Будете смеяться — только буквально сейчас наступил такой момент, когда мы доигрываем сценарии из базовой коробки «Чёрной книги», а ведь игра уже вышла довольно давно.
Вообще, как мне кажется, так даже лучше: во-первых, я участвовала в тестировании игры и подзабыла уже какие-то её моменты, во-вторых, время позволило мне чуть более объективно взглянуть на базу, особенно с учётом участия в создании дополнения.
ПРАВИЛА
Настольная игра «Чёрная книга» частично соприкасается с событиями видеоигры Black Book — например, вы легко опознаете главных персонажей настолки, если знакомы с видеоигрой.
Если вы не играли в видеоигру, никаких проблем не будет, вам просто дадут вводные а-ля «жили-были персонажи в Чердынском уезде, колдовать умели, но не перебарщивали, люду простому помогая».
Так как эта настолка сценарная, правила игры во многом отличаются от сценария к сценарию, и я просто расскажу, что происходит в игре.
Вы проходите последовательно сценарий за сценарием, и ваша цель — выполнить всей командой те пункты, которые указаны в каждой из историй.
Порой эту будет выяснение информации на какую-то тему, в другой ситуации — победить каких-то монстров — ну и так далее. Часто история имеет несколько глав, в каждой из которых у вас будут свои цели.
Участники ходят по очереди, пока идёт целый день (состоящий из утра, полудня и ночи). В свой ход персонаж может переместиться и сделать 1 действие.
Действия чаще всего могут быть стандартными (например, действие локации, указанное на игровом поле, — получить монеты и сразиться с сильным врагом) либо действиями истории (в каждом сценарии они свои — например, может быть прочтение параграфа локации, чтобы собрать слухи о произошедших событиях).
Также игроки за полный день стараются выполнять просьбы — это выданные им в начале раунда задания, невыполнение которых в конце дня влечёт за собой повышение уровня недовольства населения (если недовольство будет максимальным, игроки терпят поражение). Как вы поняли, выполнить просьбу — тоже вариант действия.
В процессе выполнений действий игроки получают карты заговора (пригодятся вам в бою и проверках) и полезные предметы (одноразовые плюшки).
В рамках действий игрокам придётся порой драться, порой проходить проверки.
Эти моменты связаны с использованием карт заговора и предметов. Для того чтобы драться и проходить проверки, персонажи бросают кубики (по 3 у каждого персонажа) и могут при помощи карт и предметов накручивать им значения.
Например, если вам нужно пройти проверку в 7 защиты, а на кубиках выпало только 5, можно сбросить предмет, который даёт разово две защиты, и пройти проверку. Если вы прошли проверку, обычно вы получаете какие-то преимущества, если нет, то часто поощрение, но не двинетесь по сюжету.
Бой осуществляется чаще всего в три раунда, в процессе которых враги пытаются нанести вам урон, который вы минусите кубиками и картами защиты, а ваша задача — снести врагу всё здоровье (и не умереть самому), пока не закончился третий раунд боя. В награду за каждую победу над врагом вы получаете что-то своё — чаще всего это предметы или рубли.
В фазу ночи могут происходить какие-то события в зависимости от ваших действий: не выполнили просьбу — растёт недовольство населения, мало узнали информации — тоже что-то происходит и так далее. Иногда игра даёт щелбан, иногда — поддерживает.
От сценария к сценарию меняются условия победы и поражения в игре — порой вы можете потерпеть поражение даже не в середине партии, а раньше.
В финале партии вы можете заработать командные и личные достижения, которые в том числе могут повлиять по дальнейшее прохождение игры.
ВПЕЧАТЛЕНИЯ
Сначала мне хочется написать о том, что я очень давно играла в видеоигру — и была в большом восторге, когда узнала, что планируется настолка по этой вселенной.
Коми-пермяцкая мифология — сеттинг прямо-таки уникальный, и я ещё тогда видеоигру заприметила именно из-за него (ну, и, конечно, из-за «крайне положительных» отзывов).
В какой-то момент мы проходили видеоигру вместе с Кирой, и в тот момент для меня это была первая видеоигра с карточной боёвкой (тогда я ещё не играла в Slay the Spire), но её монотонность меня немного расстраивала. Поэтому, конечно, меня очень волновало, как ребята будут работать с механикой бездонного колодца карт из видеоигры, перенося её в настольную плоскость: издалека казалось, что на это нужны лихие бюджеты (если оставлять огромной вариативности колодострой) и огромная фантазия на кучу разных эффектов карт, даже если что-то взять из оригинальной игры.
В итоге решение с боёвкой, на мой взгляд, вышло окологениальным: бой, где сочетаются броски кубиков с картами, приблизили игру к америтрешу, а введение самих кубиков обеспечило возможность не делать сотню разных карт слов и вывести стоимость коробки из золотого сегмента.
Конечно, если вы фанат видеоигры и ждали того самого колодостроя, вас это решение наверняка расстроило, но мне ещё давно не особо заходил репетативный бой (хотя очень нравилась общая канва и атмосфера игры), поэтому я очень довольна получившимся в итоге боем в настольном формате.
Так как мне удалось издалека наблюдать, как подбирали художников для проекта, я осталась в восхищении от какой-то прям космической чуйки Валеры Кружалова на стилистику игры — на мой взгляд, часть дорисованных персонажей на треке недовольства, художественные подводки в книге историй и оформление карт практически невозможно по стилистике отличить от оригинальной игры.
Более того, в допах появятся новые персонажи — и они тоже как будто были в изначальной игре: настолько визуально «в тему».
Что касается самого прохождения, то, так как я на тестах проспойлерила себе большую часть концовок, взвалила все решения в игре на плечи играющей со мной команды, даже если внутренне не соглашалась с ними (а такое было не раз). Сейчас нам осталось пройти последний сценарий (который я, кстати, не тестировала и не представляю, что там), и я подозреваю, что хорошей концовки у нас уже не будет, но впечатления от игры мне это не портит.
Конечно, большая привлекательность «Чёрной книги» кроется в сцепке ваших решений с последствиями. Порой это кроется в каких-то мелочах и сказывается на том, что произойдёт, несущественно, но бывает совсем наоборот.
Я миллион раз слышала, что игру сравнивают с «Древним ужасом», но не готова согласиться с этим ни по одному из пунктов.
Всё-таки «Чёрная книга», на мой взгляд, больше про нарратив, а в «Древнем ужасе» просто случайный набор событий и выбранный финальный «босс», которых вы должны превозмогать каждый раз. Если бы, например, в «Чёрной книге» остались просьбы и были сделаны такие же события, то она была бы к «ДУ» сильно ближе, но всё-таки здесь ведущий компонент и механика игры — история.
Ещё мне нравится, насколько в «Чёрной книги» не выжить без кооперации, а ведь это действительно порой такие ситуации, где одному в локации не сдюжить просто никак. Это влияет на то, что каждый раз игрокам приходится считать математику хода и понять, кто кому будет помогать на каком этапе в каждой из локаций. Здесь нужно делиться предметами, картами и деньгами, потому что вам выгодно, когда сильна вся команда.
Ну, и, разумеется сеттинг делает эту настолку для меня притягательной и особенной. Ребятам удалось поместить в настолку дух и атмосферу старых времён, и для меня партии зачастую сродни прохождению какой-то сказки, в которой я принимаю участие.
Понимая, что не могу соблюдать полную объективность, я попросила девчонок поделиться впечатлениями от игры, а сама подытожу, кому подойдёт такая настолка, после них.
Женя: «Игра затягивает с первых минут благодаря мрачному, но очень стильному оформлению и глубокому лору. Каждое решение ощущается значимым и влияет на развитие истории, что делает каждую партию уникальной. Уже интересно, к чему же приведёт наш путь.
Правда, некоторые сценарии показались ощутимо легче предыдущих, чего уже совершенно не ожидалось.
Отдельно хочу отметить ещё раз качество компонентов: иллюстрации выполнены на высоком уровне, карточки приятные на ощупь, а дизайн передаёт нужное мрачное настроение.
Хорошо, что есть дополнение и история продолжится! Люблю такие игры, но их единственный минус, что необходимо ответственно подойти к выбору компании».
Люда: «Будучи фанатом НРИ и сюжетных игр в целом, когда поступило предложение пройти "ЧК", я радостно согласилась. И действительно, игра цепляет своей не самой типичной темой пермской мифологии (а ведь почти соседи!), некоторой мрачноватостью сюжета и возможностью обсудить и спланировать действия. Здорово, что сюжет развивается в зависимости от выбора игроков. А выбор этот не всегда очевиден, порой у нас возникают спорные ситуации.
Один нюанс, который меня немного напрягает: нам не удаётся часто собираться таким составом и часть наших действий/выборов в прошлых сценариях забывается. Думаю, при регулярном и более быстром прохождении эмоции были бы более яркими».
Собственно, из мыслей девочек важно подчерпнуть то, что лучше бы проходить сценарии игры одной компанией и не с крайне выраженными интервалами.
Да, это не «Детектив» или «Грааль», в котором крайне важно прям держать руку на пульсе, а то придётся начать заново, но всё-таки некая связность сценариев ощущается, а одной компанией точно будет приходиться веселее.
Ещё я лично обычно не перепрохожу такие настолки. Для меня ценность нарративной игры в сложившейся один раз истории, которая в итоге становится для меня воспоминанием-рассказом, которое чаще всего приятно вспомнить.
Но вообще по игре видно, где можно поступить так, а где иначе — и есть возможные развилки для перепрохождения, поэтому при желании, если пройдёт немного времени, вполне можно и начинать заново браться за истории.
Что касается состава, я играла всеми — и по ощущениям вдвоём просто обычно всё даётся посложнее (хотя там добавляется механика помощников, но всё равно). Вчетвером для меня обычно было долговато, а сейчас мы проходим сценарии втроём — и вот для меня это, наверное, баланс в плане сложности и времени партии.
В целом я бы могла рекомендовать игру тем, кому заходят амери с вкраплениями истории (и боёв тут чаще всего хватает), а ещё любителям нарративных игр — здесь нет крайне замудрёных подводных камней в истории, чаще всё не поверхности, но играется оно обычно с увлечением.
Для детей тут есть всякие нюансные ситуации с утопцами и так далее (Кире в 16 я бы спокойно показала, Нике в 8 точно нет), поэтому, как и обычно, лучше смотреть по ребёнку, насколько он впечатляется — а ещё, что важно, понимает, куда ведут сюжетные рельсы (потому что взрослые-то могут принимать тут спорные решения, а ребёнок может вообще не понять, что происходит).
Ну, и, я видела, что ребята сделали в «Тайнах пармы» — на мой взгляд, это шаг вперёд в плане вариативности прохождений и других механических находок, подходящих игре. Очень жду — и надеюсь, что вы разделите со мной позитивную оценку допов, которые совсем скоро уже должны добраться до предзаказавших.