Ксения Ганькина — единственная девушка-монтировщик сцены и помощник режиссера в челябинском Молодежном театре. Работа, точнее, театральная служба, нелегкая, тем более для женщины. Дело не только в физической силе.
Ксении 29 лет, 10 из них она трудится помощником режиссера. В напряжении сидит за кулисами с интеркомом (гарнитурой), дает команды своим коллегам-монтировщикам, когда опускать декорации и поднимать обратно. Следит за светом, движением частей декораций и выходом артистов. Все возникающие проблемы девушка решает за секунды — иначе сорвется постановка. Так происходит, когда Ксюша находится в ипостаси помощника режиссера. Но в ее графике есть спектакли – где она не отдает приказы, а исполняет.
— Монтировочный цех около полутора лет назад испытывал недостаток кадров, я предложила помочь. Мне всегда была интересна техническая часть, — объясняет Ксения. — Сначала ребята дали покрутить круг, потом поработать на штанкетах (горизонтальная металлическая штанга, подвешенная над сценой на тросах и предназначенная для подвески и подъёма декораций — прим. ред.). А теперь я полноценно вхожу в состав команды на 3-4 спектаклях в неделю.
Монтировщики сцены знают каждый из десятков спектаклей в репертуаре театра практически наизусть. Устанавливают декорации, меняют их по ходу пьесы – уносят и приносят, опускают и поднимают. Для этого нужны сила, сноровка и чуткие руки. За кулисами, сбоку от сцены, стоят ручные штанкетные системы, они уходят под крышу на высоту около 20 метров. На них подвешены кулисы, «падуги», задники, тяжелые декорации вроде деревянной стены из спектакля «Бунин. Рассказы» – она весит под 300 килограммов! Каждый штанкет нужно сбалансировать грузами, чтобы им мог управлять один человек. За одну веревку поднимать, за другую опускать, с нужной скоростью, в темноте. Нужно быстро и точно попасть в метку, чтобы декорация висела на нужной высоте.
— Чтобы задать движение, я сначала чуть подпрыгиваю. Можно и на руках это делать, но мне недостает веса, да и так задорнее. Мужики, конечно, ржут надо мной! —говорит Ксюша, ловко управляясь с канатом.
За другой кулисой стоит аппарат с кнопками и рычагами для управления поворотным кругом диаметром 14 метров, который стоит посреди сцены. У него четыре скорости, управление похоже на вождение машины: нельзя резко переключать с первой на четвертую, все должно быть плавно. Останавливать круг нужно под музыку, и на скорости точно попасть в метку, чтобы декорация встала под нужным софитом.
Основную тяжесть (сборку массивных станков, установку тяжелых декораций) берут на себя мужчины — в театре порядка 10 монтировщиков. Ксения может оттащить фурку – декорацию на колесах, перенести мягкие декорации, закрутить гайку, помочь с покраской.
– А когда никто не видит, могу и как муравей взять какую-нибудь балку и потащить ее, – добавляет девушка.
Если монтировщик ошибется, может пострадать артист. Сверху спускают то окна из оргстекла, то тяжелые канделябры с лампами, мешки с реквизитом. Конечно, это делается, когда артистов нет на сцене — но вдруг кто-то замешкается? Ксения объясняет: хорошо, что в Молодежном ручные системы – когда чувствуешь канат, в любой момент можешь остановить движение.
Иногда монтировщики тоже выходят на сцену, передвигают и меняют декорации на глазах у зрителя. Поэтому носят черные рабочие комбинезоны. Правда, ткань быстро покрывается пеньковой пылью от тросов и обычной пылью от того, что приходится залезать в самые темные уголки театра. Впрочем, это уже после спектакля.
За сценой находится огромный склад реквизита и декораций с мебелью, предметами интерьера, деревьями и огромной скорлупой грецкого ореха — это жилье Дюймовочки. Монтировщики, в том числе Ксения, залезают на верхние полки под потолком и дотягиваются до самых дальних мест. Огромные пятиметровые деревья мужчины выносят все вместе. А вот если понадобится достать сверху огромный торт – это к девушке, без проблем.
В свободное время Ксюша бывает в комнате монтировщиков — причем так было всегда, даже когда она была только помощником режиссера, не принадлежала к их «стае».
— Обычно артисты общаются с артистами, осветители с осветителями и так далее. У меня всегда были хорошие отношения с монтировщиками. Люблю своих мужиков, — смеется Ксения: ей нравится быть единственной девушкой в коллективе.
Муж Ксении, Вячеслав Ганькин, тоже служит в Молодежном, но принадлежит к другой «касте» —артист. В любимом спектакле Ксюши «Тайна корабля призраков» он играет главную роль — 10-летнего мальчика Александра. Вячеслав пользуется успехом у поклонниц, но в семье все гладко и честно: Ксения не ревнует мужа к девушкам, дарящим после спектакля огромные букеты белых роз в восьмой раз подряд, а Вячеслав спокойно относится к репликам супруги про ее любовь к коллегам-монтировщикам. Артист и сам может в перерыве заглянуть в их подсобку и поболтать со всеми.
Ксения, по сути, выросла за кулисами. Ее мама, Ирина Борисовна — заведующая труппой, раньше тоже была помощником режиссера. В 19 лет мама сказала Ксюше: хватит страдать по мужчине, страдай по театру. Та пришла попробовать и не смогла уйти. По образованию Ксения — учитель английского и французского, но душа лежит к сцене, декорациям и тросам. Девушка увольнялась из театра на полтора года, чтобы окончить учебу. Но вернулась: говорит, ей постоянно снились кошмары, что кому-то что-то падает на голову.
Ксюша планирует уйти только на время декрета, но затем вернуться в театр. Возможно, даже с ребенком в охапку: все равно вся семья здесь. Значит, будет кому присмотреть за новым представителем династии.
Фото: Надежда Тютикова; Ксения Ганькина, Вячеслав Ганькин / предоставлено для публикации hornews.com