Найти в Дзене
КП - Ижевск

Лошадиная эпоха: что значили кони в культуре удмуртов

2026 год по Восточному календарю пройдет под знаком Красной Огненной Лошади. Для народов Поволжья, особенно для удмуртов, конь всегда был больше, чем хозяйственным животным. В мифах он становился посредником между мирами, существом, которое слышит богов и сопровождает человека в важных переходах. В новом году под знаком Лошади самое время обратиться к этим древним образам – сияющему солнечному коню, который несет свет, и загадочному водяному духу, способному менять форму и уводить путников в глубины рек. В удмуртской традиции конь занимает особое, почти сакральное место. Его образ издавна связывают с солнцем и весной: фигурки и символы лошади встречаются на древних гребнях, подвесках, деталях костюма. Такие находки финно-угорских культур встречаются по всей Центральной России и Поволжью, напоминая о старинных миграциях народов. Связь лошади с весенним пробуждением природы ярче всего проявляется в празднике первой проталинки – Гуждор. Когда снег начинает сходить и появляется первая блед
Оглавление
   Конь издавна имеет сакральное значение не только в удмуртском, но и в русском фольклоре в принципе. Фото: freepik
Конь издавна имеет сакральное значение не только в удмуртском, но и в русском фольклоре в принципе. Фото: freepik

2026 год по Восточному календарю пройдет под знаком Красной Огненной Лошади. Для народов Поволжья, особенно для удмуртов, конь всегда был больше, чем хозяйственным животным. В мифах он становился посредником между мирами, существом, которое слышит богов и сопровождает человека в важных переходах.

В новом году под знаком Лошади самое время обратиться к этим древним образам – сияющему солнечному коню, который несет свет, и загадочному водяному духу, способному менять форму и уводить путников в глубины рек.

Кони водяной и солнечный

В удмуртской традиции конь занимает особое, почти сакральное место. Его образ издавна связывают с солнцем и весной: фигурки и символы лошади встречаются на древних гребнях, подвесках, деталях костюма. Такие находки финно-угорских культур встречаются по всей Центральной России и Поволжью, напоминая о старинных миграциях народов.

   Финно-угры часто делали украшения в виде лошади. Фото: госкаталог РФ
Финно-угры часто делали украшения в виде лошади. Фото: госкаталог РФ

Связь лошади с весенним пробуждением природы ярче всего проявляется в празднике первой проталинки – Гуждор. Когда снег начинает сходить и появляется первая бледная трава, люди выезжают на лошадях встречать Весну и бога тепла Шунды. На белом коне появляется украшенная цветами девушка-Весна, а юноша в белой одежде, с желтыми италмасами, подъезжает на рыжем коне в роли Солнца. Люди встречают их музыкой и гимнами весне.

Но в удмуртских мифах есть и другой, водяной конь. Исследователь М. Г. Худяков со слов Кузебая Герда записал легенду о реке Вало – «лошадиной реке». По преданию, в ее глубинах жили темные волшебные кони, обладающие загадочной силой.

   Подвеска «Кони». Обработка металла – П. М. Зорин, бронза. Фото: Глазовский краеведческий музей
Подвеска «Кони». Обработка металла – П. М. Зорин, бронза. Фото: Глазовский краеведческий музей

А ниже деревни Большая Докья, в месте, которое называют «Сьод толэс вордон» – «рождение черного жеребенка», по ночам выходил пастись другой дух-скакун: белый в черную крапинку. Сегодня неподалеку стоит деревня Жеребенки – возможно, память о старинном предании.

Считалось, что поймать такого коня можно только обманом: дождаться, пока он выйдет на берег, и бросить в реку железо. Тогда он терял силу и не мог вернуться в воду. Так однажды и сделал местный лесоруб, бросив топор и поймав водяного духа.

Потомки этого мифического скакуна стали основой необычной породы – «бурдо-вал», крылатых коней. Ночью, говорили старики, у них проступали крылья. Чтобы не испугать животное, хозяин должен был заранее свистнуть, давая ему время спрятать их. Однажды кто-то забыл это сделать – и с тех пор, по легенде, крылатые кони исчезли навсегда.

Конь в обрядах и народном искусстве

Для древних удмуртов конь был не просто тягловым животным, а мерилом достатка и важнейшим участником обрядов. Семьи, державшие четыре и больше лошадей, считались зажиточными, а сам образ коня воспринимался как символ изобилия, солнечной энергии и бесконечного жизненного круга. Три конские головы, расположенные по ходу солнца, обозначали свет, смену сезонов и непрерывность бытия.

   Конь в культуре и мифологии Прикамья символизировал солнце, олицетворял благополучие и процветание. Фото: Глазовский краеведческий музей
Конь в культуре и мифологии Прикамья символизировал солнце, олицетворял благополучие и процветание. Фото: Глазовский краеведческий музей

Сакральная роль коня проявлялась в ключевых ритуалах.

– Праздничные скачки и катания были обязательны на Масленицу, Пасху и во время земледельческих обрядов Гырон потон и Акашка.

– На свадьбах конь стоял в центре свадебного поезда. Есть даже специальный обряд, когда жених заводил коня в дом невесты – «валэз корка пыртон». Это считалось сильным пожеланием богатства молодой семье.

– В поминальной традиции коня «дарили» умершему мужчине: обряды «йырпыд сетон» и «вал сюан» сопровождали похороны, а кости животного уносили за пределы селения.

– В жертвоприношениях коней посвящали богам – Инмару, Кылдысину, Черу, духам воды. Масть животного подбирали строго под конкретное божество.

Конь в удмуртской культуре объединял собой земное и небесное, быт и мистику, силу и благополучие – именно поэтому его образ так часто встречается в фольклоре и декоративном искусстве Прикамья.

Конь-проводник в мифах

Лошадь считали посредником между мирами. Место для святилища выбирали с ее помощью: ворожец (туно) садился на необъезженного коня без узды, отпускал поводья, и там, где животное останавливалось, появлялся будущий луд (святилище). Верили, что конь чувствует дух места.

У богатырей кони обладали особым даром – предупреждали об опасности и помогали хозяину справляться с испытаниями.

Кони решали судьбу героев

В мифах масть коня могла спасти или погубить.

   Богатыри из удмуртской мифологии: Донды и Идна. Фото: Библиотека им. Некрасова г. Ижевск
Богатыри из удмуртской мифологии: Донды и Идна. Фото: Библиотека им. Некрасова г. Ижевск

– Ядыгар ездил на соловом в бою, а пегого отправлял с вестями. – Донды доверял резвой сивой лошади, которая могла перепрыгнуть любую реку.

Но пегие кони считались связанными с нижним миром и часто приносили трагедию.

– У Идны три лошади – саврасая, вороная и пегая – могли пройти 200 верст без корма. Но именно пегая без колебаний вывела героя на подрубленный врагами мост, где он погиб.

– Мардан-батыр отправился в путь на пегом коне – мост рухнул, и богатырь утонул.

– Микола-батыр пытался перепрыгнуть овраг в упряжке из вороной и пегой. Вороная перелетела, пегая камнем рухнула вниз и увлекла героя.

freepik

Комсомолка на MAXималках - читайте наши новости раньше других в канале @truekpru