Найти в Дзене
Люди Колымы

Владимир Мягков: Магадан — это моё место предопределения

О творчестве, поисках, сомнениях и цепляющих сюжетах в любимом городе рассказал в интервью заслуженный художник России, член Международной федерации художественной фотографии, член Союза художников России Владимир Мягков. «Я с самого детства был окружён картинами, кистями, красками, этим антуражем художественной жизни. Дома мы разговаривали об искусстве, атмосфера была самая располагающая к творчеству, и, естественно, это во многом и предопределило мою будущую профессию», — рассказывает он. Как отмечает Владимир, общий вектор развития не предполагал каких-то ответвлений: было ясно с детства, что дети художника станут художниками. Так и вышло. На протяжении творческого пути поддерживали родители, помогали становлению учителя в художественной школе, а иногда и вовсе случайные люди. Владимир подчёркивает, что художник, как и любой человек, учится всю жизнь, и иногда на этом пути отпечаток оставляют случайные встречи, образы, впечатления и книги. Литературе в жизни художника отведено особо

О творчестве, поисках, сомнениях и цепляющих сюжетах в любимом городе рассказал в интервью заслуженный художник России, член Международной федерации художественной фотографии, член Союза художников России Владимир Мягков.

«Я с самого детства был окружён картинами, кистями, красками, этим антуражем художественной жизни. Дома мы разговаривали об искусстве, атмосфера была самая располагающая к творчеству, и, естественно, это во многом и предопределило мою будущую профессию», — рассказывает он.

Как отмечает Владимир, общий вектор развития не предполагал каких-то ответвлений: было ясно с детства, что дети художника станут художниками. Так и вышло.

На протяжении творческого пути поддерживали родители, помогали становлению учителя в художественной школе, а иногда и вовсе случайные люди. Владимир подчёркивает, что художник, как и любой человек, учится всю жизнь, и иногда на этом пути отпечаток оставляют случайные встречи, образы, впечатления и книги.

Литературе в жизни художника отведено особое место. С детства Владимир Владимирович много читал, всегда старался достать какие-то редкие издания и поддерживал контакты с людьми, которые интересовались литературой. Разумеется, особый пласт впечатлений и пережитого вместе с героями книг опыта дарила русская классика, помогали расширять кругозор иностранные издания — книги, журналы и альбомы по искусству. И право обладать тем или иным произведением было настоящей ценностью.

«Сейчас мы живём в такое время, когда информация, она очень сильно обесценилась. Набираешь в интернете любой запрос, и появляется масса информации совершенно бесплатно. Человек получает это всё, не затрачивая никаких усилий. А раньше, если ты слышал имя художника и хотел посмотреть его картины, это было целой проблемой — найти репродукции, печатные издания. В этом смысле мир стал совершенно другим», — отмечает художник.

-2

С течением времени меняются приоритеты и эстетические взгляды, делится Владимир. Смещается фокус внимания и то, что в юности казалось совершенно неинтересным, теперь приковывает взгляд и приносит вдохновение. Незыблемым остаётся лишь искусство больших художников, навсегда оставивших след.

Творческий замысел художника находит воплощение не только в картинах, но и в фотографии.

«Фотографией я занимался почти всю сознательную жизнь, с начальных классов. В семье было несколько фотоаппаратов, и тогда это был процесс трудоёмкий, не как сейчас — нажал кнопку, и фотоаппарат всё делает за тебя. Нужно было изучать, заниматься проявкой, печатью. Фотография сопровождала меня по жизни параллельно изобразительному искусству, но это были больше репортажи для семейного альбома. Лет 15 назад, когда появились цифровые фотоаппараты, и процесс стал проще, я стал пытаться делать художественные фотографии», — рассказывает он.

-3

К фотографии Владимир Мягков относится также творчески: это не просто снимки, а произведения, над которыми художник трудится, тщательно обрабатывая их. На этом поприще удалось добиться успехов и признания профессионального сообщества. Работы колымского фотографа экспонировались на различных выставках, в том числе международных, и были удостоены наград.

Занятие фотографией занимает второе место в жизни художника после изобразительного искусства, тем не менее Владимир периодически создаёт целые фотопроекты. Один из таких — серия портретов колымских бойцов СВО.

-4

Особенная серия работ экспонировалась в Магаданском музыкальном и драматическом театре.

«Я по творческой специальности график. Хоть и занимался и живописью, и скульптурой, и плакатом, но всё-таки я большую часть своего творчества я посвятил именно станковой графике. И пришла мысль попробовать смешанную технику, когда основой произведения является не бумага или холст, а, например, металлическая поверхность. Я решил попробовать создать что-то такое, привнести элементы металлических, переливающихся поверхностей в саму ткань произведения. Пробовал работать на разных металлах, но картины получались очень тяжёлые и сложные в обработке. Тогда открыл для себя типографскую поталь — такую очень тонкую фольгу. Это очень доступный, пластичный материал, который полюбился, я сделал много произведений в этом жанре. Мне нравится, как странно, неоднозначно ведёт себя материал в зависимости от освещения, в зависимости даже от вашей точки зрения на него», — рассказывает Владимир Мягков.

-5

Рассуждая о том, что должно присутствовать в произведении, чтобы приковывать взгляд и вызывать восхищение, Владимир отмечает, что то самое чувство порой возникает совершенно неожиданно. Бывает, не всё произведение, а отдельный фрагмент отзывается в душе.

«Как график, я очень остро чувствую линию. Повороты, изгибы, следишь за эмоцией художника, который это рисовал рукой, ты начинаешь это чувствовать. Иногда она как бы растворена, впаяна в общую ткань произведения, а иногда она начинает жить самостоятельной жизнью. И тебя цепляет именно какой-то один поворот, какое-то одно пятно, некий композиционный центр», — говорит Владимир.

Но если произведения можно почувствовать душой, восхититься техникой и определить, что это — шедевр, то как художник понимает, что он профессионал?

«Сам процесс творчества, процесс созидания, он вообще, если честно говорить, достаточно мучителен. Это развитие, постоянные сомнения в себе и терзания, бессонные ночи и попытки порвать и уничтожить. Они сопровождают художника всю жизнь. Ты с этим живёшь, оно никуда не девается, и к этому нельзя привыкнуть. Но это данность. Просто иногда это проявляется острее, иногда затихает, и произведение довести до конца бывает довольно сложно. Иногда оно захватывает и начинает просто вести за собой, и ты, в конце концов, понимаешь, что перед тобой уже не совсем то, что ты даже хотел сделать. И вот здесь важно вовремя останавливаться. А иногда бывает так, что ты работаешь над произведением и просто сам видишь, что уже достаточно. И, конечно, оцениваешь свой уровень, применительно к каким-то великим, и не очень великим достижениям. Смотришь, достойно оно этого или нет. И этот вопрос приходится решать постоянно. То есть нравится тебе самому, что ты делаешь или нет, и достойно ли оно висеть в выставочном зале», — поясняет художник.

-6

Владимир Мягков родился не в Магадане, но в 1966 году семья будущего художника переехала сюда, когда отца пригласили на работу в магаданский театр. И этот город стал для Владимира духовной Родиной.

«Мы перебрались сюда, здесь уже родился мой брат и всё детство и отрочество, скажем так, я провёл в Магадане. Магадан — это моя духовная родина. Я уезжал учиться в Самару, после пробовал пожить в Тамбове, провёл там 13 лет, но потом вернулся всё-таки в Магадан, потому что Магадан — это моё место предопределения, и уезжать отсюда я не собираюсь. Мне здесь хорошо, я люблю этот город, люблю этих людей.

Люблю старый центр, проспект Ленина, Портовую, парк, театр, в котором тоже прошло, можно сказать, всё моё детство. Люблю сопку за бывшей школой № 11, куда мы ходили с мамой, и обе бухты. Этот город меня окружает, он часть меня или я часть его», — говорит Мягков.

-7

На особенной территории живут особенные люди. И эта уникальность порой становится основой для нового сюжета.

«Человек с Севера — это, безусловно, личность, это человек сильный духом, сильный телом, привыкший преодолевать трудности, который живёт в суровом месте, который привык совершать открытия, у которого есть тяга к этим открытиям. Человек, который живёт на границе обитаемого мира, на краю Вселенной. Для него Север — форпост. Человек Севера — это первопроходец», — заключает Мягков.

Материал создан в партнёрстве с Организацией работников культуры региона.