Найти в Дзене

Война с маркетплейсами 2026. Как это отразится на нас?

На маркетплейсы в 2025 обрушилось две беды. Во-первых, все сейчас говорят о конфликте банков и маркетплейсов. О нём много писали деловые издания в ноябре декабре нынешнего года, и последствия растянутся ещё надолго. Во-вторых, сейчас уже начинают писать о том, что маркетплейсы будут дорожать, потому что кончаются деньги инвесторов. Получается, что золотой век маркетплейсов был сколько-то времени назад.
Система работает идеально какое-то время, пока не кончится смазка в виде авансовых вложений, чтобы было сразу всё хорошо, а потом становится нужно отбивать деньги инвесторов и обеспечивать прибыль - и сервис начинает дорожать для пользователей. Все траты продавцов превращаются в наценку на товары. Я вот не знаю, сколько стоит доставка товаров для продавцов на ВБ - если вы участник системы, поделитесь в комментариях. Возвраты товаров, которые покупатели не выкупили, тоже наверняка оплачиваются из кармана продавца. К этому наверняка есть и платное продвижение на платформе, а до не давн

На маркетплейсы в 2025 обрушилось две беды. Во-первых, все сейчас говорят о конфликте банков и маркетплейсов. О нём много писали деловые издания в ноябре декабре нынешнего года, и последствия растянутся ещё надолго. Во-вторых, сейчас уже начинают писать о том, что маркетплейсы будут дорожать, потому что кончаются деньги инвесторов. Получается, что золотой век маркетплейсов был сколько-то времени назад.

Система работает идеально какое-то время, пока не кончится смазка в виде авансовых вложений, чтобы было сразу всё хорошо, а потом становится нужно отбивать деньги инвесторов и обеспечивать прибыль - и сервис начинает дорожать для пользователей. Все траты продавцов превращаются в наценку на товары.

Я вот не знаю, сколько стоит доставка товаров для продавцов на ВБ - если вы участник системы, поделитесь в комментариях. Возвраты товаров, которые покупатели не выкупили, тоже наверняка оплачиваются из кармана продавца. К этому наверняка есть и платное продвижение на платформе, а до не давнего времени маркетплейсы ещё и сами назначали скидки на товары, которые продавцы не могли отменить.

Чем это грозит нам с вами, рядовым пользователем с модными амбициями?

Может быть, будет просто повышение цен, а может, платные возвраты, например, или доставка, как на Авито.

Часть рисков, возможно, перейдет на обладателей пунктов выдачи, и их станет меньше - уже сейчас пишут, что это не такая уж и золотая жила, а со временем, вероятно, и для нас с вами заказ через платформы станет менее привлекательным, потому что пункты выдачи рядом с домом исчезнут.

Как будто в стороне от конфликта маркетплейсов и банков осталась Ламода - у неё своей платежной системы не было, сеть пунктов выдачи самая старая из всех, а цены всегда были выше, чем на других ресурсах. По сравнению с Озоном и Вайлдберриз она "элитная" - позиционирование строится на том, что здесь продаются бренды, а не что попало (хотя разное бывает). Может быть, остальные подтянутся за ней, хотя это маловероятно. Как будто Озон более массовый и в меньшей степени заточен под торговлю одеждой, а Вайлдберриз больше подходит для маленьких и пробных марок, партий одежды из Азии, стока известных брендов из торговых центров - свежие коллекции там выкладывают не сразу, но вот прошлогодние платья уже опробованного качества за 1000р (не шучу) купить легко.

Я, как барс, у которого охотничья территория в несколько гектар, обхожу все владения регулярным дозором: и платформы, торгующие зарубежными премиальными товарами (да, у них серьезная ротация, часто закрываются!), и маркетплейсы, и Авито, и ресурсы частных мастеров. А ещё у меня есть привычка пробивать любую понравившуюся находку на Алиэкспрессе: часто они там бывают по цене в 2-3 раза ниже до сих пор.

Я вижу огромное количество брендов, которые никогда не попадут в поле вашего зрения, потому что они просто-напросто не вкладываются в область ваших интересов или это не ваш уровень - например, ощутимо ниже радаров по требованиям к дизайну или наоборот.

Но одно я за 15 лет ревизий гардероба и шоппингов с совершенно разными людьми усвоила прочно: вам всегда нужен источник соблазна.
Если маркетплейсы перестанут искушать ценой по ночам, когда вы листаете телефон после множества дел, слишком усталые, чтобы уснуть, или в поездке от работы до дома, вы будете зависать на других ресурсах. Нет денег на дизайнерские странички или Ламоду - значит, на ВБ. Нет на ВБ - значит, на Авито или Алиэкспресс.

Люди всегда покупают много разной ерунды. У нас такой вид: нам нужны эти декоративно-прикладные штуки, чтобы другие нас увидели и поняли, и ещё чтобы мы увидели и поняли себя через них.

Одежда и товары не столько нужны сами по себе, сколько как событие, которое ненадолго склеивает нас и тех других, которые нам почему-то нужны, важны и интересны. Можно склеиваться и другими способами, но их может не хватать, или они могут быть недоступны (например, можно готовить, но нельзя "любить" едой или выпечкой того, кто на диете), или способы нужно разнообразить. Мы это в курсе "Рациональный гардероб" разбираем и стараемся строить капсулы так, чтобы нам всего хватало и наряды были в радость, но закупки соки из семьи не тянули.

В общем!

Если вы думаете организовать свою марку в новом году, организуйте. Торговать всегда дорого и больно, особенно если у вас свое производство. И возможно, вы очень быстро закроетесь, но предпринимательство - это огромный и яркий опыт, как съездить в путешествие. Конечно же, если делать всё аккуратно, с юристами, бухгалтерией и контролем рисков: не набирать кредитов "на тему", а играть на свои, например.

Если вы просто покупатель, которому становится грустненько от перспективы роста цен, то они и так всё время растут. Это вечный эскалатор с круглой лентой, которая будто бы исчезает в верхней точке, но в нижней прирастает обратно, всегда та же самая.

Одни площадки отработаны. А инвесторы уже рассматривают очередной стартап, про который мы с вами ещё не знаем.

Кто-нибудь обязательно нам продаст в ночи дозу целительного барахла.

Главное, чтобы мы понимали, куда и зачем мы его приладим. И всё же высыпались иногда - на свежую голову закупки всегда удачнее, а гардеробы лучше.

В комментариях делитесь, чего удачного накупили ночью, листая телефон. А я вас приглашаю на открытый бесплатный эфир, который пройдет на следующей неделе в один из вечеров, и напоминаю, что скоро будет Новогодний базар. Приглашения будут в ТГ-канале "Личность и стиль" - включите звук уведомлений, чтобы не пропустить.

Алена Калистратова. Стилист, исследователь моды. Услуги и цены: alenakalistratova.ru
Алена Калистратова. Стилист, исследователь моды. Услуги и цены: alenakalistratova.ru

Клуб "Альфа Центавра" - ссылки на удачные с моей точки зрения вещи (и масс-маркет, и премиум), возможность задать мне вопрос, получить конкретные советы, запросить заметку по теме и прислать марки на разбор. Там много интересного и архив материалов за 4 года, включая видео.