Найти в Дзене
Смех сквозь быт

«Права без обязанностей, или Как дети воспитывали родителей и учителей»

В среду на классном часе учительница Елена Петровна торжественно раздала каждому ученику по тоненькой книжке — «Права ребёнка». — Внимательно прочитайте дома, — напутствовала она. — На следующей неделе обсудим. Уже на перемене книжки разошлись по рукам, и начался Великий Пересмотр Устоев. Ребята листали страницы, находили громкие фразы и тут же пробовали их на вкус — как будто пробуют на язык незнакомое лакомство. — «Каждый ребёнок имеет право на защиту от эксплуатации физической работой»! — провозгласил Ваня Петров, подняв книжку, словно знамя. — Значит, я больше не обязан выносить мусор! — И мыть посуду! — тут же подхватила Лиза Синицына. — Это же эксплуатация! — А если мама просит протереть пыль? — робко спросила Катя Морозова. — Принуждение! — отрезал Ваня. — Нарушение прав! Весь день в классе только и слышалось: «Это эксплуатация!», «А это считается принудительным трудом?!», «Я имею право не двигать парту!». Вечером Ваня торжественно положил перед родителями раскрытую книжку: — П

В среду на классном часе учительница Елена Петровна торжественно раздала каждому ученику по тоненькой книжке — «Права ребёнка».

— Внимательно прочитайте дома, — напутствовала она. — На следующей неделе обсудим.

Уже на перемене книжки разошлись по рукам, и начался Великий Пересмотр Устоев. Ребята листали страницы, находили громкие фразы и тут же пробовали их на вкус — как будто пробуют на язык незнакомое лакомство.

— «Каждый ребёнок имеет право на защиту от эксплуатации физической работой»! — провозгласил Ваня Петров, подняв книжку, словно знамя. — Значит, я больше не обязан выносить мусор!

— И мыть посуду! — тут же подхватила Лиза Синицына. — Это же эксплуатация!

— А если мама просит протереть пыль? — робко спросила Катя Морозова.

— Принуждение! — отрезал Ваня. — Нарушение прав!

Весь день в классе только и слышалось: «Это эксплуатация!», «А это считается принудительным трудом?!», «Я имею право не двигать парту!».

Вечером Ваня торжественно положил перед родителями раскрытую книжку:

— Пункт третий: «Каждый ребёнок имеет право на защиту от эксплуатации физической работой». Мама, ты просила меня убрать фантики от конфет. Это эксплуатация!

Мама удивлённо подняла брови:

— Ванечка, но это же твой мусор…

— Не важно! — стоял на своём Ваня. — В книжке не сказано, что я обязан убирать за собой. Тут только про права!

Папа попытался вмешаться:

— Но ведь…

— Пункт пятый! — перебил Ваня, листая страницы. — «Каждый ребёнок имеет право на отдых и досуг». А уборка — это не досуг!

Мама вздохнула и пошла убирать фантики сама, бормоча: «Интересно, а кто‑нибудь читал эту книжку до того, как раздавать детям?..»

На следующий день в столовой вместо любимых пирожков выдали овощное рагу.

— Нарушение прав! — взвизгнула Лиза. — «Каждый ребёнок имеет право на качественное и полезное питание»! А я считаю, что это не полезно!

— Но это же овощи… — попыталась возразить тётя Люба из столовой.

— Я не люблю овощи! — стояла на своём Лиза. — Значит, это не качественное питание для меня!

Другие дети тут же подхватили:

— Мне тоже не нравится!
— Мы требуем пирожков!
— Это наше право!

А на уроке математики случилась новая драма. Учительница вызвала Петю Смирнова к доске, а он вдруг расплакался:

— Это психическое насилие! Тут написано: «Каждый ребёнок имеет право на защиту от физического и психического насилия»! Вы меня заставляете отвечать, а я боюсь!

Класс замер. Елена Петровна мягко спросила:

— Петя, но разве просьба выйти к доске — это насилие?

— Конечно! — всхлипнул Петя. — Вы знаете, что я не готов, но всё равно вызываете! Это психологическое давление!

-2

Когда учительница задала на дом два упражнения по математике и пересказ по чтению. В классе поднялся возмущённый гул.

— «Каждый ребёнок имеет право на отдых и досуг»! — напомнил Миша. — Если я буду делать уроки до ночи, где мой отдых?!

— Домашнее задание — часть обучения, — попыталась объяснить Елена Петровна.

— В книжке не сказано, что мы обязаны делать уроки! — упорствовал Миша. — Там сказано про отдых!

Через несколько дней школа напоминала поле битвы:

· дети отказывались дежурить по классу;

· на переменах кричали: «Это эксплуатация!» при любой просьбе помочь;

· в столовой устраивали голодовки, доказывая, что еда «не соответствует стандартам качества».

Родители начали звонить в школу:

— Мой сын заявляет, что имеет право не убирать игрушки!
— Дочь отказывается мыть руки перед едой — говорит, это «принуждение»!
— Ребёнок требует три порции конфет — «для качественного питания»!

На классном часе Елена Петровна предложила обсудить ситуацию. Она взяла мел и написала на доске две колонки.

Права ребёнка

· на защиту от эксплуатации;

· на защиту от насилия;

· на отдых;

· на качественное питание.

Обязанности ребёнка

· уважать труд других;

· поддерживать чистоту;

· учиться и развиваться;

· заботиться о своём здоровье.

— Дети, — обратилась она к классу, — права без обязанностей — как велосипед без колёс. Они не работают. Вы имеете право на многое, но и сами должны что‑то давать взамен.

В классе повисла тишина. Потом Ваня тихо спросил:

— То есть, если я имею право на отдых, я должен сначала сделать уроки?

— Именно так, — улыбнулась учительница. — Права и обязанности — как две стороны одной медали.

Класс составил «Кодекс юного гражданина»:

1. Мы имеем право на отдых — но сначала выполняем обязанности.

2. Мы имеем право на защиту — но и сами не обижаем других.

3. Мы имеем право на питание — но выбираем полезное.

4. Мы можем просить помощи — но и сами готовы помогать.

А книжку «Права ребёнка» поставили на полку — теперь уже не как оружие против взрослых, а как напоминание: настоящие права начинаются с ответственности.

И да, Ваня в тот же вечер сам убрал фантики от конфет. Правда, при этом громко цитировал: «Пункт первый: я делаю это добровольно, а не по принуждению!» А потом, немного помолчав, добавил: «И потому что так надо».