Пять лет прошло с момента выхода Cyberpunk 2077 — 10 декабря 2020 года мир увидел игру, которую тогда окрестили фиаско: бесконечные баги, проблемный искусственный интеллект и нереализованные ожидания игроков. Казалось, мегапроект CD Projekt RED обречён на провал. Но в 2025 году картина изменилась: игра жива, продаётся миллионами копий и стала одним из главных источников прибыли студии. Почему так случилось?
Да, технические проблемы существенно уменьшились: исправления пошли пачками, консольные версии стали стабильнее. Но одна составляющая никогда не вызывала вопросов — это история, диалоги и персонажи. Cyberpunk 2077 нашла свой голос в нарративе и умеет говорить с игроками через судьбы героев, их выборы и последствия.
В честь юбилея хочется разобраться, что именно делает сюжет этой игры таким сильным. Прежде всего — мир Найт-Сити: детализированный, мрачный и притягательный — он задаёт атмосферу и направляет поступки героев. Затем — Ви и Джонни Сильверхенд: две переплетённые судьбы, спорящие между собой и вместе двигающие сюжет вперёд. Диалоги насыщены характером, живые, наполнены смыслом и неожиданными поворотами. И, наконец, поднимаемые в их историях философские и этические вопросы, над которыми задумываешься даже после завершения игры.
Итог прост: Cyberpunk 2077 не просто избавилась от багов — она нашла свой голос в сюжете, который продолжает резонировать с игроками по всему миру. В годовщину проекта стоит не только отмечать цифры продаж, но и признавать ценность его истории, персонажей и взаимоотношений.
Внимание ☢️, в этой статье содержится много спойлеров, так что я вас предупредил 😉.
Война и мир в Найт-Сити.
Сколько труда вложено в сценарий Cyberpunk 2077, видно по масштабу: англоязычная версия насчитывает более 70 тысяч строк диалогов, что примерно эквивалентно 600 тысячам слов. Это больше, чем во «Властелине колец» и «Хоббите» вместе взятых. В Phantom Liberty объём материала почти такой же. Работа получилась титанической: сами сценаристы сравнивают её с монументальным романом Льва Толстого.
Разработка такой большой и сложной игры — настоящий вызов. За ограниченное время нам пришлось написать столько же текста, сколько в «Войне и мире» — и большая часть этого объёма состоит из развёрнутых диалогов, благодаря которым персонажи ведут себя по-разному, а выборы приводят к целому спектру последствий.
Как подчёркивает Марцин Блаха, главный сценарист Cyberpunk 2077, такая фундаментальная история не может быть сведена к одной идее. У отдельных квестов своё идейное наполнение, например в «Уличном правосудии», где Ви сталкивается с раскаявшимся серийным убийцей. Но в целом в Cyberpunk 2077 сюжеты так или иначе переплетаются вокруг нескольких ключевых тем.
Маленький человек в большом мегаполисе.
Мы сами создали монстра и даже не заметили, как он начал пожирать нас живьём.
Джонни Сильверхенд о Найт-Сити
Позвольте небольшое лирическое отступление: я родом из маленького города. Переехал в Москву ради лучший жизни и быстро поняла, что не хочу жить в мегаполисе. Я с Чебоксар, но по-настоящему одиноко мне стало именно в большом городе.
Людей вокруг много, большинство из них, это одиночки. На улицах постоянно шумно, но радости в этом шуме мало. За барной стойкой слышится одно и то же: всё вокруг несчастны. Кажется, люди забыли ценить друг друга, ведь в городе всегда найдётся кто-то ещё, кто сможет дать больше.
Это мои личные впечатления — надеюсь, никого не обидеть — и они перекликаются с тем, как в Cyberpunk 2077 изображён Найт-Сити. Город‑герой с неоном и блеском мечты манит обещаниями денег, славы, настоящего дома. Но на деле дом достается немногим, и заплатят за это слишком высокую цену.
Для меня Найт-Сити — не просто локация: он как отдельный персонаж, столь же сложный и противоречивый, как Ви и Джонни, и неразрывно переплетённый с их историями.
Джеки отдал жизнь за мечту о лучший жизни.
Ви и другие персонажи вступают в борьбу с Найт-Сити, но победителя нет — это сознательный выбор сценаристов.
Найт-Сити воспринимается как живое существо со своим характером и причудами: он может быть одновременно прекрасным и жестоким. Город Найт сити это как — целый мир, его обитатели сталкиваются с ним и в большинстве случаев проигрывают в нечестном поединке.
По словам Марцина Блахи, главного сценариста Cyberpunk 2077, такая фундаментальная история не может быть сведена к одной идее. Нейтрально говоря, город предстает как сложный герой, чьи характер и правила влияют на судьбы всех персонажей; у отдельных квестов свое идейное наполнение, например «Уличное правосудие», где Ви сталкивается с раскаявшимся серийным убийцей.
Даже достигнув легендарного финала «Солнце», Ви остаётся несчастным — вершина приносит едва ли радость: у него есть всё, но ему нечего терять, и борьбы за что-то больше нет. Это отдаляет его от окружающих. Конфликт с городом сближает наших героев: в этом одиноком мире общий враг становится тем, что объединяет людей.
По мнению Блахи, в Найт-Сити нет счастливых концов, поэтому история Cyberpunk 2077 звучит как своеобразная критика мегаполисов. Ви и Джонни в конце могут уйти из города, и это подается как разумное и обоснованное решение. Но, в итоге Джеки погибает, а Ви понимает, что выхода из его ситуации нет.
Человек и система кибернетики
Я видел, как корпорации забирают у фермеров воду и землю, и как они превращают Найт-Сити в машину, которая ломает судьбы, разрушает надежды и выкачивает деньги. Они давно завладели нашей жизнью, а теперь им нужны и наши души. Это война людей против системы, которая перестала нам подчиняться. — Джонни Сильверхенд
Хотя Найт-Сити играет важную роль, он в сущности — красивый, слепяще яркий фасад уродливой системы. Над неоновыми улицами царят корпорации — левиафаны, которым до людей дела нет. На свободном рынке продаётся всё: тела, воспоминания, любовь. И, как мы узнаём по ходу истории, — ещё и души. Всё стало товаром — даже бунт.
Это видно на примере Джонни Сильверхенда: его ненависть к корпорациям превратилась не в подвиг, а в часть коммерческого ландшафта — принты на футболках и артефакты для богатых коллекционеров. Сам Сильверхенд — узник «Арасаки», которую он терпеть не может.
Это мир, в котором система и власть буквально превращают людей в объекты. Часто люди сами становятся теми самыми объектами — объективизируют себя.
Всеобъемлющая система поглощает противников, перерабатывает их идеи и перепродаёт их недовольным. Каждому уготована своя неприглядная роль: хочешь играть другую — готовься страдать. Джеки, Эвелин, Ви — люди, чьи судьбы ломаются в попытке добрацца до вершины.
Можно по-разному относиться к Эвелин Паркер, но нельзя отрицать, что мир был к ней слишком жесток.
Кучка сверхбогатых держит мир на поводке, подмяв под себя и нищих, и политиков. Воплощение этого зла — «Арасака», и опыт Джонни показывает: можно годами кричать со сцены о грехах корпорации, даже взорвать её офис — но перемен не наступит. Она — одна из голов Лернейской гидры — системы.
Что это за «система» такая? Мироустройство, в котором всем управляют деньги — поздний капитализм. Сеттинг и история Cyberpunk 2077 пропитаны его критикой — создатели не скрывают, что игра политизирована, а основа противоречивого Найт-Сити — современной Америкой.
Патрик Миллс, дизайнер квестов Cyberpunk 2077
Я ясно чувствую посыл: мир устроен неправильно. Можно спорить, насколько такая критика уместна в блокбастере. В конце концов крупная игровая компания с многомиллионными прибылями продаёт нам ощущение бунтарства, сидя на диване с геймпадом в руках. Но я убеждён: видеоигры — искусство, в котором подобное высказывание не просто уместно, а необходимо. Они способны говорить о системе, поднимать сложные вопросы и заставлять нас переосмысливать взгляды на мир. Иногда именно через такие истории мы и осознаём, что перемены возможны — если не в реальной сцене, то в нашем сознании и ценностях.
Человек его душа и личность
Вот мы и подошли к ключевой теме. По словам главного сценариста, Cyberpunk 2077 — игра о смерти. История Ви с самого начала построена вокруг простой, но неприятной истины: она умирает.
В мире киберпанка смерть — одна из немногих сил природы, которую люди ещё не победили. Люди победили болезни и старение, достигли множества технологических чудес, но перед лицом смерти все становятся равны.
Сабуро Арасака стремится изменить это, но мироустройство, кажется, противится ему. Роковое стечение обстоятельств рушит планы старика, мечтавшего о бессмертии, и на сцену выходят главные герои.
Ви и Джонни — две стороны одной монеты. Одна умирает и ищет путь к спасению, другая — будто уже мертва. Их взгляды на смерть различаются: Ви боится того, чем смерть может стать для неё и для близких, а Джонни считает, что есть вещи куда страшнее.
Мы создали персонажа, для которого смерть — ничто, а верность своим убеждениям — все.
Марцин Блаха, главный сценарист Cyberpunk 2077
Чью сторону выбрать, решают игроки, которых игра потихоньку подводит к мысли, что простого решения не будет. Смерть хочет — нет, должна — остаться непобежденной. Одержать над ней верх можно только очень высокой ценой. Поэтому в игре и нет традиционной хорошей концовки.
The Witcher 3: Wild Hunt — это игра про семью. Cyberpunk 2077 — игра про смерть. Когда рассказываешь историю о борьбе за выживание, но одновременно — о неизбежности смерти, она не может хорошо закончиться.
Марцин Блаха, главный сценарист Cyberpunk 2077
Вместо хэппи-энда Cyberpunk 2077 подталкивает к размышлениям: что делать перед лицом неизбежного? Как прожить жизнь не зря и достойно встретить смерть?
В Найт-Сити у героев остаётся мало. Что же предлагает та самая «система»? Голографическое надгробие или место в тюрьме душ. Последнее ждёт Ви в концовке «Дьявол» и, если верить Джонни, — участь хуже смерти.
- «Солнце» предлагает альтернативу: Ви, следуя правилам Найт-Сити, становится той самой легендой, на которую будут равняться молодые наёмники. Можно исчезнуть, но увековечить своё имя можно через поступки.
- «Звезда» же — всё наоборот: Найт-Сити, его правила и даже слава остаются позади. Ви вместе с кланом Альдекальдо отправляется в закат, напоминая: после тебя останутся люди, которым ты был неравнодушен.
В начале игры Декстер де Шон ставит перед игроком вопрос: «Тихая жизнь или смерть в лучах славы?» И в итоге нам приходится ответить на него. Потому что сама природа смерти и то, как нам следует к ней относиться, — философская суть Cyberpunk 2077.
Мы взялись за целый ряд непростых тем: смерть, мечты и амбиции, невозможность им следовать, неудержимая мощь системы, в которой мы все живем, и наконец — если мы обречены, что мы можем после себя оставить? Речь о славе, о том, чтобы делать добро в мире, или, может быть, о том, чтобы изменить жизни нескольких избранных людей и остаться в их памяти? Все эти темы откликаются и в истории Ви, и в истории Джонни.
Игорь Саржинский, нарративный директор CD PROJEKT RED и режиссер кат-сцен в Cyberpunk 2077
Как и любое произведение искусства, игра CD Projekt RED может трактоваться по-разному. Это всего лишь мои размышления, подкреплённые словами самих сценаристов. А как вы поняли историю Cyberpunk 2077? Делитесь впечатлениями в комментариях!