Найти в Дзене
Культпоход с Евгением

Игорь Грабарь - певец русской зимы.

Думаю у каждого, кто любит русское искусство при упоминании фамилий наших великих художников возникают свои ассоциации, которые можно выразить одной фразой, а то и одним словом Шишкин - русский лес, Куинджи - ночь, Айвазовский - море, Виктор Васнецов - русские сказки, Аполлинарий Васнецов - Москва, Кустодиев - купчихи, Врубель - демоны, Верещагин - война, Рерих - Тибет, Суриков - русская история... При упоминании Игоря Грабаря этой ассоциацией будет русская зима. Игорь Эммануилович Грабарь - родился в в 1871 году в Будапеште (Австро-Венгерская Империя). Один из основоположников русского импрессионизма и один из самых ярких представителей этого жанра в России. Действительный член: Императорской Академии Художеств, Академии Наук СССР, Академии Художеств СССР, Народный художник СССР. Считаю двумя его выдающимися достижениями в области отечественной культуры, кроме собственно его вклада в русскую живопись, создание теории научной реставрации произведений искусства и выдвинутую им в начале

Думаю у каждого, кто любит русское искусство при упоминании фамилий наших великих художников возникают свои ассоциации, которые можно выразить одной фразой, а то и одним словом

Шишкин - русский лес, Куинджи - ночь, Айвазовский - море, Виктор Васнецов - русские сказки, Аполлинарий Васнецов - Москва, Кустодиев - купчихи, Врубель - демоны, Верещагин - война, Рерих - Тибет, Суриков - русская история...

При упоминании Игоря Грабаря этой ассоциацией будет русская зима.

  • Игорь Эммануилович Грабарь - родился в в 1871 году в Будапеште (Австро-Венгерская Империя). Один из основоположников русского импрессионизма и один из самых ярких представителей этого жанра в России. Действительный член: Императорской Академии Художеств, Академии Наук СССР, Академии Художеств СССР, Народный художник СССР. Считаю двумя его выдающимися достижениями в области отечественной культуры, кроме собственно его вклада в русскую живопись, создание теории научной реставрации произведений искусства и выдвинутую им в начале 1943 года идею создания трофейных бригад, которые вывозили из стран гитлеровской коалиции произведения искусства, взамен уничтоженных или похищенных оккупантами. Игорь Грабарь скончался в 1960 году в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Сейчас, когда зима в центральной России всё больше и больше напоминает противный день поздней слякотной осени, солнечные, жизнерадостные снежные пейзажи Грабаря не дают забыть, что такое настоящая Русская Зима.

Я лично считаю лучшим зимним пейзажем его картину "Февральская лазурь"

Игорь Грабарь. Февральская лазурь. 1904. Москва, Государственная Третьяковская Галерея
Игорь Грабарь. Февральская лазурь. 1904. Москва, Государственная Третьяковская Галерея
  • В этом пейзаже воплотилось восторженное восприятие русской зимы, открытое Грабарём. В истории русского зимнего пейзажа картина занимает особое место. Художник ушел от изображения глубокого пространства, сосредоточив внимание на одном дереве в своеобразном аккомпанементе берёзовой рощи. Грабарь написал полотно в окрестностях имения Дугино. Невозможно лучше самого художника передать то потрясение красотой природы, которое он пережил: «Когда я взглянул на верхушки берез снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося мне зрелища фантастической красоты. Какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба».

Ещё одна зимняя работа мастера "Мартовский снег" пример классического импрессионистского пейзажа.

Игорь Грабарь. Мартовский снег. 1904. Москва, Государственная Третьяковская Галерея
Игорь Грабарь. Мартовский снег. 1904. Москва, Государственная Третьяковская Галерея
  • "Мартовский снег" относится к числу снежных пейзажей, созданных в Дугино на пленэре, и отмечен наиболее новаторским взглядом на натуру. Композиция производит впечатление перемотки кадров пленки снизу вверх, когда верхний кадр с идущей по подтаявшей дорожке девушкой с коромыслом представляет собой вполне традиционный сельский пейзаж с фигурой, домиками и деревьями, а следующий кадр — изображение фактуры тающего снега с прозрачной тенью березы. Первоначально в названии работы было имя девушки, которую Грабарь попросил попозировать - Лампейка (Евлампия). Как и в "Февральской лазури" в этом полотне отчётливо виден один из технических приёмов импрессионизма, дивизионизм - рельефными нашлепками белил художник передает рыхлость старого снега, игру бликов и рефлексов. Фактурные эффекты создают дополнительную оптическую иллюзию мерцания, вибрации атмосферы.

Ещё две "снежных", но не зимних картины Грабаря

Игорь Грабарь. Сентябрьский снег. 1903. Москва, Государственная Третьяковская Галерея
Игорь Грабарь. Сентябрьский снег. 1903. Москва, Государственная Третьяковская Галерея
Игорь Грабарь. Угасающий день. 1904. Москва, Государственная Третьяковская Галерея
Игорь Грабарь. Угасающий день. 1904. Москва, Государственная Третьяковская Галерея

Недавно в центре искусств "Москва" увидел вот эту работу Грабаря.

Игорь Грабарь. Зима. Ели в инее. 1940-1950-е годы. Частное собрание
Игорь Грабарь. Зима. Ели в инее. 1940-1950-е годы. Частное собрание
Игорь Грабарь. Зима. Ели в инее. 1940-1950-е годы. Частное собрание
Игорь Грабарь. Зима. Ели в инее. 1940-1950-е годы. Частное собрание

Картина относится к позднему периоду творчества. Одна из серии полотен, написанных в 1940-1950-е годы в усадьбах Узкое, Дугино, Абрамцево и в окрестностях Химок.

Вот как сам Игорь Грабарь писал о своем опыте созерцания и писания зимнего леса и инея

  • Немного на свете таких потрясающих по красочной полифоничности моментов, как солнечный день инея, где цветовая гамма, ежеминутно меняясь, окрашивается в самые фантастические оттенки, для которых на палитре не хватает красок. Зная, до чего иней капризен и как неожиданно он исчезает, я выработал особую систему писания, давшую утешительные результаты. Заготовив различное количество холстов разных размеров и разной фактуры, я брал с собой на этюды сразу по 4-5 холстов, чтобы успевать переключаться с одного мотива на другой, если при солнце перемещались тени или менялись состояние и цвет неба, а с ним и весь идейный образ. Иногда приходилось писать всего лишь по 10-15 минут, так как изменившийся мотив позволяет браться за новый холст.

Все фотографии сделаны автором канала.