Миллион рублей можно положить в банк или инвестировать в запуск бизнеса. Когда-то я выбрал бизнес и не жалею. Вот несколько вариантов доступного старта
Генеральный директор клининговой компании New CleaningСергей Москвин
Основатель и генеральный директор компании New Cleaning. Эксперт в области клининговых услуг и франчайзинга с опытом ведения бизнеса более 8 лет.
Подробнее про эксперта
Я часто бываю на бизнес-мероприятиях, и самый популярный вопрос, который звучит в рамках встреч — куда вложить миллион рублей? С нынешней ключевой ставкой 16,5% самым очевидным решением кажется банковский вклад. Но вклад — это пассивный доход, на который человек не может повлиять, ведь прибыль зафиксирована условиями договора. Другое дело — открыть свой проект: здесь доходность в большей степени будет зависеть от навыков предпринимателя, а не от решений Центробанка.
При этом не обязательно вкладывать огромные деньги — можно купить недорогую франшизу даже до миллиона. По последним данным TopFranchise, именно в сегменте от 300 тыс. до 1 млн рублей наблюдается самый высокий спрос. Франшизы этого ценового диапазона составляют чуть больше половины рынка. Я проанализировал предложение и сравнил несколько вариантов дешевых франшиз для малого бизнеса: это не рекомендации по инвестированию, а результаты моих долгих наблюденияй как предпринимателя.
Франшизы маркетплейсов
Франшизы маркетплейсов заполонили каталоги как недорогой готовый бизнес. На самом деле это не совсем франшиза. «Франшиза торговли на маркетплейсе» — это продажа обучения, и оно, действительно, стоит недорого, в каталогах франшиз встречаются предложения со стартовой суммой 10 000 рублей. Предприниматель получает набор инструкций, которые действительно могут быть подробными и полезными, однако зачастую этого недостаточно для развития бизнеса.
Однако в реальности около 50% начинающих селлеров прогорают. Популярные направления перегружены, и конкуренция в них предельно высокая. Кроме того, торговля на маркетплейсе предполагает дополнительную финансовую нагрузку: налоги, отчисления площадкам, штрафы, логистические издержки в случае возвратов.
Франшизы пунктов выдачи заказов (ПВЗ)
Направление, близкое к предыдущему и неразрывно с ним связанное. Франшизы ПВЗ Ozon и WB входят в топы по спросу и быстрому росту среди недорогих франшиз. Из очевидных плюсов — некоторые маркетплейсы субсидируют открытие ПВЗ, что существенно облегчает запуск бизнеса. Несколько лет назад было немало историй успеха, когда люди открывали пункты выдачи на первых этажах ЖК, ориентируясь на потребности жильцов.
Но ниша растет быстро, конкуренция все выше, и сегодня в квартале могут быть открыты два-три или больше ПВЗ одного маркетплейса. Подобрать свободную локацию ближе к дому уже не получится — надо выходить в другие районы, или даже города, а это дополнительные расходы. Один из главных трендов, который я вижу, — покупка уже раскрученных ПВЗ: популярных, комфортных, с хорошими рейтингами. Здесь меньше риски, но и стоит такой пункт выдачи заказов значительно больше миллиона.
Клининговый бизнес
Подхожу к нашей нише — франшизам клининга. В сфере услуг именно клининг в последние годы показывает уверенный рост. BusinesStat подсчитал, что с 2019 по 2023 гг. спрос на клининговые услуги в России увеличился на 40%. А по данным «Авито.Услуг», в I квартале 2025 года заказы на уборку по стране выросли на 25%. При этом клиенты все реже обращаются к непроверенным специалистам, и все чаще — к профессионалам.
На рынке можно найти недорогие франшизы клининговых компаний, до 1 млн рублей. Например, для New Cleaning это принципиальная позиция: порог вхождения не должен превышать миллион. Было желание поднять стоимость — все-таки у нас большой опыт, развитая сеть, собственная школа — но я тоже был начинающим предпринимателем, поэтому знаю ценность денег и страх перед неопределенностью.
В сфере для начала работы часто достаточно малых мощностей. Например, чтобы начать убирать квартиры, хватит нескольких сотрудников, несложной техники и базового набора химии. У услуги «уборка для физических лиц» не самые высокие средние чеки, но она всегда востребована. Франчайзи может начать с 500–600 тыс. рублей, заниматься уборкой квартир или небольших офисов, а когда появится больше средств, вложиться в дальнейшее развитие.
У клинингового бизнеса большой потенциал: можно работать с муниципальными объектами, торговыми центрами, крупными предприятиями, застройщиками. Скажем, для послестроительной уборки средний чек составляет миллион рублей — один заказ возвращает ту самую стартовую сумму инвестиций. То есть, предприниматель покупает франшизу с небольшими вложениями и при должном старании уже через несколько лет может выйти на оборот в десятки миллионов.
Хочу отметить: франшиза клининга требует полного погружения в бизнес-процессы. Нужно постоянно учиться, осваивать новые навыки. Многие новички в этой отрасли предпочитают системное, централизованное обучение в лицензированных школах при крупных компаниях.
Шеринг и вендинг
Еще один недорогой вариант бизнеса, на который многие обращают внимание — шеринг и вендинг. Шеринг — это не только самокаты и пауэрбанки, но и аренда складских ячеек, и прокат сложной дорогой техники, например, строительной. Франшизы аренды открываются быстро и объективно недороги: большинству проектов не требуются офисы и большие штаты постоянных работников.
Вендинг близок к направлению шеринга с точки зрения простоты и скорости открытия. Мини-кофейни, аппараты по продаже питьевой воды или автоматы со снеками почти не предполагают затрат на аренду и персонал. Максимум — стоимость нескольких квадратных метров для установки автомата.
Открыть бизнес в сфере шеринга или вендинга — распространенный вариант, с которым можно уложиться в миллион. Но надо понимать, что это — не разновидность пассивного дохода. Точки надо обслуживать, искать новые локации, разрабатывать маркетинговые стратегии, бороться с вандализмом. И, безусловно, в нише есть потолок доходности, довольно низкий. До сверхприбылей здесь не дойти.
Инвестирование и соинвестирование
И напоследок расскажу о еще одной тенденции — вкладывать миллион в бизнес, который стоит намного больше. Если суммы в миллион для старта недостаточно, есть вариант объединиться с другими инвесторами и в дальнейшем делить доход. Чаще всего такое возможно во франшизах в сфере общественного питания: на запуск ресторана обычно необходимо от 10 млн рублей, так что нередко у таких проектов несколько инвесторов.
Конечно, всегда есть риск, что предприятие, в которое вы вложились, прогорит, но если выбирать проверенные, устойчивые проекты, риск этот минимален. Большой прибыли и творческой самореализации в этой сфере нет, но не всегда и не всем они необходимы.
На мой взгляд, выбирать недорогой бизнес стоит, прежде всего, не с точки зрения определенной суммы, а ориентируясь на свои цели и ресурсы. Задайте себе вопросы: чем вы хотите заниматься? Есть ли у вас силы и время, чтобы включаться в процесс, или пусть деньги «работают сами»? Насколько большой у вас опыт в коммерции? Я рассказал о форматах, которые, по моим наблюдениям, наиболее популярны в нише до миллиона, но в конечном счете выбор бизнеса — это исключительно индивидуальная задача со многими переменными.