Всем привет, с Вами «Мяч над сеткой»! Если Вы соскучились по темам из мужского волейбола, то они уже перед Вами! Да еще с каким собеседником! Благодаря тренеру-аналитику «Белогорья» Ивану Пуху мы можем в открытом режиме познавать волейбольную математику, раскладывая цифры по нужным ячейкам и лучше понимая, что игроки делают на площадке, и чем в принципиальных деталях отличаются представители разных амплуа.
К тому же Иван человек в российском волейболе уникальный. Или много вспомните таких, кто без опыта работы главным тренером смело отправился на конкурс за должность рулевого женской сборной России? В апреле Иван Пух вместе с Константином Ушаковым, Юрием Маричевым и Александром Кашиным был претендентом на вакантное место, а уже в мае стал помощником Ушакова. Что привело тренера «Белогорья» к совмещению работы в мужском клубе и женской сборной? С какой идеей он весной выступил перед коллегами и руководством Всероссийской федерацией волейбола (ВФВ)? Как изменился расклад между фаворитами в мужской Суперлиге перед новым сезоном? С этого, а так же изменений в белгородском клубе, мы и начали разговор.
Обновленный «Белогорье»
-У «Белогорья» в этом сезоне большой возрастной контраст в составе – с одной стороны, есть 17-20-летние игроки, с другой – нескольким уже заметно за 30.
-На атмосфере в команде это никак не сказывается. Все трудятся на равных. Конечно, молодые остаются после основной тренировки и занимаются дополнительно. Так и должно быть. Им нужно отрабатывать игровые элементы, совершенствовать техническое исполнение, кроме того, и физическую нагрузку им требуется добирать. В матчах они ее получают редко.
-Ситуация может измениться?
-Пока это объективный расклад. У нас и так возникли сложности с составом. Сейчас играем без иностранцев. С Чжаном пришлось расстаться, потом травму получил и Хачдади, в итоге сейчас постоянно играют ребята, которые перед сезоном планировались, как запасные. А турнирные задачи не изменились. Мы каждый матч должны проводить на максимуме, достигать результата.
-Вы постоянно работаете с цифрами. Сколько надо тренировочного времени для прогресса над отдельным элементом?
-Смотря над каким, смотря кому. Если принимающему надо правильно руки поставить, на это требуется меньше времени, чем, например, связующим. Им для корректировки техники передачи требуется больше времени. Но вообще, для прогресса в любом элементе, для каких-то изменений нужно как минимум 3-4 тренировки.
-В межсезонье болельщики активно обсуждают переходы игроков, сопоставляют потери с приобретениями и выводят рейтинг силы составов команд. На языке аналитики сила составов на «бумаге» актуальна?
-Конечно. Берем каждую позицию. Начинаем, например, с блокирующего. Оцениваем у каждого базовые элементы – блок, атаку и подачу - по пятибальной шкале, и так по всем игрокам. Потом суммируем баллы – и получаем общий рейтинг команды. Но есть одна сложность.
-В чем?
-Позиция связующего. Это исключение в данном случае. Оценить основной функционал связующего на «бумаге» невозможно. Другие элементы – подача, защита, блок – да, но качество и своевременность передачи, принятые решения – это оценивается только при визуальном просмотре, по факту.
Пятерка фаворитов и остальные
-Многие ли тренеры оценивают связующего в первую очередь по общей игре?
-Я ни разу такого не встречал. Хотя работал уже с 12 главными тренерами. Подача, блок и защита это для связующего вспомогательные элементы. Основное – как он ведет игру, качество передачи. Вспомните Тонютти из сборной Франции. Его рост примерно 180 сантиметров, то есть на сетке почти без блока – но прекрасно пасует, выиграл чемпионат Европы, Олимпиаду, Лигу чемпионов. Уровень связующего в конкретной команде в теории не оценишь. Тем не менее приблизительно составить общий рейтинг команд можно.
-Вот и давайте составим. Как на бумаге выглядела бы первая пятерка команд перед сезоном?
-Я не буду оригинален. Два «Зенита», «Белогорье», «Локомотив» и московское «Динамо». У пятерки фаворитов состав сильнее, чем у остальных клубов. При всем уважении к ним, включая сосновоборское «Динамо». Там очень стремились максимально усилить состав, но все-таки если б даже все задуманное получилось, они бы и на «бумаге» были послабее первой пятерки.
-С этим разобрались. А как перед сезоном выглядела первая тройка?
-С тройкой сложнее. Состав казанского «Зенита» с Майкой Кристенсоном был безоговорочно первым. Но без Майки расклад поменялся. Аналитики, как на бирже, анализировали и прогнозировали падение акций «Зенит-Казань»(Смеется). Костя Абаев талантливый связующий, классный, один из лучших – но всегда нужно время на сыгрывание с новыми нападающими. Поэтому сейчас суммарный рейтинг чемпиона чуть понизился. У петербургского «Зенита» тоже сменился связующий, но один, а не оба. К тому же Игорь Кобзарь вернулся в Питер спустя лишь один сезон. Кобзарь знает команду, многим уже пасовал. Поэтому вопрос по связующему для них не столь критичен, как для Казани.
Вызов для Сапожкова
-Общее соотношение потерь и приобретений у петербургского «Зенита» дает плюс или минус?
-Позиция доигровщика, на мой взгляд, чуть ослабла. При всем уважении к Динейкину, Пакшину и Бочарову, все-таки Клюка немного повыше уровнем. Не хочу обидеть и Дикарева, но думаю, общий рейтинг позиции блокирующего у «Зенита» тоже слегка понизился. Иван Яковлев чуть посильнее. Возможно, c учетом всех изменений в составе питерский «Зенит» в общем остался на прежнем.
-Так в виртуальном рейтинге серебряный призер в тройку входит?
-Сложный вопрос. Потому что я пока не знаю, куда отнести нас. Наш нынешний состав отличается от того, на который мы рассчитывали перед сезоном. Из-за травмы расторгли контракт с Чжаном, потом сломал палец, уронив на ногу блин, Хачдади. В итоге пока играем без иностранцев. Но если брать майскую бумагу с виртуальным рейтингом составов, то «Белогорье» точно будет в тройке.
-Так а с кем?
-Тоже трудно ответить однозначно. В межсезонье выросли акции «Локомотива». Они сохранили костяк, взяли связующего и доигровщика топ-уровня. А вот «Динамо» в суммарном рейтинге состава чуть потеряло. Без Соколова они стали послабее. Да, Максим Сапожков сильный игрок, я его знаю с волейбольных пеленок – еще с «Локомотива». Но опыта решения больших задач у него пока нет.
-Что Вы называете опытом решения больших задач?
-Участие в финале чемпионата России. Или чемпионата Италии, например. Причем неважно, победила команда или нет, главное – провести решающие матчи в качестве основного волейболиста, без замен, отвечать за результат. Возможно, Сапожков в этом сезоне такой опыт приобретет – и станет еще сильнее. Пока же на мой взгляд, акции «Динамо» чуть просели по сравнению с прошлым сезоном.
-Так а что в итоге с акциями «Белогорья»? Не майскими, а фактическими. Без Чжана.
-С моей стороны было бы некорректно оценивать рейтинг нашей команды и проводить сравнительный анализ игроков. Поэтому давайте обойдемся без детального разбора состава «Белогорья»
-Спрошу по-другому. В чем приобрело «Белогорье» с Иваном Яковлевым?
-Ваня прилично добавил нам в центре! Он выполняет огромный объем черновой работы. Она по статистике не видна.
-О каких элементах речь?
-Яковлев постоянно стягивает блок на себя. Постоянно держит соперника в напряжении, на активность Вани блокирующие соперника всегда вынуждены реагировать. И будь сейчас у нас Чжан, бы в рейтинге состав точно были бы в тройке.
Мужской след в женском волейболе
-Вы сказали об усилении «Локомотивом» позиции связующего. Игровой и антропометричекий типаж Симеона Николова – 206 сантиметров роста и постоянная агрессия на сетке – может стать основой для тенденции в этом амплуа?
-Для тенденции нужны и другие примеры? Где Вы их видите, кроме Николова? Таких нет. У нас играл Кирилл Чекмизов – похожий по фактуре, такого же роста, еще и левша. С блоком, силовой подачей, активный в атаке. Но посмотрите насколько он уступает Николову в качестве передачи, тактической мысли. Поэтому возвращаемся к тому же самому. Фактура и прочие дополнительные качества это хорошо, но умение пасовать для связующего –прежде всего.
-А оценка игры либеро с опорой на статистику в мужском волейболе отличается от женского?
-Да. Потому что заметно отличается функционал.
-То есть?
-В мужском волейболе либеро больше играют на приеме, чем в защите, примерно в соотношении 60 на 40. Либеро-женщины наоборот намного больше играют в защите. Почему? У меня нет однозначного ответа. Так вот в волейболе сложилось.
-Еще либеро в мужских командах гораздо чаще используют верхнюю передачу, смело пасуют и заголову. Владенией верхней передачей входит в общий рейтинг качества игрока этого амплуа?
-Нет. Использование верхней передачи никак уровень либеро не характеризует. Главное – это прямые обязанности. А когда от либеро требуется выполнить вторую передачу, то это нет принципиальной разницы, сверху или снизу. Точно пасовать можно обоими способами, ускорить игру тоже можно и так, и так. Важнее качество владения передачей, а не верхняя она или нижняя.
-Все больше становится тренеров, которые приходят в женский волейбол из мужского. Кому-то удалось привить командам мужские элементы?
-Ярчайший пример – Юрий Николаевич Маричев. Он привил «Протону» некоторые элементы из мужского волейбола. Например, тройной блок женские команды используют очень редко, а «Протон» - всегда.
-В «Белогорье» за полгода дважды сменился главный тренер. Насколько это стрессовым оказалось для Вас, тренера-аналитика?
-Ответ на вопрос, а так же:
-чему Иван Пух успел научиться у румынского тренера Георге Крецу
-в чем заключается смысл европейского подхода в работе с волейбольной командой
-зачем он пошел на конкурс главного тренера женской сборной России
-в чем совпал их взгляд на волейбол с Константином Ушаковым
-чем иностранные связующие в женских командах отличаются от российских
Ответ на эти и многие другие вопросы Вы прочитаете завтра во второй части интервью с тренером-аналитиком «Белогорья».
Если Вам интервью нравится – Вы лайкнули. А если почему то не подписались ранее, но Вам у нас понравилось, то сейчас же и подписались!