Простые желания (Библиотека судеб)
За окном бесшумно, огромными хлопьями с неба падал снег. Город засыпало. К утру, если дворники не встанут пораньше, пройти будет невозможно. Дорогу и тротуар, видимые из окна, уже занесло. Одинокие прохожие, укутавшись в шарфы, надвинув шапки на глаза, спешили домой. Редкие машины оставляли за собой колею, которую тут же заносило снегом.
— Послезавтра Новый год. Пора.
Седовласый старичок отошёл от окна и начал собирать в чемоданчик разные предметы. Старые ёлочные игрушки, потемневшие столовые приборы, давно не работающую бритву и прочий, в понимании обычного человека, хлам. Но во всём этом неприметном наборе был один необычный предмет. Стеклянный шар для ёлки. Прозрачный и совсем не современный. Лишь на задней его стенке было слабое серебристое напыление, и даже оно не придавало ему красоты. Но только он был самым важным во всём этом бессмысленном параде старины. Завтра с утра, как и каждый год, он выйдет на барахолку, что протянулась вдоль пешеходной дорожки, встанет в ряд с остальными и выложит это всё на продажу. Никто, конечно, ничего и никогда не покупал у него, но каждый год он выходил только ради одной цели. Найти очередного хозяина для невзрачного шара. Чаще хозяин не находился, и шар убирался до следующего Нового года.
— Ты действительно считаешь, что всё это тебе пригодится? — Сергей с ужасом смотрел на раздувающийся от вещей чемодан жены. — Мы же не навсегда улетаем, а только в отпуск.
— Тебе не понять, — Света коленом пыталась придавить крышку. — Лучше бы помог.
Сергей, Света и их дочь Даша собирались в отпуск. В последнее время, как у Сергея наладилось с работой, они могли позволить себе на Новый год улететь в какую-нибудь тёплую страну. Снег, мандарины и фейерверки в морозном небе у родителей давно уже не вызывали восторга, а дочь тем более не возражала. Тем более что мало кто из её одноклассниц так проводил новогодние каникулы. Есть чем гордиться и хвастаться.
— Мам! Я гулять! — Даша на ходу застёгивала пальто и спешила покинуть предотпускное поле раздора. Сейчас, как обычно, начнётся. Да и с подружкой Машкой надо успеть увидеться до отлёта.
— Только недолго! — крикнула мама уже вслед. — Вечером самолёт, а тебе ещё надо отдохнуть перед дорогой.
— Опять куда-то летите? — Маша пинала льдинку, пока они шли в сторону парка.
— Ага, — кивнула Даша. — А вы как Новый год отмечать будете?
— Мы к бабушкиной подруге в деревню поедем. Не Турция, конечно, и не Таиланд, но там здорово. Бабушка сказала, что снега там — во! — подруга показала рукой выше головы. — Барсик тоже с нами поедет.
— Я бы тоже лучше к бабушке с дедушкой поехала, — вздохнула Даша.
Мама Даши была детдомовской и родителей своих не знала. У папы должны быть отец и мать, Дашкины бабушка с дедушкой, но сколько себя помнила Даша, папа о них не упоминал. Однажды она поинтересовалась, но тот сказал, как отрезал: «Нет у тебя бабушки и дедушки». Машка, когда Даша поделилась с ней этой новостью, тогда сказала, что так не бывает. Если папа не детдомовский, то бабушка с дедушкой должны быть. Не бывает такого, чтобы у ребёнка не было бабушки с дедушкой. Они обязательно где-то, но есть. Но эту тему в семье Даши больше не поднимали и обходили стороной.
— Пошли посмотрим! — Маша дёрнула Дашу за рукав и потянула в сторону «блошиного» рынка. — Тут столько странного продают.
Они шли вдоль ряда торговцев. Иногда задерживались возле импровизированного прилавка и рассматривали те странные вещи.
— Какой шар необычный, — Даша остановилась около дедушки, в чемодане у которого было тоже много странных вещей. В том числе и старые новогодние игрушки, среди которых Даша и приметила тот шар.
— Нравится? — дедушка взял шар и протянул ей.
— Чего в нём необычного? — Машка первая успела его схватить и крутила в руке. — Ни рисунка, ни блёсток. Ничего необычного. Просто стекляшка. Даже на ёлку на улице повесить стыдно.
— Он какой-то… — Даша забрала шар у подруги. — Волшебный, что ли. — Неуверенно подобрала она слово.
— Я вижу, что тебе он нужен. Забирай, — старичок подмигнул Даше.
— У меня нет денег, — Даша неуверенно протянула шар дедушке.
— Этот шар не продаётся. Не каждый его может разглядеть, — пояснил дедушка. — Но раз ты его приметила, значит, он теперь твой. Забирай.
— Спасибо, — Даша осторожно положила шар в карман пальто.
— Не забудь желание загадать, — дедушка улыбнулся. — Раз уж он волшебный. Но исполняются только самые простые желания. Такие же простые, каким кажется этот шар. А уж там и волшебство придёт.
— Хорошо, — улыбнулась в ответ Даша.
Дома Даша первым делом показала шар родителям.
— Смотрите, какой необычный.
— Что в нём необычного? Самый простой и обычный, — папа, как и Маша, покрутил шар в руке и вернул его дочери.
— Он волшебный. Я его с собой возьму.
— Зачем? — Удивилась мама. — На пальму повесишь?
— Желание загадаю, — Даша аккуратно засунула его в варежку и убрала в свой рюкзак.
«По техническим причинам наш самолёт совершит вынужденную посадку в аэропорту города…»
— Только этого не хватало. Надеюсь, ничего страшного, — папа Даши посмотрел в окно. — Так-то вроде всё в порядке.
Самолёт сделал вираж и пошёл на посадку.
Прошло пару часов в аэропорту, но посадку на взлёт всё не объявляли. Неожиданно пришёл снежный циклон, и все рейсы отменяли один за другим. Пассажиры нервничали, но ничего поделать не могли. У многих был запланирован отпуск и встреча Нового года в тёплых краях. Кто-то просто летел в другой город к родственникам. Ночь с 30 на 31 декабря и снежный циклон обнуляли все ожидания и планы.
— Ты так и будешь сидеть? — Света нервничала и мерила шагами проход между креслами в зале ожидания.
— А что я сделаю? Отменю снегопад?
Даша достала из своего рюкзака стеклянный шар и стала его рассматривать. Ничего особенного там не было, но очень хотелось верить, что он действительно волшебный. Ведь её желание было простым, но как раз на грани волшебства.
Уже к обеду объявили, что в ближайшее время снегопад не прекратится и вылетов не будет. Снег обещают весь день и всю предстоящую новогоднюю ночь. Пассажирам аварийного самолёта будет предложено питание и место в гостинице аэропорта. Багаж можно получить в зоне выдачи. Оставить на стойке авиакомпании номер телефона, по которому им сообщат о рейсе. Всем остальным принесли извинения. Предложили ждать или оформить возврат билетов и вернуться домой. Встречать Новый год.
— Замечательно, — саркастически подвела итог Света. — Будем встречать Новый год в клоповнике задрищенского аэропорта.
— Может лучше в город? — предложил Сергей. — Снимем гостиницу и пойдём в ресторан. Хоть по-человечески Новый год встретим.
— Делай что хочешь, — Света направилась к ленте выдачи багажа.
На улице возле аэропорта машины такси были нарасхват. Люди буквально вырывали их из рук других пассажиров, жаждущих уехать. Сергей не успевал заметить свободную машину, как в неё уже кто-то влетал с чемоданом.
— Н-да, — только и смог сказать он, когда вернулся к Свете с Дашей.
Неожиданно сзади послышался голос.
— Такси ищете?
Все обернулись и увидели старичка в тулупе и шапке-ушанке.
— Нам в город надо, — ответил Сергей.
— Ступайте за мной, — дедушка развернулся и пошёл куда-то в сторону.
Чуть далее основной парковки стоял «Москвич». Сергей даже модель его вспомнить не смог. Настолько он древний был, как и сам старичок. Кое-как разместились внутри.
— А мы точно доедем? — Света выразила сомнения.
— Докуда надо точно довезу, — старичок крякнул и со скрежетом включил первую передачу.
Машина взвыла, как будто из последних сил, но с места тронулась. Постепенно и скорость набрала, если это можно было назвать скоростью. А снаружи снег так и валил. Дорогу заметало буквально на глазах, скрывая следы шин других машин. Дворники работали практически вхолостую. «Москвич» ехал разве что по приборам.
— А вы местный? — решил поддержать разговор Сергей.
— А вы? — Старичок повернулся к нему.
— За дорогой смотрите, пожалуйста, — Света осторожно коснулась плеча дедушки.
— Да на что там смотреть? Ничего не видно всё равно, — улыбнулся он и, прищурясь, приблизился к стеклу, как будто пытаясь что-то разглядеть там, в снежной пурге. — Зато новогодняя ночь чудесная будет. Правда? — Он посмотрел в зеркало заднего вида на Дашу и снова улыбнулся. — Ты любишь Новый год? Ёлку наряжать. Чудеса там всякие.
— Наше чудо накрыло снегопадом, — вместо Даши ответила Света. — Чудом будет теперь уже то, что мы найдём нормальное место для встречи Нового года.
— Найдёте, — дедушка снова посмотрел в зеркало на Дашу и подмигнул ей.
Даше даже на минутку показалось, что где-то она уже видела его. Слишком уж знакомой была эта улыбка.
— А у меня шар волшебный есть, — Даша достала ёлочную игрушку и протянула его дедушке.
— Ух ты! Красивый, — старичок посмотрел на шар. — Сейчас таких не делают. Пёстрые, блестящие, но совсем не волшебные.
— Зато красивые, — сказала Света. — А этот — проще некуда. Она ещё раз рассмотрела повнимательней шар.
— Он волшебный, — немного обиделась Даша.
— Чуда не случилось, к сожалению, — добавил папа. — Накрылся наш отпуск у моря.
— Так, чудеса и счастье в простых вещах, — старичок ещё раз посмотрел на Дашу и улыбнулся. — В таких же простых, как этот шар.
Через несколько километров «Москвич» чихнул и заглох.
— Ёксель-моксель! — Старичок повернул ключ, но машина ещё раз чихнула и больше не подавала признаков жизни. — Приехали, — с досадой в голосе произнёс Сергей.
— Это точно, — как-то необнадёживающе, но радостно подтвердил дедушка.
Сергей попробовал помочь завести «Москвич», но ничего не вышло. Они даже все вместе толкали его, но только выдохлись и устали. Машина отказывалась ехать.
— Да что же за день такой? Мы встретим этот Новый год в конце концов? — Света устало села прямо в сугроб на обочине.
— До города далеко? — поинтересовался Сергей у старичка, пытаясь поймать сеть телефоном.
— Да кто ж его знает? — Пожал тот плечами. — Может, час или два на машине. Но это смотря на какой.
— Будем попутку ловить, — Сергей достал из багажника чемоданы и встал на дорогу высматривать попутные машины. Связь отсутствовала напрочь.
Прошло полчаса, но ни одной машины не проехало. Ни попутной, ни встречной. Снегопад не стихал. Ещё полчаса, и их тут вместе с машиной занесёт.
— Там деревня впереди, — дедушка махнул рукой по ходу движения. — Вон видишь остановку? За ней сразу поворот направо. Примерно километр, и вы на месте.
— Там машину можно найти? — Оживилась Света.
— Насчёт машины не обещаю. Но на порог пустят. Новый год же на носу.
— А вы? — Сергей понял, что старичок останется на дороге совсем один.
— За меня не переживайте, — махнул тот рукой. — Не впервой.
Подхватив чемоданы, Сергей, Света и Даша отправились в указанном направлении. Пройдя остановку, они действительно увидели поворот и знак с названием деревни, которая Сергею была уж очень знакома, и он думал, что больше никогда не попадёт сюда.
— Мне ещё с внезапного приземления в аэропорту всё это не понравилось, — Сергей смотрел на табличку. — Может, ещё немного подождём? Должен же кто-то проехать.
— Ещё немного, и мы все заболеем, — не поддержала идею Света. — О Даше подумай. Надо в тепло, а там видно будет. Может, машина найдётся.
Пройдя, как и сказал дедушка, примерно километр, они вышли к деревне. Старые домики были покрыты пушистыми шапками снега. Из труб шёл уютный дымок. Сугробы, как рассказывала Даше Машка, были действительно местами выше головы.
— Ну и куда? — Света остановилась. — В какой дом стучаться?
— Пошли, — Сергей уверенно взял направление.
Через некоторое время они дошли до дома. Сергей ещё немного постоял, не решаясь открыть калитку.
— Ну? — выдернула его из воспоминаний Света.
Сергей скинул проволоку, удерживающую калитку, и открыл её. Пропустив вперёд Свету с Дашей, закрыл и вернул проволоку на место. Пройдя по расчищенной дорожке до дома, он поднял руку, чтобы постучать, но снова замер.
— А там кто-то в окне, — заметила Даша.
Фигура в окне исчезла, и через минуту дверь открыли без стука. На пороге стояла пожилая женщина, закутавшись в платок.
— Серёжа?
— Мам. Здравствуй. Это Света, моя жена, и Даша, — пропустил он дочь вперёд. — Внучка твоя. Ваша. Отец дома?
— Да что же вы стоите на пороге? — спохватилась она. — Давайте в дом быстро. Печка натоплена, согреетесь сразу.
В доме их уже встретил отец Сергея. Дедушка Даши.
— Пап. Мы просто летели и… — начал Сергей.
— И прилетели к вам, — опередила его улыбающаяся Даша.
— Да проходите же, — засуетился отец Сергея. — Это что за Снегурочку к нам снегопадом занесло? — присел он перед внучкой. — Как тебя звать-то, красавица?
Уже раздевшись, Сергей вспомнил, что на дороге остался старичок с «Москвичом». Отец тут же собрался, и они пошли на помощь.
— Если что, у Митьки трактор есть, — на ходу пояснял он. — Дотащим до деревни. Негоже человека на улице оставлять.
— Пап, — Сергей пытался подобрать слова. — Ты прости меня…
Отец Сергея был суровым человеком. Привыкшим, чтобы всё было так, как ему видится. После школы Сергей мечтал выучиться на программиста. В ней он успел только познакомиться с компьютерами. Три машины на всех, но Сергей сразу загорелся. А тут ещё и друг Лёха уехал в большой город и, судя по его рассказам, вроде как неплохо устроился. Звал Сергея к себе. Вот тогда отец первый раз и встал поперёк мечты. Сказал, что в деревне тоже работы хватает, если руки есть. И что с ней будет, если вся молодёжь после школы будет в большие города убегать? Да и хозяйство требует сил. Но Сергей всё равно сбежал.
Через год, полтора приехал. Хотел поделиться с родителями успехами в учёбе и с будущей женой, Светой, познакомить. Мать встретила с осторожной радостью, а отец сухо. Не стесняясь будущей невестки, высказал сыну, что в деревне тоже невест хватает, если голова и глаза на месте есть. А как узнал, что Света детдомовская, так вообще в бешенство пришёл. Высказал, что всем им только одного и надо, чтобы хорошо присосаться, как пиявка, к сладкому боку. И непонятно, что ещё с наследственностью. Что за дети получатся без роду, без племени. Кто они, Светкины родители? Может, алкоголики какие. Вот тогда Сергей окончательно и порвал с семьёй. Хлопнул дверью так напоследок, что побелка с печки посыпалась. Мать хотела встать и догнать, но отец наказал не дёргаться. Если сын родителей уважает, то сам вернётся и попросит прощения. Вот так и ждали несколько лет.
Весь путь до дороги отец и сын забывали и прощали все обиды, оставляя их в прошлом. Выйдя на дорогу, они увидели, что ни машины, ни старичка нет. Снегопад стих, и только пушистые хлопья медленно падали с неба. Да и движение оживилось. От автобусной остановки отъехал рейсовый автобус.
— Может, починился? — предположил Сергей. — Или на буксир кто взял.
— Ну дай бог, — отец похлопал сына по плечу.
Раздался звонок телефона. Сергей достал его из кармана.
— Посадка на ваш рейс через два часа, — сообщила девушка. — Не опаздывайте.
— Спасибо, — ответил Сергей. — Мы уже долетели.
Правда, с большим опозданием…
Вернувшись в дом, они застали всё семейство за хлопотами.
— А дед как чувствовал, — бабушка доставала тарелки из шкафа. — Вчера говорит: «Схожу за ёлкой. Негоже Новый год без ёлки». А мы-то уже какой год ёлку не ставим. Ну и я что-то решила наготовить всего. Холодец вон стынет.
Да и пироги скоро в печь пора ставить.
Пока все занимались бытовыми делами, Даша с дедушкой наряжали ёлку старыми игрушками, бумажным серпантином и блестящей мишурой с дождиком.
— Дедушка, — повернулась она к нему, вешая очередную игрушку. — А у меня волшебный шар есть.
— Да ну? — улыбнулся тот. — Прям волшебный? Ну тогда давай его сюда. На самое видное место повесим.
Даша побежала за рюкзаком и, вернувшись, достала из него варежку.
— Правда, все говорят, что он некрасивый и обычный, — Даша засунула руку в варежку и вытащила шар. — Ой!
— Ого! — дедушка искренне удивился. — Да кто ж такое говорит? Я красивее в жизни не видел.
На руке у Даши лежал шар. Стекло изнутри было как будто подёрнуто изморозью. На снежном покрывале стоял старый деревенский домик в окружении ёлочек. И ещё внутри кружился снег. Как настоящий.
Под бой курантов все подняли бокалы.
— Не забудьте желание загадать! — Сергей обнял Свету.
— А моё уже сбылось! — Даша посмотрела на шар, висящий на самом видном месте на ёлке.
Если подойти ближе и заглянуть в шар, то можно увидеть, что из трубы идёт сизый дымок. Снег пушистыми хлопьями ложится на крышу. А в окнах горит свет. Если умудриться заглянуть в окна, то можно разглядеть там счастливое семейство за праздничным столом.