Найти в Дзене
Бычков Дмитрий

Самая истинная религия

Недавно у меня состоялся диалог в котором я пришел к интересным выводам относительно истинности религий. Я заметил что большинство религий странным образом похожи, это не новость, оно очевидно, но это натолкнуло меня на одну интересную системность большей части мистических переживаний. Это было озарение в котором я увидел суть. Это само по себе можно считать откровением данным свыше... впрочем для меня "инсайтное" мышление естественно, я почти ежедневно что-то вижу в озарениях... но к сожалению описываю я меньшую его часть... Я увидел что основные существующие и древние религии и шире - верования - связаны одной сутью... они своего рода тензор, но имеют разное представление. Именно по этому Боги в разных традициях разные, и их свита тоже... Христос + ангелы/архангелы/ипостаси Кришна + дэвы/аватары Аллах + малаика/джины Будда + бодхисаттвы Ахура Мазда + язаты/амеша спента Гармония + ками и тд... Это только самые очевидные аналогии (их можно продолжать ещё долго) Вы скажете: ну на этом

Недавно у меня состоялся диалог в котором я пришел к интересным выводам относительно истинности религий.

Я заметил что большинство религий странным образом похожи, это не новость, оно очевидно, но это натолкнуло меня на одну интересную системность большей части мистических переживаний.

Это было озарение в котором я увидел суть. Это само по себе можно считать откровением данным свыше... впрочем для меня "инсайтное" мышление естественно, я почти ежедневно что-то вижу в озарениях... но к сожалению описываю я меньшую его часть...

Я увидел что основные существующие и древние религии и шире - верования - связаны одной сутью... они своего рода тензор, но имеют разное представление. Именно по этому Боги в разных традициях разные, и их свита тоже...

  • Христос + ангелы/архангелы/ипостаси
  • Кришна + дэвы/аватары
  • Аллах + малаика/джины
  • Будда + бодхисаттвы
  • Ахура Мазда + язаты/амеша спента
  • Гармония + ками

и тд... Это только самые очевидные аналогии (их можно продолжать ещё долго)

Вы скажете: ну на этом аналогии заканчиваются, их свойства, типы, возможности и прочее координально различаются!

Я и соглашусь, и одновременно контр-аргументирую, как обычно...

В чем смысл моей контр-позиции: Все эти различия, следуя моей аналогии с тензором, это не более чем разные способы представления одной виртуальной сущности (условно: Бог + ангелы) в разных базисах... и Боги тоже разные... потому что сами Боги во всех развитых традициях это тоже представления некоего АБСОЛЮТА. (я специально выделил его как единый)

Если мы раскладываем этот Абсолют, ощущаемый людьми, в одном базисе - получаем одних Богов и одних ангелов, если в другом, то других Богов и других ангелов... то есть само ощущение абсолюта оно одно и тоже, но выражается в разных формах...

Разумеется, будучи стихийно появившимися, это не идентичные уникальные Абсолюты... они чуть различаются, так как представление идёт динамическое, люди постоянно перепредставляют эту единую сущность, но все они соизмеримы/ почти эквивалентны.

В итоге я вижу ситуацию как с языками: один и тот же смысл на разных языках выражается по разному... какие-то языки делают акцент на действиях, какие-то на качествах, какие-то на отношении владения и тд...

Аналогично, каждая религия это некий язык на котором кодируется общий Абсолют (в идеале один и тот же)... одни языки-традиции больше выражают Его в базисе сострадания, другие смотрят через базис всеединства, третьи через базис гармонии, а оные ещё как-то по особому комбинируют основные религиозные переживания... но суть остаётся одной...

Важно! эти переживания есть почти у всех людей... они ощущаются как некое потустороннее, мистическое, сверхъестественное...
Его чувствуют и верующие и атеисты... просто одни углубляются в него, другие отрицают...
Я сейчас категорически не говорю о том. что Бог есть или Бога нет... я говорю о том, что дано человеку от рождения: ощущение божественного... кто-то считает это истиной, кто-то иллюзией... я не касаюсь этого вопроса, это отдельная беседа, речь только о субъективных переживаниях... точнее даже интерсубъектных, религия это и есть интерсубъектные переживания...

Это прослеживается с древнейших времен, даже в виде классического анимизма/политеизма/пантеизма... это тоже представление этого Абсолюта в некоем базисе...

Что я хочу сказать... я хочу сказать что спор о том, чей Бог истинный, и чья религия вернее, это как спорить о том, какой базис для тензора/вектора правильный... а суть в том, что правильного базиса нет, тензор един в любом базисе... разница может быть лишь в полноте его представления (как правило чем больше адептов, тем полнее представление, это статистический процесс)

Это похоже на спор о том, с какой стороны нужно смотреть на дерево... ответ, с любой... просто с разных сторон оно разное, но само по себе оно одно-единое... вещь-в-себе...

Сугубо с формальной точки зрения, в будущем можно будет восстановить исходный образ этого Абсолюта разложенный на основные субъективные переживания: гармоничность, замкнутость, ощущение силы, ощущение предначертанности и тд (я написал их прямо из головы, но вообще можно будет их четко вывести и прямо назвать, это условные внутренние координаты религиозности, но это просто ремарка, на будущее)

Чисто теоретически эту систему можно было бы расширить на "вообще духовную деятельность" человека, тогда можно было бы описать в её рамках и науку, так как - это тоже духовная деятельность. Ученые исследуют мир потому что испытывают интерес... ощущение необъятности, гармонии и загадочности... это тоже один из базисов представления этого Абсолюта (возможно редуцированного)... взять те же эстетические принципы ака "если уравнение красивое/изящное - значит правильное" (это я вольно пересказал Дирака).

Закончу от себя ироничной ремаркой о том, что в душе мы все немного Дираки))) мы все ищем эту гармонию... от слияния с бесконечно-вечным, от созерцания этого великого фрактального подобия и замечательного всеединства существа... (извините, не удержался... кто понял. тот понял)