Жила Мрышка под опекой мамы, папы, да бабушки с дедушкой, да горя не знала.
Везде совала свой обгоревший на солнце нос, взбрыкивала тонкими крепкими ногами, когда кто-то из родни грозил ей ивовым прутом, обещая наказать за шалости, да со старшими сёстрами переругивалась.
И всех то и забот у неё было, что гусей пасти, да вздыхать, глядя на сестёр-красавиц, когда те ленты яркие в косы вплетали, прежде чем на улицу идти, с парнями хороводы водить.
Ну или вот ещё любила Мрышка босиком по тёплым лужам бродить после дождя летнего, чувствуя, как мягкая пыль обволакивает пальцы..
В общем, жила Мрышка, не тужила, жизни радовалась,
Но случилась однажды беда.
Напали на деревню лихие люди, стали мужиков бить, добро из хат выносить. а баб и девок верёвками крутить, чтобы в полон угнать.
Да не на тех напали!
Мужики то в деревне крепкие оказались, и врагу отпор дали, да и девки и бабы - тоже вроде, с визгом прочь кинутся, за сарай, али за хлев. Басурманин следом побежит, а там уж его встречают: кого ухватом под рёбра, а кого и сковородкой по голове.
В общем, ничего почти не вышло, не выгорело в этот раз у татей. Разве только девчонка какая то страшненькая, как воробей взъерошенная, на дорогу вышла, и глядит, как на неё кони скачут.
"Мрышка!" - только и успела мать крикнуть, глядя, как лихой наездник на скаку схватил дитёнка и через седло, словно мешок перебросил.
Кинулся отец коня запрягать, чтобы догнать татя, отобрать девочку, да только у разбойников кони быстрые оказались, а у сельчанина что....
Конь - он там работник, не наездник.
Разбойник подарил Мрышку своим дочерям, Чартоге и Скандине.
"Вот, будет теперь и у вас служанка личная, - сказал, Мрышку перед дочерьми ставя. - Будет она вам и порядок наводить в комнатах, и еду подавать, да и посуду мыть. А то повариха одна не справляется."
"Фу. какая она страшная. - скривила строгий ровный нос Чертога. - Как можно быть такой уродиной?"
"У меня настроение портится. когда на неё гляжу, - поддакнула Скандина. - Пусть идёт на кухню, надо её отмыть как следует!"
Но отмыть Мрышку не получалось. Зато все. кто жил в доме, стали гонять Мрышку, посылая её выполнять всякую разную работу, ещё и подсмеивались над ней втихаря.
"Мыршка, немедленно поднимайся сюда!" - кричалаСкандина, забравшись на чердак.
"Мрышка, бегом ко мне! " - тут же надрывалась Чартога, сидя на крыльце.
"Мрышка, почему кастрюли не помыла?" - орала повариха и грозно размахивала половником.
"Мрышка, покорми свиней!" - тут же отзывалась хозяйка дома, хмурая Зазибара.
Бедная Мрышка бегала из одного края усадьбы на другой край, и только мелькали тёмные пятки, да развивался подол платья.
Вечером, едва управившись со всеми делами, Мрышка уходила в хлев, забиралась на сваленное в углу сено, и смотрела на большую яркую звезду, что светила в окно.
Иногда Мрышка плакала, вспоминая свой дом, свою семью. И тогда большая рыжая корова дышала на неё тёплым воздухом и говорила низким голосом:
"Не плачь, Мрышка, всё обойдётся."
А утром Мышка просыпалась, едва на улице только начинало светлеть, и приступала к работе: таскала воду из колодца. кормила свиней, выводила корову на пастбище, а когда просыпались хозяйские дочки - подавала им завтрак, мыла посуду, убирала в комнатах, стирала бельё, чинила одежду.
И за всё получала только насмешки.
Зато животные - и корова, и свиньи, и гуси, и даже глупые овцы - все любили Мрышку.
За то ли, что уставшая, обруганная Мрышка никогда не срывала зло на животных, за то ли, что когда кормила она скотину, напевала песни, те, что слышала дома от мамы, от бабушки, или за то, что в редкие минуты, когда удавалось просто присесть и отдохнуть, Мрышка приходила на скотный двор, и рассказывала, как здорово у них в деревне. какие хорошие у неё родители, и какие красивые сёстры....
Как знать...
Но однажды Мрышка услышала, как хозяин сказал, что скоро через их село поедет важный воевода, и остановится у них. И надобно устроить отменное угощение для воеводы и всех его помощников, охраны, сопровождения.
"Придётся корову резать, - сказала Зазибара. - Всё равно она уже старая. зато мяса хватит на всех."
"Дело говоришь, - согласился с ней хозяин. - И пару баранов тоже , и свинью. Чтобы уж точно не сказали. что я для воеводы угощения пожалел. Ничего, скоро в следующий набег соберёмся, я ещё добра привезу!"
Побежала Мрышка в хлев, и всё корове рассказала.
Опечалилась корова. А овцы то подслушали, перепугались, стали кричать, что они не хотят, чтобы их резали, они вообще то породистые, у них руно самое тонкое, дорогое, только хозяин об этом не знает, потому что их он тоже из очередного набега пригнал.
Тут и свиньи переполошились, а за ними - гуси. Такой крик подняли, что Зазибара прибежала, и хозяин пришёл с ружьём, думали, волк пробрался.
И только конь стоял и молчал.
А когда Зазибара и хозяин, успокоив животных, ушли, конь произнёс:
"Надо нам отсюда уходить. Ночью, пока никто нас не видит."
"А тебе зачем уходить? - удивилась корова. - Тебя точно не съедят."
"Как знать, - вздохнул конь. - Если вас не будет, из чего будет хозяин угощение делать? Да и верхом на мне он быстро вас догонит. Ну и я всё же лучше вас все дороги здешние знаю, проведу вас по тропам, по которым не часто люди ходят. Мало ли кто увидит вас? А заодно и я к себе вернусь. Меня ведь тоже жеребёнком увели из дома, из конюшни..."
В общем, дождались все, пока огонь в доме погаснет, значит, точно хозяева спать легли.
Мрышка потихоньку хлев отомкнула, да ворота, что с база в леваду вели, тоже настежь открыла.
Все звери и вышли осторожно оттуда.
И тут пёс залаял.
"Тише, - просит его Мрышка, - Не выдавай нас!"
"Заберите и меня, - стал просить пёс. - А то хозяин утром как увидит, что вся живность ушла, так меня и прибьёт!"
Жалко стало Мрышке пса, он ей ничего плохого не делал. Развязала она ошейник, и пёс побежал вместе со всеми.
А утром завёл конь своё войско в болото, и там спрятал.
Отдохнули там звери, а вечером дальше пошли.
Мрышка на корове едет, корова большая, спина у неё широкая. Мрышка на спине лежит, и на звёзды смотрит.
Утром в лес зашли, там спрятались от преследования.
Так и шли всё время. Ночью идут - днём прячутся.
Так до деревни, где Мрышка жила, и дошли. Как раз утро настало, Мрышка на корове впереди всех к воротам подъехала и слышит. как дверь хаты отворилась, вышла бабушка, и говорит:
"Где то наша красавица, Марыся, жива ли она, хоть бы узнать про неё!"
Тут корова как замычит, конь заржёт, пёс залает!
Гуси гогочут, овцы блеют, свиньи хрюкают, такой шум поднялся!
Тут же и дед и отец к воротам подскочили, распахнули их, и в ворота важно вошла корова, а на спине у неё - Мрышка сидит! И следом целое стадо зверей разных!
Схватили Мрышку родные, обнимают, целуют, отпускать не хотят, все смеются, и плачут.
А потом всех зверей поблагодарили, в хлеву разместили, накормили и напоили.
Конь, отдохнув, вспомнил родной двор, откуда его забрали ещё молодым жеребёнком много лет назад.
И остался тут жить. Как и все остальные животные.
Корова молоко даёт, гуси, когда линяют - перо, да яйца, свиньи огород помогают копать, да лишнюю траву из него выбирать, а овцы...
Овцы дают мягкую и тонкую шерсть, из которой Мрышка с сёстрами прядут тонкие, как паутинка нити. а потом ткут ткани,.
Семья Мрышки и раньше не бедствовала. а теперь и вовсе разбогатела, и Мрышку уж не кличут так, а обращаются ласково - Марыся!