Найти в Дзене

Как появился Новосибирск!

История возникновения Новосибирска Предыстория: первые поселения Территория современного Новосибирска была заселена задолго до официального основания города. XVI–XVIII века: на мысу над рекой Каменкой существовало городище — крепость чатских татар. Конец XVII века: основано первое русское поселение — Никольский погост (село Большое Кривощёково). XIX век: рядом с Большим Кривощёково возник Кривощёковский выселок на правом берегу Оби. Эти ранние поселения впоследствии были частично расселены при строительстве Транссибирской магистрали. Основание посёлка (1893 год) Официальная дата рождения города — 30 апреля (12 мая по новому стилю) 1893 года. В этот день на место будущего города прибыла первая партия рабочих для строительства жилья для мостостроителей. Ключевую роль в выборе места сыграл инженер‑путеец и писатель Николай Гарин‑Михайловский. В 1891 году он нашёл и экономически обосновал место для строительства железнодорожного моста через Обь. Первоначально посёлок носил название Алек
Оглавление

История возникновения Новосибирска

Предыстория: первые поселения

Территория современного Новосибирска была заселена задолго до официального основания города.

  • XVI–XVIII века: на мысу над рекой Каменкой существовало городище — крепость чатских татар.
  • Конец XVII века: основано первое русское поселение — Никольский погост (село Большое Кривощёково).
  • XIX век: рядом с Большим Кривощёково возник Кривощёковский выселок на правом берегу Оби.

Эти ранние поселения впоследствии были частично расселены при строительстве Транссибирской магистрали.

Основание посёлка (1893 год)

Официальная дата рождения города — 30 апреля (12 мая по новому стилю) 1893 года. В этот день на место будущего города прибыла первая партия рабочих для строительства жилья для мостостроителей.

Ключевую роль в выборе места сыграл инженер‑путеец и писатель Николай Гарин‑Михайловский. В 1891 году он нашёл и экономически обосновал место для строительства железнодорожного моста через Обь.

Первоначально посёлок носил название Александровский. В 1895 году его переименовали в Ново‑Николаевский — в честь императора Николая II.

Строительство моста и ранний рост (1893–1897)

  • 1893: начало строительства железнодорожного моста через Обь и станции «Обь».
  • 1893: по инициативе Г. М. Будагова (руководителя строительства) открыты первая школа и народный театр.
  • 1896: завершение строительства Западно‑Сибирской железной дороги до Оби; частичное уничтожение Большого Кривощёково; переселение более сотни семей на противоположный берег (основание посёлка Кривощёковский).
  • 28 марта 1897: приёмка моста комиссией под председательством Н. П. Белелюбского (автора проекта).
  • 1897: открытие движения по первому железнодорожному мосту через Обь — ключевому элементу Транссиба.

К 1897 году население посёлка выросло с нескольких сотен до 7 832 человек.

Получение городского статуса и бурное развитие (1903–1917)

  • 1903: Ново‑Николаевск официально получил статус города.
  • 1904: начало работы чугунолитейного завода «Труд», строительство паровых мельниц.
  • 1905: численность населения — 26 028 человек.
  • 1906: открытие первой библиотеки, выход ежедневной газеты «Народная летопись», открытие городской больницы на 15 коек.
  • 1907: выкуп городской земли из собственности Кабинета Его Императорского Величества, что позволило городу самостоятельно распоряжаться землёй и увеличивать бюджет.
  • 1908: предоставление городу полных прав по городовому положению, создание Городской Думы, избрание городского головы — В. И. Жернакова.
  • 11 мая 1909: крупный пожар уничтожил 22 квартала и 794 двора; после пожара активно развивается кирпичное строительство.
  • 1910–1912: по проекту архитектора А. Д. Крячкова построены городской торговый корпус, 12 городских начальных училищ, реальное училище.
  • 1912: введение всеобщего начального образования (второй город в империи с таким статусом).
  • 3 (16) июня 1912: утверждение проекта железной дороги Ново‑Николаевск — Семипалатинск, что превратило город в крупнейший мультимодальный узел.
  • 1915: строительство железнодорожной станции Новониколаевск II (с 1960 года — Новосибирск‑Южный); разделение станции Новониколаевск на Новониколаевск I‑Пассажирский и Новониколаевск III‑Товарный.
  • 1916: выбор Ново‑Николаевска в качестве губернского города для вновь образуемой Алтайской губернии (впоследствии губернским городом стал Барнаул).

К 1914 году население достигло 60 000 человек, а к 1915 — 75 000 человек.

Советский период: переименование и индустриализация (1917–1941)

  • Март 1917: после Февральской революции город получил статус уездного.
  • Декабрь 1917: установление Советской власти.
  • Ночь с 25 на 26 мая 1918: контрреволюционное восстание белочехов, начало Гражданской войны.
  • Ночь с 13 на 14 декабря 1919: взятие города частями Красной армии.
  • 1925: Ново‑Николаевск становится административным центром Сибирского края.
  • 12 февраля 1926: переименование в Новосибирск (официально — Ново‑Сибирск, но дефис не прижился).
  • 1930: включение Кривощёковской слободы (Заобского района) в состав города.
  • 1934: открытие первой трамвайной линии (4 км), развитие автобусного сообщения, появление первых государственных такси.
  • 1934–1939: строительство нового железнодорожного вокзала.
  • 1937: Новосибирск становится центром новообразованной Новосибирской области.

В 1920‑х годах народный комиссар просвещения РСФСР А. В. Луначарский назвал Новосибирск «сибирским Чикаго» за стремительный рост и динамичное развитие.

Великая Отечественная война и послевоенный период (1941–1991)

  • 1941–1945: эвакуация в Новосибирск более 50 заводов из европейской части СССР; город становится важнейшим промышленным центром тыла.
  • 1957: принятие решения о создании Сибирского отделения Академии наук СССР и строительстве Академгородка.
  • 1962: регистрация миллионного жителя (самый быстрорастущий город‑миллионник в мире, занесён в Книгу рекордов Гиннесса).
  • 1986: открытие Новосибирского метрополитена (первого и единственного в Сибири); строительство самого длинного в мире крытого метромоста через Обь.

Современный период (с 1991 года)

  • 2000: назначение Новосибирска центром Сибирского федерального округа.
  • 2020: присвоение почётного звания «Город трудовой доблести» за вклад жителей в Победу в Великой Отечественной войне.

Ключевые факторы роста

  1. Стратегическое географическое положение: пересечение Транссибирской магистрали и реки Оби сделало город важнейшим транспортным и торгово‑распределительным центром Сибири.
  2. Промышленность: развитие предприятий по переработке местного сырья, мукомольных мельниц, механических мастерских.
  3. Торговля: быстрый рост торговых оборотов (к началу XX века — до 20 млн рублей); местная пристань стала самой оживлённой на Оби.
  4. Образование и культура: раннее введение всеобщего начального образования, открытие учебных заведений, библиотек, театров.
  5. Индустриализация: строительство крупных заводов в 1930‑х годах, эвакуация предприятий в годы войны.
  6. Наука: создание Сибирского отделения АН СССР и Академгородка в 1950‑х годах.

Сегодня Новосибирск — третий по численности населения город России, научный, культурный и промышленный центр Сибири.