Найти в Дзене

«Самоцветная» карта СССР. Малоизвестный шедевр мозаичного искусства.

Идея создания, и какое отношение имеет к этому Георгиевский зал Государственного Эрмитажа. Георгиевский зал, или Большой Тронный зал занимает площадь около 800 кв.м., и наверняка многие посещали его в Эрмитаже. Первоначально спроектирован и построен итальянским архитектором Джакомо Кваренги в 1787-1795 г.г, в завершенном виде - архитекторам Василием Стасовым в 1837 году. Роскошные интерьеры из каррарского мрамора выдержаны в Александровском ампире с золотом и торжественными коринфскими колоннами, великолепным плафоном и вторящим рисунок паркета из 19 натуральных оттенков дерева. Доминанта зала - подиум с королевски насыщенной красной стеной и императорским троном под балдахином. А теперь переходим к самому интересному: Вообразите, что в Георгиевском зале нет ни роскошного трона времён императрицы Анны Иоановны, ни красной бархатной обивки с имперским гербом за троном. Другой уникальный экспонат по стоимости значительно превышающий нынешнее убранство, украшает стену зала. Панно из др
Оглавление

Идея создания, и какое отношение имеет к этому Георгиевский зал Государственного Эрмитажа.

Георгиевский зал, или Большой Тронный зал занимает площадь около 800 кв.м., и наверняка многие посещали его в Эрмитаже. Первоначально спроектирован и построен итальянским архитектором Джакомо Кваренги в 1787-1795 г.г, в завершенном виде - архитекторам Василием Стасовым в 1837 году.

Роскошные интерьеры из каррарского мрамора выдержаны в Александровском ампире с золотом и торжественными коринфскими колоннами, великолепным плафоном и вторящим рисунок паркета из 19 натуральных оттенков дерева. Доминанта зала - подиум с королевски насыщенной красной стеной и императорским троном под балдахином.

-2

А теперь переходим к самому интересному:

Вообразите, что в Георгиевском зале нет ни роскошного трона времён императрицы Анны Иоановны, ни красной бархатной обивки с имперским гербом за троном.
Другой уникальный экспонат по стоимости значительно превышающий нынешнее убранство, украшает стену зала.

Панно из драгоценных камней, самоцветов, цветных и редких дорогих металлов «Индустрия социализма» украшало Большой Тронный (Георгиевский) зал Эрмитажа с 1948 по 1982 г.г.

Идея создания карты-панно принадлежала Григорию (Серго) Орджоникидзе, как наглядное изображение достижений социализма.

По эстетике экспонат был очень близок к общей динамике Георгиевского зала.

О ценном панно ходят легенды, и его история полна белых пятен. Для разгадок и подтверждения научных и околонаучный версий отправляюсь в геологический музей имени академика Ф.Н. Чернышова при научно-исследовательском институте геологоразведочных работ на Васильевском острове.

-3

«Индустрия социализма» - уникальнейший образец монументального, камнерезного, ювелирно-прикладного искусства.

-4

Оригинальное панно, можно сказать феноменальное по сложности исполнения, должно было служить прологом для экспозиции на Общесоюзной художественной выставке в Москве, приуроченной к двадцатой годовщине Октябрьской революции. Однако в сроки художественных работ были внесены коррективы. Пришло высокое приглашение выставить мозаичное панно на Международной Парижской экономической выставке в мае 1937 года, то есть на полгода раньше установленного срока. Начался настоящий аврал. Панно собиралось в двух мозаичных техниках: территория Советского Союза выкладывалась во флорентийской, зарубежные страны и акватории в русской.

По историческим источникам один квадратный метр флорентийской мозаики собирается примерно около года. А тут размер 4,5 на 5,91 метров.

Хорошо видна восстановленная в 2013 году промышленная нагрузка карты. Фото сделано автором канала в музее им. Чернышова.
Хорошо видна восстановленная в 2013 году промышленная нагрузка карты. Фото сделано автором канала в музее им. Чернышова.

Пластины из камней, их 45 тысяч, вырезались толщиной не более 4-6 мм.

-6

Задействовали 667 умельцев-камнерезов. Собиралось панно на базе треста «Русские Самоцветы» в Ленинграде под руководством представителя Академии художеств В. А. Фролова и художницы А. З. Данилочкиной.

-7

Элементы панно закрепили на текстолитовую основу (холст, пропитанный эпоксидный смолой). Цвет карты выполнили в полном соответствии с общепринятыми географическими канонами. Для отображения рельефа суши использована уральская яшма, в том числе - пёстрая, которую ещё называют пейзажная.

-8

Стоит отметить важный нюанс. Флорентийская мозаика требует очень тщательный подбор рисунка при использовании твёрдых пород минералов, по шкале Мооса выше 4.

-9

Огранёнными и кабошонированными ювелирными и ювелирно-поделочными камнями выделены основные промышленные объекты СССР. Камни оправлены в позолоченные платинированные касты из серебра, из такого же металла выполнены параллели и меридианы.

Предварительная резка камней осуществлялась в Свердловске и огранка в Петергофе.

-10

Всех исполнителей перевели на казарменное положение, чтобы не тратилось время на дорогу и прочий быт.

Панно прибыло в Париж в назначенный срок и вызвало настоящий ажиотаж. О нем писали почти все французские газеты: «Советское монументальное панно «Индустрия социализма» произвело настоящий фурор на выставке, посетители стоят возле него часами!», 25 мая, 1937 г., газета Фигаро (Le Figaro).

Подобные географические карты, изготовленные в сложной технике из драгоценных камней, самоцветов, платины и серебра, в мире ещё не создавались.

Писатель Лев Кассиль, присутствовавший на пробном монтаже карты, написал большую статью под заголовком «Равной не было и нет в мире»

Аналоги гораздо меньшего размера имелись к тому времени, например, карта Франции, выполненная в виде столешницы 1|1 м. в 1900 году.

На данном снимке хорошо обозначен дрейфовый путь экспедиции Г. Папанина к Северному Полюсу. Чтобы обозначить Полюс и путь экспедиции карту увеличили на 750 мм. Фото автора.
На данном снимке хорошо обозначен дрейфовый путь экспедиции Г. Папанина к Северному Полюсу. Чтобы обозначить Полюс и путь экспедиции карту увеличили на 750 мм. Фото автора.

На выставке в Париже драгоценное панно было удостоено Золотой медали. Слава о шикарном каменном панно простерлась за океан, и советскую делегацию пригласили на Всемирную выставку в Нью-Йорк.

На карту нанесли дополнительно около тысячи промышленных объектов и продублировали все названия на английском языке из ювелирных камней.

К примеру, «Ленинград» (Leningrad) выложили из александритов.

Где находилось панно после выставки в Нью-Йорке? Догадки, факты, гипотезы.

-12

Самые большие загадки в истории панно начинаются с конца 1939 и по 1946 год. Что происходило с ним в этот период не обозначено ни в одном источнике. Просто теряется след и все.

Герб СССР, всего изготовили 11 гербов Союзных республик. Фото автора.
Герб СССР, всего изготовили 11 гербов Союзных республик. Фото автора.

Привезли ли панно из Америки доподлинно не известно. Любой пробел в таких событиях порождает массу слухов и конспирологических версий.

Например: дорогостоящее панно являлось залоговым гарантийным обеспечением при поставках Ленд-Лиза.

Понятно, что стоимость Ленд-Лиза несравнима со стоимостью панно. Фактически расчёт по поставкам завершили лишь в 2006 году.

Но дело не в этом. А в том, что карта являлась ключом к расшифровке всех месторождений полезных ископаемых СССР и промышленных объектов.

В пользу версии говорит факт, что мозаичная карта СССР анонсировалась в каталоге выставки «Индустрия социализма», проводившейся в Москве с 18 марта 1939 года, но карта в это время находилась в Нью-Йорке, и на выставке в Москве она так и не появилась:

Из материалов музея НИИ, фото сделано автором канала.
Из материалов музея НИИ, фото сделано автором канала.

Не появилась она на выставке в Москве и в 1941 году, хотя газета «Известия» написала, что карта представлена на выставке (см.фото)

Ниже напишу более подробно об экономической составляющей карты, не в этом ли кроется ключ к разгадке?

-15

Из чего состоит панно.

Большую реставрационную работу провели специалисты «Царскосельской янтарной мастерской» в 2006-2013 г.г.

-16

Панно почистили, заменили текстолитовую основу на слюду и восстановили некоторые названия. Предлагаю поближе познакомится со знаменитым панно. В музее для этой цели поставлен бинокль.

Основа для таблицы условных обозначений выполнена из кахолонга (жемчужного опала). Фото автора канала.
Основа для таблицы условных обозначений выполнена из кахолонга (жемчужного опала). Фото автора канала.
Алмазы - серп и молот в центре рубиновой звезды, обозначающей Москву (всего 19 огранённых алмазов)
Рубин - звезда, обозначающая Москву.
Александриты - надпись города «Ленинград».
Синтетические рубины - звёзды, обозначающие столицы Союзных республик.
Изумруды - названия Союзных республик.
-18
  • Благородные опалы- ледники на вершинах Кавказа, Памира, Тянь-Шаня.
  • Аквамарины- Северный морской путь (630 огранённых аквамаринов). Из них же выполнены Беломоро-Балтийский и Ферганский каналы.
  • Фенакиты (редкий ювелирный камень по свойствам равен алмазу)- дрейф экспедиции «Северный полюс». Флаг на полюсе выложен из рубинов и складки на нем из карельских альмандинов (темно-красных гранатов).
  • Амазониты (Уральские)- низменные участки и речные долины.
  • Лазуриты- акватории морей и океанов, рек. Использованы из разных месторождений: Прибайкалье, Таджикистан, Афганистан и, соответственно, различных оттенков. Невероятно тонкая ювелирная работа.
  • Родониты - граница СССР, покрыта четырехслойными пластинами и узкой полоской из сургучной яшмы.

Яшма всевозможных оттенков- территория СССР и зарубежных стран.

-19

Экономическая составляющая (промышленная нагрузка) панно «Индустрия социализма».

Была разработана специальная система обозначения промышленных предприятий и месторождений полезных ископаемых:

Альмандины (разновидность красного граната) - строительные предприятия и электростанции.

Изумруды - предприятия лесной и деревообрабатывающей промышленности.

Аметисты - кожевенно-обувной и текстильной промышленности.

Горный хрусталь - бумажной промышленности.

Лунный камень - химические предприятия.

Золотистые топазы и раухтопазы - предприятия по переработке животного и растительного сырья.

Синтетические рубины- машиностроительные и металлургические предприятия.

Форма камней разделялась по отраслям: треугольник, ромб, квадрат, прямоугольник, круг, овал.

То есть, к примеру:

легкая промышленность - аметист, в ней подотрасли: овалом выделена текстильная, треугольником - кожевенная.
Тяжелая промышленность - рубины: машиностроение обозначалось треугольником, чёрная металлургия- ромбом.

Вставками из белой и чёрной яшмы выделены месторождения полезных ископаемых, некоторые обозначения: нефть - черно-белый прямоугольник, никель - квадрат с полосками по периметру, апатит- ромб из чёрной яшмы, платина - черно-белый ромб и т. д.

-20
Можно сделать вывод, что карта по художественной и экономической составляющим представляла равнозначный интерес. В перевешивающую пользу второго аргумента свидетельствует тот факт, что она была дополнена обозначением тысячи новых промышленных предприятий и индустриальных объектов непосредственно перед отправкой на выставку в Нью-Йорк.
В 1948 году перед размещением в Эрмитаже с карты сняли промышленную нагрузку.
  • P.S. Согласно дальнейшей стратегии, самоцветная карта Советского Союза должна была украсить Дворец Советов, который планировали построить на месте храма Христа Спасителя в Москве в 1939 году.

Фото, представленные в статье, являются авторскими.

❤️Буду очень рада, если вы узнали что-то новое для себя и поделитесь своим мнением в комментариях.❤️

  • Адрес музея: Санкт-Петербург, Средний проспект В.О., 74.
-21