11 декабря. /MEDIA TALK/. С 1 декабря 2025 года каждый въезжающий в Россию мигрант обязан сдать биометрию. Этот шаг — часть масштабного плана по ужесточению контроля, который ставит перед экономикой главный вопрос: способна ли страна, десятилетиями строившая целые отрасли на импорте труда, выжить в новых условиях?
Вместе с тотальным учётом приезжающих на заработки на границе ужесточаются и внутренние правила. В декабре в Госдуму внесли законопроект, запрещающий мигрантам носить хозяйственные ножи. Депутаты также предложили сделать полис ДМС обязательным для всех приезжающих. При этом право на бесплатную медпомощь иностранцы теперь смогут получить только после пяти лет легальной работы в России. Кроме того, с 1 марта 2026 года вступят в силу поправки в Трудовой кодекс, которые позволят регионам в принудительном порядке увольнять мигрантов. Юристы отмечают, что это «значительно упрощает процедуру отсева недобросовестных работников, но создаёт риски для легально трудоустроенных». Финансовое бремя для мигрантов и их нанимателей также возрастает: с сентября введены новые пошлины, в некоторых регионах страны подняли стоимость патента вдвое. Всё это заставляет задуматься, какой будет цена этого масштабного перехода для экономики и общества.
От миграции к вахте: «приехал, поработал, уехал»
Как избавиться от миллионов гастарбайтеров, не разрушив при этом собственную экономику? Этот вопрос, по мнению экспертов, стал ключевым для России, миграционная политика которой напоминает канатоходца между двумя пропастями. С одной стороны — пассивность старой системы, где труд иностранцев регулируют квота (всего 234,9 тыс. мест на 2025 год) и массовый патент (2 млн выданных за прошлый год, львиная доля — в Москве и Петербурге). С другой — радикальные предложения политиков, требующие тотального пересмотра существующей системы.
Одним из инициаторов ужесточения миграционной политики выступает партия «Справедливая Россия». Её председатель Сергей Миронов предлагает переводить иностранные трудовые потоки в жёсткую вахтовую работу: «В числе наших законодательных предложений запрет на предоставление вида на жительство и гражданство для неквалифицированных мигрантов, ограничение их свободы перемещения, обязательный выезд по окончании трудового договора, а также создание закрытых поселков за счет работодателей».
В качестве ключевого аргумента сторонники этих мер приводят необходимость снижения нагрузки на социальную инфраструктуру страны. По данным Росстата за 2024 год, лишь 28% приезжающих мигрантов декларировали своей целью трудоустройство. Значительная часть — почти половина — указали «личные причины», что, как правило, подразумевает воссоединение с семьей, вступление в брак или переезд к близким родственникам. Эта тенденция, по мнению инициаторов реформ, напрямую ложится бременем на систему образования, здравоохранения и соцобеспечения.
Фото: ru.freepik.com
Сергей Миронов считает, России необходим пересмотр подходов к пребыванию и труду мигрантов, и в этом следует ориентироваться на международный опыт. Он прямо указывает, что предлагаемая им жёсткая модель является устоявшейся нормой: «Никаких родственников и сородичей. Никаких льгот, никакого гражданства, мест в школах и детсадах. Такой вахтовый метод применяется в арабских странах. Хотя зачем далеко ходить — в соседней Белоруссии схожий подход».
Региональные запреты на труд мигрантов: обратная сторона
Драйвером ужесточения миграционной политики сегодня выступают не только федеральные инициативы, но и активность регионов, получивших право самостоятельно вводить профессиональные запреты для иностранных граждан. Динамика впечатляющая: если в 2023 году ограничения действовали в 15 субъектах РФ, то к 2025 году их число выросло до 51. Как пояснила начальник Главного управления по вопросам миграции МВД РФ Валентина Казакова, «только в текущем году их количество увеличилось на 11». Основными сферами, закрывающимися для мигрантов, стали розничная и оптовая торговля, пассажирские и грузовые перевозки, строительство, производство пищевых продуктов, образование и здравоохранение.
Абсолютные рекордсмены в этом вопросе Приморский и Краснодарский края, где запрет распространился на 88 видов экономической деятельности. Это вынуждает местный бизнес к стремительной адаптации. Например, в агросекторе Краснодарского края, как отмечает заведующий лабораторией овощеводства «ВНИИ риса» Виктор Лазько, уже формируются новые трудовые коллективы. Еще два года назад, когда с полей начали убирать иностранных работников, он опасался, что их уход станет для сельского хозяйства края непосильным ударом. Сегодня его оценка ситуации кардинально изменилась: «На место мигрантов пришли другие. Я постоянно езжу по Краснодарскому краю и в этом сезоне вижу совсем новые бригады. Как говорится, пусто место не бывает. Например, со Ставрополя приезжают бригады со своим транспортом. Процесс идет». Однако эта перестройка сопровождается ростом издержек. Общаясь с руководителями сельхозпредприятий, Виктор Лазько констатирует: «Понятное дело — из-за дефицита рабочей силы пока работники диктуют цены. Но ведь и предел есть. Если цена завышена, то в экономике производства все результаты можно свести на ноль».
Таким образом, пока региональные запреты, призванные защитить рынок труда, приводят к росту издержек для бизнеса и цен для потребителей, подвергая стрессу экономику, которая десятилетиями опиралась на дешёвый труд мигрантов.
Резкий рост стоимости патентов и его экономические последствия
Явным трендом текущего года в миграционной политике стал не плавный, а скачкообразный рост стоимости трудовых патентов в ряде регионов. Их цена формируется из фиксированной суммы, индексируемой на федеральный и региональный коэффициенты, последний из которых устанавливается субъектом РФ. Это приводит к огромной разнице по стране. Так, в 2026 году одни из самых дорогих патентов ожидаются в Краснодарском крае, Тульской, Липецкой, Тверской и Ивановской областях — преимущественно в регионах ЦФО вокруг Москвы, где высокая цена становится инструментом сдерживания для сложившихся миграционных анклавов. Например, в Тульской области стоимость патента планируют поднять до 25 тысяч рублей (сейчас 11 200), а в Тверской — на 40% до 20 169 рублей. Власти поясняют, что это делается как для высвобождения рабочих мест, так, и чтобы мигранты не жили в дешевом регионе, работая в дорогой Москве. Для сравнения, в самой столице патент с 1 ноября вырос лишь на 11% — до 10 тыс. рублей.
Этот курс на сокращение миграционного потока напрямую сталкивается с острейшим кадровым дефицитом. По данным HR Tech платформы Наймикс, в 2025 году с нехваткой персонала столкнулись 86-90% российских компаний, а общий дефицит кадров оценивается в 4,8 млн человек. Если раньше проблема касалась интеллектуальных сфер, то сегодня остро не хватает массового линейного персонала: дефицит в ЖКХ достигает 20-50%, а рынок курьерских услуг испытывает потребность, по данным «Наймикс», примерно в 250 тысячах новых сотрудников. Экономисты прямо связывают эти процессы с инфляционным давлением.
Коммерческий директор HR Tech платформы Наймикс Валерия Воробьёва прогнозирует: «Дефицит трудовых мигрантов может повысить итоговую стоимость услуг, так как кадровый голод приведет к конкуренции за рабочую силу. Из-за нехватки рабочих рук компании будут вынуждены повышать зарплаты россиянам... Это приведет к росту себестоимости продукции и услуг и, как следствие, к повышению цен на товары и услуги». В качестве примера она приводит уже подорожавшие услуги ЖКХ.
Такси и доставка: первые жертвы миграционных запретов
Наиболее заметно ужесточение ударило по сфере пассажирских перевозок и логистики. Самым популярным оказался запрет на работу мигрантов в сфере пассажирских перевозок, в частности такси, оформленных по трудовому патенту. Запрет действует в Хабаровском крае, Иркутской, Тульской, Калужской, Воронежской, Самарской, Челябинской областей, Татарстане, Якутии. И это далеко не полный список. В Петербурге запрет на работу в такси для мигрантов действует с 8 ноября. По данным операторов, эта мера, продлённая до 2026 года, уже сократила парк водителей на 12%, или на 4,8–6 тысяч человек. Городской комитет по труду оценивает масштаб сокращения в 4 тысячи вакансий. Представители сервисов «Ситимобил» и «Таксовичкоф» прогнозируют неизбежные последствия для пассажиров: удорожание поездок и увеличение времени ожидания. Эти опасения подтверждаются отзывами пользователей «Яндекс Такси» в Петербурге, которые массово наблюдают в приложениях сообщения, которые сопровождают заказ: «водителей стало меньше, такси стало ждать дольше». Заместитель председателя Союза работников такси Василий Суворов предлагает реагировать спокойнее на эти сообщения: «Да, пассажиры будут ждать подольше. Помните, как в СССР, надо было за сутки вызывать. Сейчас ажиотаж пройдет, они будут перекидывать заказы, и мы привыкнем». Он скептически оценивает эффективность запретов: «Мигранты как работали, так и будут работать. Им и так нельзя работать в такси». Согласно действующему законодательству, работать водителем такси в России могут лишь те, кто имеет национальные водительские права и оформил таксомоторное разрешение на своё имя. Исключение предусмотрено только для граждан Беларуси, Казахстана и Киргизии. Однако на практике массово применяется схема обхода этого правила, когда мигрант фактически работает по документам российского индивидуального предпринимателя, выплачивая небольшой процент от заработка. Эта лазейка сводит на нет формальные запреты. По оценке Василия Суворова, «около 80% работников такси работают нелегально... Гаишники никогда их всех не переловят», констатирует он.
Фото: ru.freepik.com
В преддверии новогоднего ажиотажа кадровый дефицит появится в курьерской доставке. Аналитики прогнозируют временное возвращение «бомбил» и рост стоимости услуг доставки. Однако эксперты полагают, что экономика постепенно адаптируется к новым условиям. По мнению депутата муниципального района Республики Татарстан экс-руководителя Федерации мигрантов России по Татарстану Рената Ходжаева со временем рынок труда должен стабилизироваться: «Слабые компании, не способные адаптироваться, вероятно, уйдут с рынка, уступив место более прогрессивным предприятиям — тем, которые внедряют современные технологии, роботизируют процессы и оптимизируют производство. Это может привести к повышению общей эффективности экономики, но для такого перехода потребуется время и инвестиции в образование и переподготовку кадров».
От гастарбайтеров — к специалистам
За последние годы эксперты в области миграции и кадров отмечают важную тенденцию: Россия всё меньше ориентируется на массовый приток иностранных рабочих и всё больше — на целевое привлечение специалистов. Большинство трудовых мигрантов в России — это по-прежнему граждане Узбекистана, Таджикистана и Киргизии. Но политика меняется: теперь акцент делается не на количестве приезжих, а на их качестве.
Этот тренд подтверждается изменением структуры потоков из дальнего зарубежья. Как отмечает доцент Финансового университета при Правительстве РФ Оксана Васильева, «Увеличивается число турецких строителей, инженеров и персонала для проектов, реализуемых турецкими компаниями в России. Египет, Индия, Пакистан, Сирия, Тунис. Наблюдается рост числа трудовых мигрантов из этих стран, часто привлекаемых для работы в конкретных проектах или отраслях». Это указывает на растущий спрос на иностранных работников не для массовых профессий, а для реализации конкретных, зачастую высокотехнологичных проектов и покрытия узкоспециализированного дефицита кадров.
Генеральный директор Центрального Агентства Миграции Петр Литвин также констатирует смену вектора. Одним из ключевых направлений он называет программу возвращения соотечественников. Интерес к переезду, по его словам, растёт и среди граждан развитых стран: «Наибольший спрос у граждан Евросоюза наблюдается у немцев, итальянцев и выходцев из Прибалтики. Довольно много обращений мы получаем из Израиля, США, Канады и Великобритании». Только за 2025 год поступило «почти 40 тысяч обращений на переселение, в основном от наших бывших соотечественников».
Параллельно меняется и структура трудовой миграции из дальнего зарубежья. Петр Литвин отмечает, что «достаточно активно на наш трудовой рынок пытаются пробиться мигранты из Индии, Китая и других стран БРИКС». Особый спрос формируется на специалистов для решения задач импортозамещения в высокотехнологичных отраслях.
Болезненный баланс между запретами и экономической реальностью в действии
Ужесточение миграционной политики можно рассматривать как масштабный эксперимент по перезагрузке рынка труда. Государство, стремясь сократить зависимость от низкоквалифицированной иностранной рабочей силы, одновременно пытается перенаправить миграционные потоки в качественное русло. Однако краткосрочные последствия этого курса очевидны и болезненны: усиление кадрового дефицита в критических отраслях, рост операционных издержек для бизнеса и неизбежное повышение цен для конечного потребителя. Как резюмирует депутат муниципального района Республики Татарстан, экс-руководитель Федерации мигрантов России по Татарстану Ренат Ходжаев, «без практического применения новые законы не смогут адаптироваться к реальным условиям: где-то могут ужесточить контроль, а где-то, напротив, ввести послабления для привлечения квалифицированных специалистов». Сейчас этот процесс практической адаптации вступил в самую активную фазу. Однако, продолжительность данного переходного периода пока не берётся прогнозировать ни один аналитик.