Найти в Дзене
Женщина на диване

Какую Россию мы потеряли: впечатления после просмотра «Каменской-5» 2008 года

В перерывах между домашними делами наткнулась на двухсерийный фильм из цикла «Каменская-5» под названием «Посмертная маска», который вышел ещё в 2008 году. Рассказываю, что меня больше всего впечатлило и почему это заставило меня задуматься о том, какую Россию мы потеряли и какой она была. Елена Яковлева в роли Каменской Про что «Каменская-5»: сюжет Действие фильма «Посмертная маска», который входит в серию «Каменская-5», развернулось сразу в двух эпохах: девяностых и нулевых. Первая часть фильма, которая происходит в тех самых «лихих», сразу сбивает с ног: девочка в лифте сталкивается с преступником, а потом слушает от собственного отца настойчивую просьбу никому ничего не рассказывать, что именно с ней случилось, потому что это «стыдно». На секунду я, честно говоря, задумалась: какое же дикое было время, что родители пострадавшего ребенка предпочитали молчать о беде, с которой он столкнулся, а не помогать, и даже прививали стыд! Вторая же часть фильма разворачивается уже в конце ну
Оглавление

В перерывах между домашними делами наткнулась на двухсерийный фильм из цикла «Каменская-5» под названием «Посмертная маска», который вышел ещё в 2008 году. Рассказываю, что меня больше всего впечатлило и почему это заставило меня задуматься о том, какую Россию мы потеряли и какой она была.

Елена Яковлева в роли Каменской
Елена Яковлева в роли Каменской

Про что «Каменская-5»: сюжет

Действие фильма «Посмертная маска», который входит в серию «Каменская-5», развернулось сразу в двух эпохах: девяностых и нулевых. Первая часть фильма, которая происходит в тех самых «лихих», сразу сбивает с ног: девочка в лифте сталкивается с преступником, а потом слушает от собственного отца настойчивую просьбу никому ничего не рассказывать, что именно с ней случилось, потому что это «стыдно».

На секунду я, честно говоря, задумалась: какое же дикое было время, что родители пострадавшего ребенка предпочитали молчать о беде, с которой он столкнулся, а не помогать, и даже прививали стыд!

Вторая же часть фильма разворачивается уже в конце нулевых. Пострадавшая девочка выросла и стала актрисой, но последствия прошлого не дают ей покоя. Кроме того, карьера тоже не шибко удаётся: коллеги по съёмкам потешаются над ней чуть ли не открыто, завидуют и говорят гадости. Конечно, они об этом в итоге жалеют, ведь героиня становится жертвой убийства, которое берется расследовать Елена Яковлева в роли Каменской.

Екатерина Вилкова
Екатерина Вилкова

Какую Россию я увидела в «Каменской-5»

2008 год ныне воспринимается таким далёким прошлым, но «Каменская-5» раскрыла мне глаза и напомнила, какой была наша страна и телевидение всего каких-то 17 лет назад. И затравка для размышлений даётся режиссёром, Антоном Сиверсом, почти сразу: главные герои, включая Каменскую, отправляются в Финляндию! Российские милицейские, по сюжету, едут в другую страну с визитом обмениваться опытом в поимке опасных преступников. И тут я, смотря на такое любопытное сотрудничество двух стран и носителей разных, но в то же время похожих, культур, задумалась: да разве такое возможно сегодня?

Другой достойный внимания момент — и его я всегда замечаю, когда смотрю фильмы и сериалы нулевых — интерьеры, в которых живут герои. В новых фильмах и сериалах (вспомнить, к примеру, «Девятый вал» 2022 года, про который я рассказывала в своей статье) жилища героев выглядит дорого, богато, незаурядно. Там всегда сделанный на высоте ремонт, интересный дизайн, а зачастую и вовсе какие-то изюминки — в том же «Девятом вале» квартира в новом доме у персонажей двухэтажная!

В «Каменской-5» (фильме «Посмертная маска») всё совсем иначе. Отель, где остановилась Каменская и её коллеги, шиком не блещет, а жильё героев — скромное, простое, видно, что обжитое. Я часто замечаю, что в новых фильмах дома и квартиры совершенно пустые — и я чувствую в этом фальшь, ибо не выглядит это как настоящее место, где живёт человек или семья. А в «Каменской-5» и других проектах тех лет это, наоборот, чувствуется — и для меня в этом видится особенная честность и в изображении жизни, и в отношении к зрителю.

Екатерина Дронова (ее героиня в «Посмертной маске» уж очень злила!)
Екатерина Дронова (ее героиня в «Посмертной маске» уж очень злила!)

Отношения героев в «Каменской-5» тоже совсем другие — более искренние и честные, чем в современном кино российского производства. Они говорят без попыток казаться «современными» (опять же, в обзоре на «Девятый вал» я приводила примеры про тинейджеров, которые якобы говорят «тема»). И эмоций — целая палитра: ярость, грусть, отчаяние персонажей актёры передают без переигрывания, не то, что современные артисты в мелодрамах или детективах. Без пафоса, попыток перескакать Голливуд — так, как оно есть и в жизни.

А что же Россия? Россия прошлого в «Каменской-5» совсем другая: открытая миру, сотрудничеству, строящаяся, поднимающаяся на ноги. Уникальная! Так приятно было видеть, что хотя бы в кино, хоть и 2008 года, нас не чураются — к нам проявляют интерес, желание дружить. Такую неподдельную радость вызывает это чувство!

И как изменились мы сами за эти 17 лет. Вот не хотела, да вернусь к тому, с чего началась «Каменская-5» и «Посмертная маска» в частности: можно ли себе представить, чтобы родитель заставлял ребёнка молчать о том, что с ним случилось? Забота о детях, понимание, что плохим вещам в жизни нужно давать отпор, стало более популярным — и это хорошо, это значит, что в чём-то мы эти девяностые, как они были показаны в «Каменской-5», смогли оставить позади, изменив своё мышление и отношение к собственным близким.

Александр Строев
Александр Строев

Но главная моя мысль вот в чём: нынешняя Россия совсем другая — и иногда достаточно включить телевизор, чтобы это увидеть. Благодаря «Каменской-5», этому неожиданному экскурсу в 2008 год, догадка лишь подтвердилась: Россия потеряла навык снимать хорошие телевизионные детективы и мелодрамы, а наши киноделы — транслировать реальность вокруг нас. Да, есть хорошие проекты, но нет уже в них той подлинности в отражении жизни и быта россиян, человеческих отношений, передачи духа времени. Много в них идей, скрытых лозунгов, наставлений — но нет неприукрашенного реализма, который мы принимали как должное, смотря старые фильмы о жизни и работе Анастасии Каменской.

Ну всё, мои дорогие — прощаюсь! Сегодня иду с любимым смотреть новинку в кинотеатре — фильм «Звук падения». Подписывайтесь на канал, чтобы быть в курсе моих следующих заметок!