнесов уже давно обязаны: использовать ККТ;
    передавать данные в ФНС;
    выдавать чеки.

Сейчас:

  • система стала более массовой и отлаженной;
  • налоговая давно использует: большие данные;
    анализ операций в реальном времени;
    сопоставление чеков, налоговой отчётности, банковских данных.

Ужесточение штрафов:

  • логично продолжает курс на: тотальный учёт розничного оборота;
    усиление
    прозрачности бизнеса.

9.2. Цифровизация контроля = меньше «бумажной» коррупции, но больше автоматизированных рисков

Плюсы:

  • меньше возможностей «договориться на месте»;
  • больше решений принимается автоматически, по данным;
  • меньше «человеческого фактора» со стороны проверяющих.

Минусы:

  • любая техническая ошибка может быть воспринята как нарушение: сбой кассы;
    неправильные настройки;
    проблемы с ОФД;
    неверные реквизиты в чеке.
  • а при высоких штрафах это —сильный удар по бизнесу;
    повод для
    юридических споров.

Поэтому в современных условиях:

  • предпринимателям приходится быть не только «коммерсантами», но и: частично айтишниками,
    и немного
    юристами,
    либо иметь доступ к профессиональной поддержке.

10. Выводы: к чему всё идёт и что важно запомнить

Подведём ключевые выводы простым языком.

  1. Штрафы за нарушения с кассами серьёзно вырастут. За работу без кассы: с 10–30 тыс. до 30–150 тыс. руб. для юрлиц.
    За нарушения порядка применения ККТ и неотправка чеков: до 50 тыс. руб.
  2. Появятся отдельные «усиленные» составы для повторных нарушителей. Если компанию уже штрафовали за ККТ, а она продолжает нарушать, последующие санкции могут быть намного суровее.
  3. Главная цель — фискальная дисциплина и рост налоговых поступлений. Государство хочет, чтобы бизнес честно показывал выручку и платил налоги.
    Нарушать должно стать
    дороже, чем соблюдать закон.
  4. Покупателям это, скорее всего, на руку. Больше стимулов для магазинов и сервисов выдавать чеки;
    легче будет отстаивать свои права как потребителя;
    меньше «серых» торговых точек без документов.
  5. Для бизнеса — рост рисков и требований к внимательности. Важно не только иметь кассу, но и правильно её применять;
    даже «мелкие» ошибки и ненаправленные электронные чеки могут вылиться в большие штрафы;
    повторные нарушения особенно опасны.
  6. Честно работающим компаниям изменения почти не страшны. Они и так соблюдали правила;
    зато их недобросовестные конкуренты теперь окажутся под более жёстким давлением.
  7. Общая тенденция: рост цифровизации и усиление контроля. Онлайн‑ККТ, большие данные, автоматизированный анализ — всё это двигает экономику к полной прозрачности оборота.

Задавайте вопросы в комментариях

Если у вас остались вопросы:

  • как эти изменения могут затронуть именно ваш бизнес;
  • нужно ли вам применять ККТ в вашей сфере деятельности;
  • что делать, если вам не выдали чек;
  • как правильно фиксировать электронные чеки;
  • как помогут чеки при защите прав потребителей,

обязательно оставляйте свои вопросы в комментариях. Я буду рад подробно ответить на каждый из них и помочь разобраться в вашей конкретной ситуации.

Спасибо, что дочитали до конца!

Пожалуйста,
ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал — это поможет мне продолжать разбирать сложные темы простым языком и делиться с вами полезной информацией.