Думаю у каждого, кто любит русское искусство при упоминании фамилий наших великих художников возникают свои ассоциации, которые можно выразить одной фразой, а то и одним словом
Шишкин - русский лес, Куинджи - ночь, Айвазовский - море, Виктор Васнецов - русские сказки, Аполлинарий Васнецов - Москва, Кустодиев - купчихи, Врубель - демоны, Верещагин - война, Рерих - Тибет, Суриков - русская история...
При упоминании Игоря Грабаря этой ассоциацией будет русская зима.
- Игорь Эммануилович Грабарь - родился в в 1871 году в Будапеште (Австро-Венгерская Империя). Один из основоположников русского импрессионизма и один из самых ярких представителей этого жанра в России. Действительный член: Императорской Академии Художеств, Академии Наук СССР, Академии Художеств СССР, Народный художник СССР. Считаю двумя его выдающимися достижениями в области отечественной культуры, кроме собственно его вклада в русскую живопись, создание теории научной реставрации произведений искусства и выдвинутую им в начале 1943 года идею создания трофейных бригад, которые вывозили из стран гитлеровской коалиции произведения искусства, взамен уничтоженных или похищенных оккупантами. Игорь Грабарь скончался в 1960 году в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
Сейчас, когда зима в центральной России всё больше и больше напоминает противный день поздней слякотной осени, солнечные, жизнерадостные снежные пейзажи Грабаря не дают забыть, что такое настоящая Русская Зима.
Я лично считаю лучшим зимним пейзажем его картину "Февральская лазурь"
- В этом пейзаже воплотилось восторженное восприятие русской зимы, открытое Грабарём. В истории русского зимнего пейзажа картина занимает особое место. Художник ушел от изображения глубокого пространства, сосредоточив внимание на одном дереве в своеобразном аккомпанементе берёзовой рощи. Грабарь написал полотно в окрестностях имения Дугино. Невозможно лучше самого художника передать то потрясение красотой природы, которое он пережил: «Когда я взглянул на верхушки берез снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося мне зрелища фантастической красоты. Какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба».
Ещё одна зимняя работа мастера "Мартовский снег" пример классического импрессионистского пейзажа.
- "Мартовский снег" относится к числу снежных пейзажей, созданных в Дугино на пленэре, и отмечен наиболее новаторским взглядом на натуру. Композиция производит впечатление перемотки кадров пленки снизу вверх, когда верхний кадр с идущей по подтаявшей дорожке девушкой с коромыслом представляет собой вполне традиционный сельский пейзаж с фигурой, домиками и деревьями, а следующий кадр — изображение фактуры тающего снега с прозрачной тенью березы. Первоначально в названии работы было имя девушки, которую Грабарь попросил попозировать - Лампейка (Евлампия). Как и в "Февральской лазури" в этом полотне отчётливо виден один из технических приёмов импрессионизма, дивизионизм - рельефными нашлепками белил художник передает рыхлость старого снега, игру бликов и рефлексов. Фактурные эффекты создают дополнительную оптическую иллюзию мерцания, вибрации атмосферы.
Ещё две "снежных", но не зимних картины Грабаря
Недавно в центре искусств "Москва" увидел вот эту работу Грабаря.
Картина относится к позднему периоду творчества. Одна из серии полотен, написанных в 1940-1950-е годы в усадьбах Узкое, Дугино, Абрамцево и в окрестностях Химок.
Вот как сам Игорь Грабарь писал о своем опыте созерцания и писания зимнего леса и инея
- Немного на свете таких потрясающих по красочной полифоничности моментов, как солнечный день инея, где цветовая гамма, ежеминутно меняясь, окрашивается в самые фантастические оттенки, для которых на палитре не хватает красок. Зная, до чего иней капризен и как неожиданно он исчезает, я выработал особую систему писания, давшую утешительные результаты. Заготовив различное количество холстов разных размеров и разной фактуры, я брал с собой на этюды сразу по 4-5 холстов, чтобы успевать переключаться с одного мотива на другой, если при солнце перемещались тени или менялись состояние и цвет неба, а с ним и весь идейный образ. Иногда приходилось писать всего лишь по 10-15 минут, так как изменившийся мотив позволяет браться за новый холст.
Все фотографии сделаны автором канала.