2026 год по Восточному календарю пройдет под знаком Красной Огненной Лошади. Для народов Поволжья, особенно для удмуртов, конь всегда был больше, чем хозяйственным животным. В мифах он становился посредником между мирами, существом, которое слышит богов и сопровождает человека в важных переходах.
В новом году под знаком Лошади самое время обратиться к этим древним образам – сияющему солнечному коню, который несет свет, и загадочному водяному духу, способному менять форму и уводить путников в глубины рек.
Кони водяной и солнечный
В удмуртской традиции конь занимает особое, почти сакральное место. Его образ издавна связывают с солнцем и весной: фигурки и символы лошади встречаются на древних гребнях, подвесках, деталях костюма. Такие находки финно-угорских культур встречаются по всей Центральной России и Поволжью, напоминая о старинных миграциях народов.
Связь лошади с весенним пробуждением природы ярче всего проявляется в празднике первой проталинки – Гуждор. Когда снег начинает сходить и появляется первая бледная трава, люди выезжают на лошадях встречать Весну и бога тепла Шунды. На белом коне появляется украшенная цветами девушка-Весна, а юноша в белой одежде, с желтыми италмасами, подъезжает на рыжем коне в роли Солнца. Люди встречают их музыкой и гимнами весне.
Но в удмуртских мифах есть и другой, водяной конь. Исследователь М. Г. Худяков со слов Кузебая Герда записал легенду о реке Вало – «лошадиной реке». По преданию, в ее глубинах жили темные волшебные кони, обладающие загадочной силой.
А ниже деревни Большая Докья, в месте, которое называют «Сьод толэс вордон» – «рождение черного жеребенка», по ночам выходил пастись другой дух-скакун: белый в черную крапинку. Сегодня неподалеку стоит деревня Жеребенки – возможно, память о старинном предании.
Считалось, что поймать такого коня можно только обманом: дождаться, пока он выйдет на берег, и бросить в реку железо. Тогда он терял силу и не мог вернуться в воду. Так однажды и сделал местный лесоруб, бросив топор и поймав водяного духа.
Потомки этого мифического скакуна стали основой необычной породы – «бурдо-вал», крылатых коней. Ночью, говорили старики, у них проступали крылья. Чтобы не испугать животное, хозяин должен был заранее свистнуть, давая ему время спрятать их. Однажды кто-то забыл это сделать – и с тех пор, по легенде, крылатые кони исчезли навсегда.
Конь в обрядах и народном искусстве
Для древних удмуртов конь был не просто тягловым животным, а мерилом достатка и важнейшим участником обрядов. Семьи, державшие четыре и больше лошадей, считались зажиточными, а сам образ коня воспринимался как символ изобилия, солнечной энергии и бесконечного жизненного круга. Три конские головы, расположенные по ходу солнца, обозначали свет, смену сезонов и непрерывность бытия.
Сакральная роль коня проявлялась в ключевых ритуалах.
– Праздничные скачки и катания были обязательны на Масленицу, Пасху и во время земледельческих обрядов Гырон потон и Акашка.
– На свадьбах конь стоял в центре свадебного поезда. Есть даже специальный обряд, когда жених заводил коня в дом невесты – «валэз корка пыртон». Это считалось сильным пожеланием богатства молодой семье.
– В поминальной традиции коня «дарили» умершему мужчине: обряды «йырпыд сетон» и «вал сюан» сопровождали похороны, а кости животного уносили за пределы селения.
– В жертвоприношениях коней посвящали богам – Инмару, Кылдысину, Черу, духам воды. Масть животного подбирали строго под конкретное божество.
Конь в удмуртской культуре объединял собой земное и небесное, быт и мистику, силу и благополучие – именно поэтому его образ так часто встречается в фольклоре и декоративном искусстве Прикамья.
Конь-проводник в мифах
Лошадь считали посредником между мирами. Место для святилища выбирали с ее помощью: ворожец (туно) садился на необъезженного коня без узды, отпускал поводья, и там, где животное останавливалось, появлялся будущий луд (святилище). Верили, что конь чувствует дух места.
У богатырей кони обладали особым даром – предупреждали об опасности и помогали хозяину справляться с испытаниями.
Кони решали судьбу героев
В мифах масть коня могла спасти или погубить.
– Ядыгар ездил на соловом в бою, а пегого отправлял с вестями. – Донды доверял резвой сивой лошади, которая могла перепрыгнуть любую реку.
Но пегие кони считались связанными с нижним миром и часто приносили трагедию.
– У Идны три лошади – саврасая, вороная и пегая – могли пройти 200 верст без корма. Но именно пегая без колебаний вывела героя на подрубленный врагами мост, где он погиб.
– Мардан-батыр отправился в путь на пегом коне – мост рухнул, и богатырь утонул.
– Микола-батыр пытался перепрыгнуть овраг в упряжке из вороной и пегой. Вороная перелетела, пегая камнем рухнула вниз и увлекла героя.
Комсомолка на MAXималках - читайте наши новости раньше других в канале @truekpru