«Ученые свиньи» на манеже! По интеллекту они не уступают собакам, решают простые задачки и «пишут» автобиографии. Дрессированные хрюшки начали выступать перед публикой еще в XVIII веке в Европе и Америке, Анатолий Дуров катался по городу на «зеленой» свинье, а легендарный участник второго татарского национального коллектива Габдулхак Гибадуллин поставил групповой номер с животными, в котором участвовала свинья.
Братья по разуму
Вы удивитесь, но люди и свиньи очень похожи, в том числе, в когнитивных способностях. Ученые выяснили, что свиньи – способные ученики, им подходит оперантное, то есть постепенное, с помощью подкрепления обучение. Они хорошо запоминают маршруты и решают примитивные задачи – например, выбирают правильные кнопки, чтобы получить какой-то результат. По уровню интеллекта ученые ставят свиней на уровень собак и детей 2–3 лет. Так же, как и мы, они испытывают радость, страх, отличают своих и чужих, могут сопереживать друг другу и испытывать стресс. Свиньи не просто хрюкают, у них есть более 20 видов звуковых сигналов, с помощью которых они общаются, в момент опасности, например, лают.
Пятачок, ко мне!
Дрессура свиней строится только на дружеском взаимодействии – давить на них бесполезно. К тому же, они обидчивые, память у зверушек хорошая, поэтому наказания могут привести к полному отказу сотрудничать. Пищевая мотивация – наше все, но… свиньи некоторых пород склонны к ожирению, поэтому вкусняшки нужно дозировать, давать понемногу, но часто. Подойдут овощи, кусочки фруктов, гранулы. Также следует учитывать еще одну особенность поросячьих – сильный нюх, артисты могут отвлекаться на запахи вокруг.
Свиньи схватывают на лету новые задачи, но быстро утомляются. Уже через 5-10 минут им нужен отдых, поэтому профи рекомендуют короткие тренировки с паузами. Структура и предсказуемость – вот что свиньи уважают. Занятия лучше проводить в привычном им месте и по понятному алгоритму.
Свиньи хорошо обучаются манипуляциям различными предметами: толкание пятачком, перенос небольших объектов, открывание крышек, переворачивание дисков, взаимодействие с мячами. Они могут проходить лабиринты, лестницы и небольшие горки, прыгать через невысокие барьеры. Из-за своей анатомии они не могут удерживать равновесие на узких опорах, а также высоко прыгать и долго бегать, как собаки – выносливости не хватает. Важный момент: мини-пиги более подвижны, легче удерживают внимание, но на манеже эффектнее смотрятся более крупные породы.
Ученые свиньи – и никакой черной магии
Моду на «ученых свиней» в 1780-х годах ввел шотландец Самуил Бисет. Его талантливая свинья Тоби могла отвечать на вопросы, выбирая ртом определенные карты, решала арифметические задачки и формировала целые слова. Позже «Тоби» стало общепринятым именем для учёных поросят, «ученые свиньи» начали выступать по всей Европе и Америке. В 1798 году Уильям Фредерик Пинчбек представил в США «Свинью знаний». Зрители никак не могли поверить, что хрюшка выполняет трюки добровольно, и обвиняли артиста в применении черной магии.
В начале XIX века иллюзионист Николас Хоар выставил в Лондоне «Тоби, разумного поросёнка», а в 1817 года вышла автобиография «Жизнь и приключения Тоби, разумного поросёнка: с его взглядами на людей и манеры», якобы написанная им самим.
Дрессировщик свиней на спор
Фред Керслейк, прославившийся своим «поросячьим номером», приехал в США вместе с родителями, эмигрировавшими из Англии. Здесь он начал интересоваться цирком и освоил искусство канатоходца. Влюбился, женился, бросил цирк, стал механиком. По одной из легенд Керслейк начал дрессировать свиней на спор – коллеги подтрунивали над ним, говоря, что скорее свинья станет лучшим спецом, чем он. Фред, как сейчас говорят, «психанул» и создал цирковой номер с подаренными ему в шутку поросятами.
Так или иначе, экспериментами Керслейка заинтересовался предприимчивый продюсер, и карьера пошла в гору. Публика с восторгом хлопала свиньям, толкающим друг друга в экипажах, карабкающихся по лестницам и качающимся на качелях. Тремя главными звездами «свинячьего цирка» Керслейка были свиньи Джерри, Пегги и Пит.
А как же без Дуровых!
Знаменитые дрессировщики Дуровы, известные популяризаторы метода гуманной дрессуры, не могли обойти вниманием умных и сообразительных свиней. С ними связано немало веселых баек.
Легендарной стала история о том, как Анатолий Леонидович Дуров катался на выкрашенной в зеленой цвет свинье. Дело было в Одессе, в 1891 году. Губернатор по фамилии Зеленый как-то раз зашел в цирковой буфет, и все присутствующие в экстазе подобострастия вскочили со своих мест. Один Анатолий Дуров остался сидеть. Возмущенный градоначальник закричал, чтобы «олух» встал, так как перед ним находится «сам Зеленый». На это Дуров ответил, что будет с ним разговаривать, когда тот созреет. На вечернем представлении он вывел на манеж выкрашенную в зеленый цвет свинью, а на следующий день катался в тележке с запряженной свиньей по городу. В итоге артиста из города выслали.
Еще одна история связана с Владимиром Григорьевичем Дуровым. В конце 1930-х годов он помогал киношникам снимать эпизод, в котором свинья должна была съесть грамоту. Они были готовы заплатить сколько угодно, лишь бы выполнить задачу. По указанию Дурова купили свинью и, как он и просил, приготовили несколько грамот для дублей. Три дня ее не кормили. По сюжету свинья должна была появляться из окошка. Там ее «в засаде» держал ассистент. Владимир Григорьевич намазал грамоту медом и положил на стол. По команде «Мотор!» свинью отпустили, и она, не обращая внимания на суету и свет съемочной площадки, подбежала к столу и слопала грамоту. Правда, слишком быстро – зато второй дубль, когда свинья была уже более-менее сытой, прошел идеально.
Чистюли и трезвенники
Чрезвычайно высокого мнения об интеллекте свиней всегда был Пятрас Варякойис, представитель литовского циркового семейства. Номер со свиньями «Свинарка и пастух» ему передала мама, Владислава Варякоене, проработавшая в цирке больше 40 лет, и 20 из них – с дрессированными свиньями. Вместе с мужем они стояли у истоков литовского циркового коллектива «Вильнюс». Пятрас закончил цирковое училище в Москве, работал воздушным гимнастом, но из-за травмы был вынужден прервать карьеру, а затем занялся дрессурой. Впоследствии стал основателем и руководителем цирка «Baltijos cirkas», там же начала работать и его дочь, Ева Варякойите-Рейнстрём.
Тереза Дурова отзывалась об аттракционе Пятраса со свиньями как о настоящем университете дрессуры. 12 поросячьих артистов – это сила! Одна из артисток прожила в цирке 27 лет – это в три раза больше обычной продолжительности жизни. Свинки Пятраса начинали путь в цирке с месячного возраста, год-два уходило на обучение и получение первых результатов. Дрессировщик всегда говорил, что людские пороки свиньям приписывают совершенно незаслуженно. «Грязные свиньи»? Неправда, они очень любят мыться и всегда купались в цирке два раза в неделю. В грязь свиньи лезут, чтобы очиститься – между ней и кожей образуется термопрослойка, и все лишнее выпаривается, кожа становится чистой. «Надрался как свинья»? Не бывает такого! Однажды Пятрас дал свиньям немного алкоголя, они его просто проигнорировали.
Марийско-татарский волшебник
Дрессировщик Габдулахак Гибадуллин – легенда отечественного цирка, заслуженный артист Марийской АССР, участвовавший во втором татарском цирковом коллективе. Родился в семье пастуха, с 12 лет помогал родителям и очень любил животных. Долог и извилист был его путь к профессиональному цирку. Окончив клоунскую студию при цирке Никулина, пройдя огонь, воду и медные трубы, в конце концов в 1978 году он стал профессиональным дрессировщиком и выпустил номер «Игра c животными», в котором участвовали осел, коза, свинья, петух, баран, корова и другие животные.
С ним дрессировщик побывал в Голландии, Бельгии, Франции, Австрии, Германии, на Кубе. Отработав в цирке 15 лет и набравшись опыта, Габдулхак Габдуллович вернулся в Марий Эл в 1999 году, чтобы создать в республике мини-зоопарк – он существует и по сей день.