Несмотря на непростую ситуацию в стране, привычка заказывать знаменитостей на корпоративы у наших толстосумов никуда не исчезла. Некоторые фирмы по-прежнему готовы выкладывать за неполный час выступления десятки миллионов рублей, лишь бы приятно провести время в компании любимого артиста. Недавно в интернете появился обновлённый перечень концертных "хотелок" звёзд, который буквально довёл публику до истерики. Люди искренне недоумевают: каким образом за сорок минут на сцене можно получать по 10 миллионов, как это случилось с Анжеликой Варум? Ей, напомним, предстоит заменить «отменённую» Ларису Долину в одном из московских ресторанов в новогоднюю ночь. Простому работяге, чтобы заработать такие деньги, нужно лет пять трудиться, не разгибая спины. Однако представители индустрии убеждают: подобные расценки вполне закономерны - инфляция, кризисы, «вы же понимаете».
Так сколько нынче стоит выступление звезды и не преувеличивают ли те, кто считает многомиллионные гонорары нормой? Давайте разбираться.
Начнем сразу с расценок. По информации издания KP.RU, средний чек за выступление популярного эстрадного исполнителя держится в пределах от 4 до 10 миллионов рублей, к которым дополнительно прибавляются налоги. При этом традиционный временной промежуток для корпоратива - 40–45 минут: продюсеры считают это идеальным временем, чтобы артист успел «разогреть» зал, но не успел его утомить. Как поясняет продюсер Табриз Шахиди, некоторые заказчики просят продлить сет до часа, хотя иногда требуется наоборот — урезать его до 30 минут. Всё зависит и от возможностей певца, и от пожеланий организаторов.
Отмечается, что в текущем декабре гонорары оказались выше прошлогодних в среднем на 20–40%. Начиная с первой декабрьской пятницы, звёзды категорически не соглашаются на скидки - ставка озвучивается единожды и окончательно. Гуляющие по Сети слухи о «двойных гонорарах», утверждают эксперты, не более чем маркетинговая уловка, призванная заранее «подготовить» клиента к высоким ценам. Реальные сверх наценки, до 80–100%, как правило, бывают исключительно в ночь на 1 января. В последнюю же неделю декабря надбавка составляет примерно 20%. Повышать цену артисты начинают, когда понимают, что расписание полностью забито: а раз уж спрос высокий, можно позволить себе «поиграть» с ценником и поднять его хотя бы на четверть.
А теперь конкретно по персоналиям. Начнём, как водится, с Филиппа Киркорова. Хотя вокруг артиста в последнее время немало шума — вспомнить хотя бы недавний скандал с его концертным директором на катке ГУМа или разговоры о проблемах со здоровьем — Филипп Бедросович вовсе не собирается отменять новогодние выступления. 31 декабря он намерен в очередной раз выйти на сцену и в полной мере продемонстрировать публике свой фирменный стиль: перья, танцы и, конечно же, знаменитые хиты под фонограмму.
Весь этот "новогодний набор" задорный болгарин готов исполнить, конечно, не за бесплатно: осведомлённые источники утверждают, что новогодний ценник Киркорова составляет от 50 до 100 тысяч евро (4,5–10 млн рублей). Для сравнения: терапевту, работающему на двух ставках, потребовалось бы лет десять, чтобы накопить такую сумму.
При этом Киркоров — далеко не лидер по расценкам в этом сезоне. Как утверждают организаторы корпоративов, самым востребованным в этом году оказался Григорий Лепс. Он — главный фаворит зимнего сезона. Его гонорар стартует от 150 тысяч евро (около 14 миллионов рублей). В декабре у Лепса уже расписано несколько закрытых концертов, и 31 декабря он тоже выйдет на сцену. Исполнитель хита "Рюмка водки" не скрывает: декабрь — месяц, когда можно решить массу бытовых и финансовых вопросов, поэтому работать приходится много.
Кстати, удивляет один момент — а что это наши артисты всё по-прежнему измеряют в евро и долларах? Это они настолько сомневаются в стабильности рубля или просто не хотят раздражать публику, называя суммы в национальной валюте, которая в пересчёте выглядит ещё внушительнее?
Но Лепс, как оказалось, это еще цветочки. Неожиданно взлетевшая на вершины хит-парадов после 20-летнего перерыва Надежда Кадышева и вовсе просит за свое выступление 50 млн рублей. Правда, речь идёт о большом стадионном концерте, который состоится 20 июня 2026 года на арене «Лужники». За менее масштабные мероприятия Кадышева запрашивает «всего» 15 миллионов. Причём в новогоднюю ночь певица выступать не собирается: по данным «КП», она намерена встретить праздник дома. Так что фанатам хита «Веночек» придется устраивать хороводы у телевизора.
Эксперты, впрочем, относятся к внезапному всплеску интереса к артистке довольно скептически. Многие считают, что к середине следующего года ажиотаж полностью уляжется, а большой концерт в «Лужниках» может обернуться большим провалом. Хотя сама Кадышева полна оптимизма и делает ставку на сына, который, по словам посетителей концертов «Золотого кольца», берёт на себя основную часть вокальной нагрузки, позволяя артистке исполнять от силы 3–4 песни. Зрителям такая подмена не слишком нравится: публика платит за легенду, а получает её не слишком одарённого наследника.
Но вернёмся к общим расценкам российских звёзд. По словам Игоря Краева, основателя музыкальной платформы TopHit, в этом году крайне востребованы рэп-исполнители. Особенно - Василий Вакуленко (Баста).
- Самыми востребованными жанрами на корпоративах являются — рэп и танцевальная поп-музыка, - поясняет эксперт. - Рэп-исполнителей ждут в молодых компаниях, в то время как поп-звёзд предпочитают слушатели 25+. Из рэперов на сегодняшний день самым востребованным является Баста, его гонорары в декабре могут превышать 10 млн руб.
Позиции лидеров по-прежнему удерживают группа «Руки Вверх!» (10–14 миллионов) и певица Zivert (15–25 миллионов).
Появились и новые фавориты: например, Татьяна Куртукова. Её хит «Матушка» прозвучал на радио более 4,5 миллионов раз, а сколько было онлайн-прослушиваний - никто уже и не считает. Такая ротация обеспечивает высокий спрос, и Куртукова сейчас стоит примерно 7 миллионов рублей за концерт.
В 2025 году резко вырос интерес к Ване Дмитриенко. Его летний хит «Шёлк» и успешная коллаборация «Силуэт» с Аней Пересильд вывели артиста на новый уровень, и теперь его гонорары стартуют от 5 миллионов рублей.
У артистов «старой школы», вроде Татьяны Булановой, Ларисы Долиной, Кати Лель и других, аппетиты гораздо скромнее - от 2 до 4 миллионов.
Стабильно популярны у организаторов корпоративов Владимир Пресняков, Николай Басков, Анна Асти, Дима Билан, Полина Гагарина, Люся Чеботина, Лолита, «Иванушки International», Леонид Агутин, Анжелика Варум, Сергей Лазарев и Любовь Успенская. Их средний ценник колеблется между 5 и 10 миллионами рублей за 45–60 минут на сцене.
Ожидаемо, подобные аппетиты звезд вызвали возмущение в обществе, расслоение которого с каждым годом становится все очевиднее: если большинство людей в попытке сэкономить копейки бродят по акциям в очередном «Магните», то те, кто причисляет себя к условной «верхушке», морщат нос при виде ценников в «Азбуке вкуса», хотя для рядового покупателя эти магазины давно уже выглядят как разные эпохи.
При этом сами представители шоу-бизнеса уверены: народ зря возмущается, ведь у артистов тоже имеются затраты, и немалые. Продюсер Иосиф Пригожин выступил особенно резко, раскритиковав всех, кто негодует из-за темпов роста звёздных гонораров в новогодний сезон. По его версии, причина банальна до смешного - инфляция. Да-да, именно она, по его словам, толкает цены на артистов вверх.
Супруг певицы Валерии подчеркнул, что во всём мире экономическая ситуация далека от стабильной, а значит, повышается стоимость буквально на всё - от еды до недвижимости. Однако общественность почему-то игнорирует удорожание товаров первой необходимости, предпочитая обсуждать, сколько получает звезда, отработавшая один корпоратив.
- Есть такое понятие: спрос рождает предложение. Можно возмущаться ростом цен на продукты, аренду, машины - да на что угодно! В мире сегодня инфляция и обесценивание денег. Поэтому, когда пытаются сделать артистов козлами отпущения, мне это кажется смешным. Как и в случае акции на бирже: если у артиста пик востребованности, цена поднимается. Хит выстрелил — ставка выросла. Ну так предъявите претензии, почему Кадышева теперь стоит 50 миллионов. Она долгие годы была в стороне, и вдруг молодая аудитория снова дала ей толчок. Так что зависть к гонорарам или обвинения, что цены растут, - это, мягко говоря, нелепо, - заявил Пригожин.
Продюсер убеждён, что считать чужие доходы - занятие ошибочное и некорректное по умолчанию. Он также отметил, что государство только выигрывает от высоких расценок артистов, ведь с этих сумм исправно платятся налоги.
- Это абсолютный абсурд. Я действительно удивляюсь: почему всех так тревожит, насколько выросли расценки артистов? Почему именно они каждый раз становятся крайними? Кому дорого - тот не заказывает. Люди ведут себя так, будто сами эти гонорары оплачивают. Они лезут считать чужие деньги. Но при этом забывают главное: артист вкладывает в собственную карьеру. Он финансирует видеоклипы, рекламу новых релизов, содержит большую команду - от музыкантов до администраторов. У него семья, коллектив, постоянные расходы. Почему все охотно обсуждают его доходы, но никто не интересуется издержками? И самое важное: государство от этого только получает выгоду. Артисты платят налоги с каждого рубля - это легко проверить по декларациям, - подчеркнул Пригожин.
Однако выводы продюсера выглядят справедливыми только с его «золотой колокольни». Интересно, Пригожин вообще задумывался когда-нибудь, кто именно готов платить баснословные гонорары артистам за 45-минутные корпоративы? Да, это бизнес, но только бизнес с приставкой «гос». Ни один даже самый успешный предприниматель, если он не кормится из бюджета, не станет тратить честно заработанные деньги на шутов в перьях. Честный бизнесмен излишки прибыли будет вкладывать в дело, а не разбрасываться баблом, как те, кто сидит на господрядах.
Так что это наше дело, г-н Иосиф Игоревич, потому что это наши деньги - деньги налогоплательщиков. Что же касается налогов, которые вы «честно платите», то это даже смешно обсуждать.
И да, по поводу инфляции, на которую Пригожин с такой горячностью сетует. А он вообще в курсе, что зарплаты граждан нашей страны не то что не поспевают за галопирующей инфляцией, они в некоторых случаях даже начали снижаться. И это мы уже не говорим о пенсиях, чьи покупательные возможности опустились до уровня «пачка гречки + бутылка масла». Или сие г-ну Пригожину не ведомо? Очевидно одно: они хотят жить как раньше, чтобы и хамон всегда на столе, и рябчики в духовке, и икра в трехлитровых банках. Естественно, не красная. А о том, чтобы как-то подзатянуть пояса в столь непростое для страны время, никто из них даже не задумывается.