Сегодня продолжаем рассказ о кинематографе бывших союзных республик Советского Союза, отражавших тему Великой Отечественной войны.
Автор цикла ретроспективных кинолекций «Одна страна – одна война», которые в эти дни проходят в новом здании Пензенского краеведческого музея, – руководитель Пензенского отделения Союза кинематографистов России, киновед, историк кино, Президент кинофестиваля «Мужская роль» имени Ивана Мозжухина Светлана Старостина.
Приятно, что с очередным киновечером (всего их пять) количество зрителей увеличивается. Похоже, что показанное и представленное здесь в эти дни, вызывает интерес и у молодежи. Если первый из лекториев посетили армянские школьники (его темой был кинематограф Советской Армении), то и на третьем присутствовали учащиеся пензенских школ во главе с преподавателем.
А ещё своим присутствием нас осчастливили телевизионщики канала «Вести-Пенза» ПГТРК, – корреспондент Анна Лебедева (недавняя, кстати, выпускница Школы юного журналиста ПГУ) с интересом брала интервью у зрителей и организаторов проекта.
В этот раз в центре внимания был кинематограф Советской Белоруссии. Достойных фильмов оказалось немалое количество, и каждый из них представлял особый интерес. Вместе с тем, в качестве примера, решили больше экранного времени уделить одному из них, – кинокартине режиссёра Игоря Добролюбова «Иван Макарович», снятой в 1968-ом году. После его финальных титров лица зрителей (в большинстве своём представительниц прекрасного пола) были влажными от слез…
Впрочем, обо всем – по порядку… Слово ведущей цикла – Светлане Старостиной…
«Тема Великой Отечественной войны занимает особое место в кинематографии Советской Белоруссии. Белорусские военные фильмы и сегодня привлекают внимание не только своим высоким художественным уровнем, но и простым повествованием о людях, которым было суждено пережить самую страшную войну ХХ века: «Константин Заслонов» (1949), «Часы остановились в полночь» (1958), «Третья ракета» (1963), «Через кладбище» (1964), «Альпийская баллада» (1965), «Я родом из детства» (1966), «Руины стреляют...» (1972), «Пламя» (1974), «Долгие версты войны» (1976), «Черная береза» (1977), «Иди и смотри» (1985), «У войны не женское лицо» (1981–1984), «Знак беды» (1986, входит в мировую десятку лучших фильмов о войне), «В августе 44-го» (2000) и другие.
Кинофабрика «Белгоскино» была создана в Ленинграде в 1927 году. Как и все другие киностудии, начиналась она с создания кинохроники. В середине 30-х годов студия перебралась в Минск. С началом Великой Отечественной войны кинопроизводство, по понятным причинам, было остановлено. Кинохроникеры ушли на фронты войны. Их киносъемки вошли в состав самых знаменитых советских документальных фильмов, снятых в годы войны: «Разгром немецких войск под Москвой», «День войны», «Народные мстители», «Бой за Витебск», «Минск наш», «Бобруйский котёл», «Освобождение Советской Белоруссии».
В конце 1944 года, сразу после освобождения Белоруссии, началось восстановление кинопроизводства, разрушенное войной.
В 1949 г. был снят фильм «Константин Заслонов» Александра Файнциммера и Владимира Корша-Саблина. Фильм посвящён деятельности легендарной бригады, воевавшей с фашистами в Орше.
Одним из первых военных белорусских фильмов, который стал популярным не только в СССР, но и далеко за пределами страны, стала «Альпийская баллада» (1965) Бориса Степанова. В этом фильме сошлось всё – отличная литературная основа, повесть Василя Быкова про побег из концлагеря белоруса Ивана и итальянки Джулии. Отлично подобранные актеры для главных ролей: Станислав Любшин и белорусская актриса Любовь Румянцева.
В 1954 году на экраны вышел первый послевоенный детский фильм «Дети партизана» (реж. Лев Голуб и Николай Фигуровский). Большой популярностью также пользовалась картина Л.Голуба «Девочка ищет отца» – на долгие годы лидер проката среди белорусских фильмов. В 1960 г. фильм получил первую премию среди детских фильмов на Всесоюзном кинофестивале.
Особое место занимала война в творчестве Виктора Турова. За его плечами была оккупация, расстрел отца, немецкий плен. Его дебют в игровом кино – фильм «Через кладбище» (1964) по повести Петра Нилина.
Фильм рассказывает об одной диверсионной партизанской операции. Очевидно, что его поэтика навеяна картиной Андрея Тарковского «Иваново детство». Фильм вошел в число 100 лучших фильмов о Великой Отечественной войне.
«Я родом из детства» (1966) Виктора Турова по сценарию Геннадия Шпаликова. В фильме речь идёт о мальчишках, ждущих своих родителей с фронта – сама война остаётся за кадром, а её последствия осмысляются глазами подростков.
«Долгие вёрсты войны» (1976) – еще один проект белорусской киностудии по произведениям Василя Быкова. По опросам различных изданий эта трехсерийная картина несколько раз становилась лучшим телевизионным фильмом о Великой Отечественной войне. Уже через месяц после премьеры его пришлось показывать вновь, так как люди завалили телевидение письмами и просьбами.
Фильм снял режиссер Александр Карпов, который за три года до этого снял очень необычный трехсерийный военный фильм «Белая земля».
Две первые серии являются экранизациями двух повестей Быкова «Журавлиный крик» и «Атака с ходу», а вот третий фильм, действие которого происходит в мае 1945 года, снят уже по сценарию, в котором был описан реальный случай, произошедший на Третьем Украинском Фронте 9 Мая 1945 года.
Фильм «Батька» (1971) про легендарного партизанского командира генерал-майора Миная Шмырева в год его создания посмотрело в кинотеатрах 20 000 000 человек. Жесткость драматургии сценария придали два реальных события 1942 года: использование четверых детей партизанского командира в качестве заложников и окружение его отряда. Фильм снял режиссер Борис Степанов, а сценаристом стал пасынок партизанского командира Ростислав Шмырев.
«Братушка» (1975) – копродукция белорусской и болгарской киностудий. Фильм до сих пор в Болгарии очень популярен, и считается настоящей классикой. Боец-обозник Алесь Казанок едет в тыл в болгарский город, его попутчики – красивая румынка, освобожденная из плена, болгарин-подпольщик, которому нужно в город, и немецкий солдат, решивший сдаться в плен. По пути в город их ждут различные испытания и приключения, которые сделают из четверки совершенно разных людей, – группу, объединенную одной целью. Фильм очень приятно смотреть именно в День
Победы. Он легкий и светлый. А ещё в нём снялись замечательные актеры: Анатолий Кузнецов, Светлана Тома, Владимир Басов.
«Иди и смотри» (1985) Элема Климова. Драму сняли по «Хатынской повести» классика белорусской литературы Алеся Адамовича, где рассказывается о борьбе партизан против немецких оккупантов.
Фильм «Иван Макарович» (1968) Игоря Добролюбова: снят под влиянием фильма А. Тарковского «Иваново детство».
Киностудию «Беларусьфильм» из-за большого количества фильмов о Великой Отечественной войне в шутку называли «Партизанфильм». Когда одного из сценаристов студии спросили – сколько же можно снимать о войне, ведь она давно закончилась, тот ответил: «Снимаем, потому что болит»…
В заключение – лишь один из откликов на «Ивана Макаровича»…
«Фильм – восхитительный. Он больше похож на хронику, так как ощущение документальности происходящего. Его можно постоянно пересматривать и находить все новые и новые детали. Вышел он в 1968 году. В те времена о детях войны не особо писали (только последние годы вспомнили, что дети войны – тоже победители в той войне, так как работали, помогали старшим, да просто выживали, и кому-то повезло – выжил, но не всем так повезло)».
…Сегодня, в четверг, речь пойдет о кинематографе Советского Узбекистана, а подробности для завсегдатаев канала «Пензенские встречи» – уже завтра.