Каждый раз с наступлением холодов начинается вечный спор, который я слышал уже тысячу раз: как правильно включать печку в машине, чтобы "грела сразу и без прогрева". Естественно, нужно понимать, что законы физики не обманешь - если нет никакого электрического подогревателя, то пока мотор не разогреешь, тепло в салоне не станет.
И большинство инстинктивно делает так: заводят мотор, ждут пару секунд и включают обдув на максимум, желательно прямо на лобовое стекло, чтобы быстрее растопить наледь. Логично, да? Понятное дело, хочется поскорее согреться.
Так делал и я, пока однажды много лет назад не задумался: а не вредно ли это? Ведь печка — это, по сути, радиатор, по которому циркулирует антифриз. Если мы сразу включаем максимальный обдув, то пытаемся «вытянуть» драгоценное тепло из остывшей системы, которую двигатель только начал прогревать. По сути, мы заставляем мотор работать с повышенной нагрузкой на холодную, пытаясь отобрать у него тепло, которое ему самому нужно, чтобы выйти на рабочую температуру.
Понаблюдав за тем, как работает климатическая установка в более современных автомобилях, а также после личных экспериментов я пришёл к простому, но, на мой взгляд, гениальному правилу, которое я использую всегда после холодного запуска.
Правило № 1: полностью выключайте печку при запуске.
Да, вы не ослышались. Как только я поворачиваю ключ (или нажимаю кнопку «Старт/ Стоп»), первое, что я делаю, — убеждаюсь, что регулятор температуры установлен на минимум (синяя зона), а вентилятор (обдув) выключен или работает на минимальной мощности.
Когда двигатель холодный, ему нужно как можно быстрее набрать рабочую температуру. Система охлаждения, а значит, и теплообменник печки пока что ледяные. Если мы не включаем вентилятор, горячий антифриз, циркулирующий по двигателю, может прогреться немного быстрее. Мы даём двигателю возможность «согреться самостоятельно», не создавая ему искусственную нагрузку в виде продувки ледяных каналов печки.
Как-то давно на одном из прошлых своих автомобилей я засекал время с разницей в 5 минут прогрева:
- Печка сразу на максимум: Первые ощутимые струи теплого воздуха появились через 5–6 минут.
- С выключенной печкой: Первые слабые струи появились через 3 минуты, но через 5 минут, когда я включил обдув на среднюю мощность, воздух стал уже заметно горячее, чем в первом случае.
По сути, я сокращаю «фазу согревания» двигателя, позволяя ему быстрее выйти на оптимальный температурный режим.
Переход к теплу: когда включать вентилятор?
Как только стрелка температуры охлаждающей жидкости немного сдвинется с самой нижней отметки (обычно это происходит через 2–3 минуты работы на холостом ходу, в зависимости от мороза), я делаю следующее.
- Включаю вентилятор на среднюю или минимальную скорость. Не на максимум! Максимальная мощность вентилятора предназначена для быстрого распределения уже накопленного тепла. Если тепла еще нет, мы просто будем гонять холодный воздух по салону, замедляя прогрев.
- Постепенно увеличиваю температуру. Плавно перемещаю регулятор в красную зону. Как только почувствую первые, едва теплые потоки, оставлю так.
И вот тут начинается волшебство. Двигатель уже успел отдать небольшую порцию тепла в систему, а печка, работая на минимальной скорости, начинает аккуратно и эффективно нагревать воздух. Через пару минут, когда антифриз достигает нужной температуры, я могу смело включать обдув на «двойку» или «тройку», и в салоне становится тепло буквально за пару минут. Тепло не «выкачивается насильно», а стабильно и равномерно поступает в салон.
Но на самый главный вопрос мы так и не ответили - куда все же направлять потоки печки?
Инстинкт подсказывает: «В лицо! Заодно и на руки на руле поток пойдет, и салон быстрее прогреется!» Или: «На стекло! Срочно нужно убрать конденсат и лёд!» Я тоже долго шёл этим путём. Но в условиях настоящей русской зимы есть только одно правильное направление, которое обеспечивает и быстрое согревание, и безопасность.
Когда речь идёт о прогреве, мы должны руководствоваться одним простым принципом: тёплый воздух поднимается, холодный опускается.
Именно поэтому, когда вы включаете печку (на минимальной скорости), направлять потоки нужно в ноги (на нижние дефлекторы). В принципе, если вы не доверяете электронике и климатической установке, можете сделать эти установки вручную, эффект будет тот же.
Почему именно туда, а не на стекло или в центр?
Теплый воздух, поступающий снизу, начинает постепенно вытеснять холодный, который скапливается у пола и под сиденьями. Он поднимается вверх, последовательно и равномерно прогревая весь объем салона. Это все равно что обогревать дом, начиная с пола, а не пытаться сразу нагреть потолок.
К тому же замерзшие ноги портят настроение гораздо сильнее, чем слегка прохладные руки. Когда теплый воздух направляется прямо на ноги, дискомфорт проходит в разы быстрее.
И ещё. Многие думают, что нужно дуть прямо на стекло, чтобы оно оттаяло. Да, лобовое стекло требует внимания. Но если вы включаете печку сразу на стекло, то подаёте тёплый воздух на холодное стекло. Результат? Конденсат - раз. Стекло запотевает изнутри, и вместо обзора вы получаете «молочную пелену». К тому же есть риск остаться у разбитого "лобаша" из-за разницы температур - это два.
Мои действия после запуска (этап 1 — прогрев):
- Направление: 90 % потока — в ноги (нижние дефлекторы).
- Стекло: Режим «на стекло» — выключен.
- Центральные: Оставшиеся 10 % потока могут проходить через центральные дефлекторы, но только для циркуляции, а не для прямого обдува лица.
Я жду, пока стекло полностью не запотеет, или пока не почувствую, что воздух, идущий из нижних дефлекторов, уже ощутимо тёплый. В сильный мороз это занимает около 5–7 минут.
Только после этого я перехожу к этапу очистки:
Переключаю обдув на лобовое стекло.
Включаю рециркуляцию воздуха (временно). Это позволяет быстрее осушить воздух в салоне, используя уже нагретый внутренний объем. Но не забудьте выключить ее через пару минут, чтобы стекла не начали потеть вновь.
Увеличиваю скорость вентилятора до средней.
И тут происходит чудо! Поскольку салон уже прогрелся снизу, а теплый воздух поступает сверху, стекло оттаивает поразительно быстро, без образования того самого противного внутреннего «тумана». Проверено даже на очень низких температурах.
Думаю для тех, кто любит пробовать и экспериментировать со скоростью прогрева салона в зимнее время, эти советы из личного опыта окажутся полезными.
Лично я спустя много зим пришел к вышеописанному алгоритму, однако перейдя на автомобили с климатической установкой, так сказать "электронно управляемой печкой", давно перестал "жамкать все кнопки подряд" после запуска мотора. Просто ставлю нужную температуру и включаю режим "авто".
Там и скорость вентилятора сама настроится, и дефлекторы куда надо потоки направят.
Но если у вас обычные "крутилки", то мой совет прост, он работает безотказно: завели — выключили печку. Дайте мотору поработать, а затем, плавно увеличивая мощность, наслаждайтесь быстрым и, главное, равномерным прогревом салона. Попробуйте, и я уверен, вы заметите, как быстро наступает комфорт. И больше не нужно спорить с соседями по парковке.
Обязательно ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы поддержать канал!Спасибо вам, тем, кто читает!
А ещё заходите в ТГ-канал "Гаражбатя", буду рад всем.
Благодарю за прочтение, всем добра!