Найти в Дзене
Добринские вести

Медаль вернулась в семью

Киньшин Иван Симонович никогда не видел свою медаль «За боевые заслуги», к которой был представлен в годы войны. Лишь спустя 80 лет она вернулась в его семью. Трогательное событие произошло в Талицком Чамлыке. В торжественной обстановке боевую награду деда-фронтовика вручили его потомку. У найденной старой медали «За боевые заслуги» только теперь смогли установить настоящего владельца — Киньшина Ивана Симоновича. Защитника Родины давно не стало, и медаль передали внуку — Сергею Ивановичу Киньшину. БУДТО САМ ПРИВЕТ ПЕРЕДАЛ… Случившаяся в жизни история, которую рассказала заведующая Талицкой библиотекой Татьяна Анатольевна Нестерова, напоминает настоящий сюжет из кино. — Более 20 лет назад медаль нашли в своём саду или дворе жители нашего села из семейства Ченцовых, — рассказывает она. — Так и жила награда у них. Потом один из потомков фронтовика решил узнать, за что же вручили награду их покойному дедушке, за какие именно боевые заслуги. Этот родственник — Данила Олегович Праскурин — в
Оглавление
Киньшин Иван Симонович никогда не видел свою медаль «За боевые заслуги», к которой был представлен в годы войны. Лишь спустя 80 лет она вернулась в его семью.
Киньшин Иван Симонович никогда не видел свою медаль «За боевые заслуги», к которой был представлен в годы войны. Лишь спустя 80 лет она вернулась в его семью.

Трогательное событие произошло в Талицком Чамлыке. В торжественной обстановке боевую награду деда-фронтовика вручили его потомку. У найденной старой медали «За боевые заслуги» только теперь смогли установить настоящего владельца — Киньшина Ивана Симоновича. Защитника Родины давно не стало, и медаль передали внуку — Сергею Ивановичу Киньшину.

БУДТО САМ ПРИВЕТ ПЕРЕДАЛ…

Случившаяся в жизни история, которую рассказала заведующая Талицкой библиотекой Татьяна Анатольевна Нестерова, напоминает настоящий сюжет из кино.

— Более 20 лет назад медаль нашли в своём саду или дворе жители нашего села из семейства Ченцовых, — рассказывает она. — Так и жила награда у них. Потом один из потомков фронтовика решил узнать, за что же вручили награду их покойному дедушке, за какие именно боевые заслуги. Этот родственник — Данила Олегович Праскурин — в настоящее время военный волонтёр, возглавляет группу «Zа Победу-48» и благотворительный фонд «Воин Добра». Через них, в том числе, мы много гуманитарной помощи передали и передаём на фронт нашим бойцам.

-2

Вот, что тогда написал Д. Праскурин на своей странице: «Нами в Добринском районе случайным образом была найдена медаль «За боевые заслуги». Мы обратились к коллегам-волонтерам из города Мичуринска, в сообщество «Волонтеры фронту-68».
Его руководитель Александр Мыскин сделал запрос в поисковый отряд «Наши», они оперативно установили информацию о данной медали. Благодаря Татьяне Нестеровой, жительнице села Талицкий Чамлык, нашли внука участника Великой
Отечественной войны, которому принадлежала эта медаль. Вчера она была торжественно вручена Сергею Ивановичу Киньшину. Огромное спасибо руководителю поискового исследовательского отряда «Наши» г. Мичуринска — Черных Валерию Михайловичу — за оперативно проведенную работу». Одним словом, получается, что не владельцу двора-сада, где медаль нашли, она принадлежала, а его земляку. Как туда попала? Кто ж теперь скажет…

-3

И на самом деле очень быстро определили хозяина награды — Киньшина Ивана Симоновича, 1905 года рождения, и его потомков: всё-таки отчество у защитника Родины было отличительное. Уже от его внука, главы фермерского хозяйства Сергея Ивановича Киньшина из Талицкого Чамлыка, услышала, каким был его дедушка, ведь в детстве и юности внучек жил именно с дедом, который умер в 1986-м. Так что Сергей хорошо помнит его. От собеседника узнала, что сейчас живы и дочери фронтовика. Но об этом — чуть ниже. И все Киньшины несказанно рады находке. Говорят: очень волнительный момент, будто сам отец и дед через столько лет им дружеский привет передал.

ЛЮБОВЬ К ЗЕМЛЕ — ОТ ДЕДА

— Как же мне деда не помнить! — восклицает Сергей Иванович. — Мы сначала с моими родителями жили с ним и бабушкой. Он многому меня научил. Столько добрых советов дал. Да и ушёл из жизни, когда мне 22 исполнилось… Обо многом удалось поговорить. Простой колхозник, он до войны трудился конюхом на животноводческой ферме, вернувшись с фронта, — кладовщиком. У них с бабушкой Прасковьей Алексеевной, тоже простой колхозницей, было пятеро детей: четыре дочери и сын — мой отец. Вот о войне дедушка не любил много рассказывать, как, впрочем, и практически все фронтовики. Но из многих лет наших бесед всё равно сложилась картина о боевом пути нашего Ивана Симоновича. Мои родители, Иван Иванович, тоже простой работяга, и мама Александра Григорьевна, учитель начальных классов, уже в новом доме, построенном рядом, проживали с двумя моими сёстрами, а я всё ещё от дедушки с бабушкой не собирался уходить.

-4

По словам Сергея Ивановича, его дед имел много наград, но вот про «Боевые заслуги» никогда речь не заводил, и никто из домашних про неё не слышал. Это потом и дочки солдата подтвердили. Так уж сложилось, что медаль нашла владельца через восемь десятков лет. Сергей Иванович помнит деда Ивана Симоновича крепким и сильным, который умел делать всё. Особенно тепло относился к родной землице.

— Эта любовь к земле и, вообще, сельскому хозяйству мне от него передалась, — утверждает глава фермерского хозяйства. — Точно знаю. Ведь мама у меня — учитель, отец — водитель в колхозе.

И говорить нечего, что дедушка гордился своими внуками, особенно жившими по соседству. Вот Сергей стал учёным-агрономом, окончив Воронежский СХИ, его сёстры — одна гинекологом, другая — учителем. Да и собственные дети Ивана Симоновича «в люди вышли», как говорят.

1945 г. Побеждённый Кенигсберг. На фото — советские солдаты на трофейной технике. Иван Симонович Киньшин — в центре.
1945 г. Побеждённый Кенигсберг. На фото — советские солдаты на трофейной технике. Иван Симонович Киньшин — в центре.

ПУЛЯ ЗАДЕЛА ПОГОН…

Сейчас в Воронеже проживают дочери фронтовика: 95-летняя Евдокия Ивановна Кандаурова, 85-летняя Мария Ивановна Стрелец и 79-летняя Александра Ивановна Фирсова. Удалось по телефону связаться с последней из них.

Дочка поведала, что Иван Симонович вырос сиротой, в семье их было тоже пятеро (родилось, конечно, больше). Родители рано умерли. Так его к себе в семью забрал старший брат Евгений Симонович. Сам он вместе с сыном Иваном тоже ушёл на фронт, и там оба сложили головы. (Много Иванов среди Киньшиных — это факт).

И уже потом наш герой Иван Симонович, чью медаль нашли, стал опекуном у троих детей старшего брата Евгения. Вот как судьба распорядилась. Погибло ещё несколько человек по обеим ветвям этого семейства. А.И. Фирсова уверена: И.С. Киньшина, глубоко верующего человека, Бог хранил за доброту. Ранен он за все 4 года не был. Лишь однажды летевшая пуля задела его погон…

— Я в семье последышек, — рассказывает Александра Ивановна, — в 1946-м родилась. Уже папа вернулся, и такого лиха, как сёстры и брат, оставшиеся тут с мамой, я не видела. Особенно досталось Дусе. Она возила самую младшую Машу, 1940-го года рождения, маме в поле покормить. После Дуси — Настя, Иван, и только намного позднее я появилась на свет. Старшая сестра всем нам за маму была, пока та на работе.

Сёстры уехали в Воронеж друг за другом, создав целую семейную династию на заводе «Электроника», флагмане полупроводниковых приборов в стране. (Старшее поколение читателей наверняка помнит магнитофоны, часы и телевизоры и т.д. с таким названием. — Прим. авт.). Настя на этом заводе трудилась бухгалтером, Дуся и Шура — рабочими, как и их мужья. А вот Маша работала в больнице старшей операционной сестрой. Так что отец с матерью на самом деле имели право гордиться своими детьми.

«СПАСИБО ЗА ПАМЯТЬ О ПАПЕ»

Александра рассказала, что её папа на фронт ушёл в августе 1941-го и вернулся в августе 1945-го. Дошёл до Кенигсберга. Про «Боевые заслуги» ни разу не упомянул. Видимо, и сам не знал о ней. Дочь предполагает, что из Талицкого военкомата, может, с кем-то её передали, но те забыли по каким-то причинам вручить… (Да и ценности тогда в наградах почему-то никто не видел, в каждом доме они были, отдавали детям на игрушки). Одним словом, запутанная история. Тем более что в архивном тамбовском документе, который получил Д. Праскурин о медали, стоит дата приказа о награждении 5.11.1945 г., а в наградном листе Киньшина И.С. к ордену Отечественной войны 2-й степени от 15.04.1945 г. «За боевые заслуги» уже упоминается датой 5.11.1944 года, там же указана и медаль «За отвагу» от 2.02.1945 г. Главное тут то, что так справедливо история завершилась. Пусть хоть и 80 лет прошло с момента приказа о награждении.

-6
-7

В наградном листе к найденной медали написано, что награды удостоился старший сержант Киньшин И.С., старший повар 56-го гвардейского гаубичного артполка. Приказом командира он награждён медалью «За боевые заслуги» за то, «что в боях, находясь на наблюдательных пунктах, неоднократно проявлял смелость и отвагу, всегда обеспечивал выполнение всех заданий командования в любых условиях боя».

Но сначала, по словам внука Сергея, он воевал в миномётном взводе разведчиков. В один момент погиб ординарец у командира полка. Киньшин Иван Симонович был грамотным человеком, и его назначили ординарцем. Был он и номером орудийным, то есть входил в состав орудийного расчёта и выполнял определённые обязанности по обслуживанию артиллерийского орудия, подготовке и ведению стрельбы.
Столько за 4 года досталось! В конце войны эшелоны с бойцами шли и шли с запада на восток, надо было кормить защитников Родины. И Киньшина уже по окончании почти всех сражений назначили поваром. Наверно, поэтому и в удостоверении к медали оказалась такая запись.

— Папа, вообще, очень любил готовить, — продолжает Александра, — ну какие тогда блюда у колхозников были? Всё скромненько. Только, как сейчас, помню его вкусную яичницу и сливную кашу. Это были коронные блюда отца. Меня он всегда называл дочкой. Если услышу от него — «Шура», то сразу встрепенусь: либо провинилась в чём. Карандашики нам к школе, бывало, заточит, как иголки. Учителя хвалили, что у нас такие они острые и хорошо рисуют. Зимой в детстве валенки у порога побросаем, папа обязательно их все обследует, чтоб дырочек не было, иначе тут же латать садился. А после — сушить.

По тёплым воспоминаниям дочки об отце, их папа не пил и не курил. 61 год они с их мамой душа в душу прожили, подарив своим детям счастливое детство и юность, а потом и своим внукам. Дедушка ушёл из жизни ранее своей супруги, дожив до 10 внуков и 14 правнуков. Любил со всеми возиться, души в них не чаял. «Живите дружно!» — такой мудрый совет давал всем потомкам фронтовик Иван Симонович Киньшин.

— Спасибо за память о папе, — сказала в конце беседы от имени всех сестёр и родственников Александра Ивановна. — Спасибо нашим дорогим фронтовикам за мир.

На концерте 4 ноября 2025 г. Татьяна Нестерова объявляет о трогательном моменте. Через восемь десятков лет медаль «За боевые заслуги» вернулась в свою семью. Военный волонтёр Данила Праскурин вручает её внуку фронтовика Сергею Ивановичу Киньшину.
На концерте 4 ноября 2025 г. Татьяна Нестерова объявляет о трогательном моменте. Через восемь десятков лет медаль «За боевые заслуги» вернулась в свою семью. Военный волонтёр Данила Праскурин вручает её внуку фронтовика Сергею Ивановичу Киньшину.

***

В ТЕМУ

На самом деле очень удивительно то, что Иван Симонович Киньшин не имел ранений. Читая архивные документы о его подвигах, в этом поражаешься ещё сильнее. Например, в приказе к ордену Отечественной войны 2-й степени от 15 апреля 1945-го написано: «Ведя наблюдение 7.04.1945 г. под сильным огнём противника, обнаружил вражеский пулемёт и противотанковую пушку, мешавшие продвижению нашей пехоты, он обеспечил их быстрое уничтожение». (Этот день — Благовещение по церковному календарю. Теперь, конечно, не спросить, как сильно молился наш земляк Пресвятой Богородице). «В бою 9.04.1945 г. в городе Кенигсберг первым ворвался в дом, в котором находились автоматчики противника, при этом из личного оружия уничтожил 4-х солдат врага».

В другом наградном листе также говорится: «…В боях при прорыве вражеской обороны тов. Киньшин под сильным артиллерийско-миномётным обстрелом противника не прекращал ведения огня, в результате чего огнём его орудия было уничтожено до 2-х взводов пехоты противника и разбито орудие врага». Таким был боец Киньшин И.С., родившийся в с. Никольское Талицкого района.