Идея создания, и какое отношение имеет к этому Георгиевский зал Государственного Эрмитажа.
Георгиевский зал, или Большой Тронный зал занимает площадь около 800 кв.м., и наверняка многие посещали его в Эрмитаже. Первоначально спроектирован и построен итальянским архитектором Джакомо Кваренги в 1787-1795 г.г, в завершенном виде - архитекторам Василием Стасовым в 1837 году.
Роскошные интерьеры из каррарского мрамора выдержаны в Александровском ампире с золотом и торжественными коринфскими колоннами, великолепным плафоном и вторящим рисунок паркета из 19 натуральных оттенков дерева. Доминанта зала - подиум с королевски насыщенной красной стеной и императорским троном под балдахином.
А теперь переходим к самому интересному:
Вообразите, что в Георгиевском зале нет ни роскошного трона времён императрицы Анны Иоановны, ни красной бархатной обивки с имперским гербом за троном.
Другой уникальный экспонат по стоимости значительно превышающий нынешнее убранство, украшает стену зала.
Панно из драгоценных камней, самоцветов, цветных и редких дорогих металлов «Индустрия социализма» украшало Большой Тронный (Георгиевский) зал Эрмитажа с 1948 по 1982 г.г.
Идея создания карты-панно принадлежала Григорию (Серго) Орджоникидзе, как наглядное изображение достижений социализма.
По эстетике экспонат был очень близок к общей динамике Георгиевского зала.
О ценном панно ходят легенды, и его история полна белых пятен. Для разгадок и подтверждения научных и околонаучный версий отправляюсь в геологический музей имени академика Ф.Н. Чернышова при научно-исследовательском институте геологоразведочных работ на Васильевском острове.
«Индустрия социализма» - уникальнейший образец монументального, камнерезного, ювелирно-прикладного искусства.
Оригинальное панно, можно сказать феноменальное по сложности исполнения, должно было служить прологом для экспозиции на Общесоюзной художественной выставке в Москве, приуроченной к двадцатой годовщине Октябрьской революции. Однако в сроки художественных работ были внесены коррективы. Пришло высокое приглашение выставить мозаичное панно на Международной Парижской экономической выставке в мае 1937 года, то есть на полгода раньше установленного срока. Начался настоящий аврал. Панно собиралось в двух мозаичных техниках: территория Советского Союза выкладывалась во флорентийской, зарубежные страны и акватории в русской.
По историческим источникам один квадратный метр флорентийской мозаики собирается примерно около года. А тут размер 4,5 на 5,91 метров.
Пластины из камней, их 45 тысяч, вырезались толщиной не более 4-6 мм.
Задействовали 667 умельцев-камнерезов. Собиралось панно на базе треста «Русские Самоцветы» в Ленинграде под руководством представителя Академии художеств В. А. Фролова и художницы А. З. Данилочкиной.
Элементы панно закрепили на текстолитовую основу (холст, пропитанный эпоксидный смолой). Цвет карты выполнили в полном соответствии с общепринятыми географическими канонами. Для отображения рельефа суши использована уральская яшма, в том числе - пёстрая, которую ещё называют пейзажная.
Стоит отметить важный нюанс. Флорентийская мозаика требует очень тщательный подбор рисунка при использовании твёрдых пород минералов, по шкале Мооса выше 4.
Огранёнными и кабошонированными ювелирными и ювелирно-поделочными камнями выделены основные промышленные объекты СССР. Камни оправлены в позолоченные платинированные касты из серебра, из такого же металла выполнены параллели и меридианы.
Предварительная резка камней осуществлялась в Свердловске и огранка в Петергофе.
Всех исполнителей перевели на казарменное положение, чтобы не тратилось время на дорогу и прочий быт.
Панно прибыло в Париж в назначенный срок и вызвало настоящий ажиотаж. О нем писали почти все французские газеты: «Советское монументальное панно «Индустрия социализма» произвело настоящий фурор на выставке, посетители стоят возле него часами!», 25 мая, 1937 г., газета Фигаро (Le Figaro).
Подобные географические карты, изготовленные в сложной технике из драгоценных камней, самоцветов, платины и серебра, в мире ещё не создавались.
Писатель Лев Кассиль, присутствовавший на пробном монтаже карты, написал большую статью под заголовком «Равной не было и нет в мире»
Аналоги гораздо меньшего размера имелись к тому времени, например, карта Франции, выполненная в виде столешницы 1|1 м. в 1900 году.
На выставке в Париже драгоценное панно было удостоено Золотой медали. Слава о шикарном каменном панно простерлась за океан, и советскую делегацию пригласили на Всемирную выставку в Нью-Йорк.
На карту нанесли дополнительно около тысячи промышленных объектов и продублировали все названия на английском языке из ювелирных камней.
К примеру, «Ленинград» (Leningrad) выложили из александритов.
Где находилось панно после выставки в Нью-Йорке? Догадки, факты, гипотезы.
Самые большие загадки в истории панно начинаются с конца 1939 и по 1946 год. Что происходило с ним в этот период не обозначено ни в одном источнике. Просто теряется след и все.
Привезли ли панно из Америки доподлинно не известно. Любой пробел в таких событиях порождает массу слухов и конспирологических версий.
Например: дорогостоящее панно являлось залоговым гарантийным обеспечением при поставках Ленд-Лиза.
Понятно, что стоимость Ленд-Лиза несравнима со стоимостью панно. Фактически расчёт по поставкам завершили лишь в 2006 году.
Но дело не в этом. А в том, что карта являлась ключом к расшифровке всех месторождений полезных ископаемых СССР и промышленных объектов.
В пользу версии говорит факт, что мозаичная карта СССР анонсировалась в каталоге выставки «Индустрия социализма», проводившейся в Москве с 18 марта 1939 года, но карта в это время находилась в Нью-Йорке, и на выставке в Москве она так и не появилась:
Не появилась она на выставке в Москве и в 1941 году, хотя газета «Известия» написала, что карта представлена на выставке (см.фото)
Ниже напишу более подробно об экономической составляющей карты, не в этом ли кроется ключ к разгадке?
Из чего состоит панно.
Большую реставрационную работу провели специалисты «Царскосельской янтарной мастерской» в 2006-2013 г.г.
Панно почистили, заменили текстолитовую основу на слюду и восстановили некоторые названия. Предлагаю поближе познакомится со знаменитым панно. В музее для этой цели поставлен бинокль.
Алмазы - серп и молот в центре рубиновой звезды, обозначающей Москву (всего 19 огранённых алмазов)
Рубин - звезда, обозначающая Москву.
Александриты - надпись города «Ленинград».
Синтетические рубины - звёзды, обозначающие столицы Союзных республик.
Изумруды - названия Союзных республик.
- Благородные опалы- ледники на вершинах Кавказа, Памира, Тянь-Шаня.
- Аквамарины- Северный морской путь (630 огранённых аквамаринов). Из них же выполнены Беломоро-Балтийский и Ферганский каналы.
- Фенакиты (редкий ювелирный камень по свойствам равен алмазу)- дрейф экспедиции «Северный полюс». Флаг на полюсе выложен из рубинов и складки на нем из карельских альмандинов (темно-красных гранатов).
- Амазониты (Уральские)- низменные участки и речные долины.
- Лазуриты- акватории морей и океанов, рек. Использованы из разных месторождений: Прибайкалье, Таджикистан, Афганистан и, соответственно, различных оттенков. Невероятно тонкая ювелирная работа.
- Родониты - граница СССР, покрыта четырехслойными пластинами и узкой полоской из сургучной яшмы.
Яшма всевозможных оттенков- территория СССР и зарубежных стран.
Экономическая составляющая (промышленная нагрузка) панно «Индустрия социализма».
Была разработана специальная система обозначения промышленных предприятий и месторождений полезных ископаемых:
Альмандины (разновидность красного граната) - строительные предприятия и электростанции.
Изумруды - предприятия лесной и деревообрабатывающей промышленности.
Аметисты - кожевенно-обувной и текстильной промышленности.
Горный хрусталь - бумажной промышленности.
Лунный камень - химические предприятия.
Золотистые топазы и раухтопазы - предприятия по переработке животного и растительного сырья.
Синтетические рубины- машиностроительные и металлургические предприятия.
Форма камней разделялась по отраслям: треугольник, ромб, квадрат, прямоугольник, круг, овал.
То есть, к примеру:
легкая промышленность - аметист, в ней подотрасли: овалом выделена текстильная, треугольником - кожевенная.
Тяжелая промышленность - рубины: машиностроение обозначалось треугольником, чёрная металлургия- ромбом.
Вставками из белой и чёрной яшмы выделены месторождения полезных ископаемых, некоторые обозначения: нефть - черно-белый прямоугольник, никель - квадрат с полосками по периметру, апатит- ромб из чёрной яшмы, платина - черно-белый ромб и т. д.
Можно сделать вывод, что карта по художественной и экономической составляющим представляла равнозначный интерес. В перевешивающую пользу второго аргумента свидетельствует тот факт, что она была дополнена обозначением тысячи новых промышленных предприятий и индустриальных объектов непосредственно перед отправкой на выставку в Нью-Йорк.
В 1948 году перед размещением в Эрмитаже с карты сняли промышленную нагрузку.
- P.S. Согласно дальнейшей стратегии, самоцветная карта Советского Союза должна была украсить Дворец Советов, который планировали построить на месте храма Христа Спасителя в Москве в 1939 году.
Фото, представленные в статье, являются авторскими.
❤️Буду очень рада, если вы узнали что-то новое для себя и поделитесь своим мнением в комментариях.❤️
- Адрес музея: Санкт-Петербург, Средний проспект В.О., 74.