Чопорный, брезгливый, помешанный на чистоте и порядке. Эдакий лорд из старых английских романов. Такой терпеть не может шум, незваных гостей и нарушение личных границ. Представили? А теперь наденьте на него лапсердак, выдайте когти и заселите в нору. Вот и получился барсук!
Барыс Норкин славится скверным характером. Он — убеждённый интроверт, педант и собственник. Казалось бы, дети для барсука — дурной сон. Шум, гам, грязь и постоянные требования провизии... Но Матушка-Природа любит подкидывать сюрпризы. Зверь, который обычно гонит чужаков метлой, вдруг открывает двери для сирот и становится приёмным родителем.
Этологи называют такие поведение «аллопарентальной заботой». Согласно исследованиям профессора Дэвида Макдональда, у барсуков оно развито сильнее, чем у многих других существ.
Нянька поневоле
Для начала важно понять, что барсуки живут большими семьями-кланами. И вот тут работает система, которую биологи называют «аллопарентинг». Звучит заумно, а на деле — это когда «бабушки и тётушки на подхвате». Всё просто: если родная мать барсучонка «ушла» по вине охотника, заботу о потомстве берут на себя её сёстры или старшие дочери из прошлых помётов.
Это ещё не полноценное усыновление, но уже шаг в сторону от эгоизма. Молодые самки, у которых ещё нет своих детёнышей (или которые пропустили сезон «свадеб»), включают режим «мамы» по наитию: кормят сирот, вылизывают и греют, как родных. Именно няньки увеличивают выживаемость барсучьего молодняка в несколько раз!
Я вас не звал!
Древнее правило барсуков гласит: община — это не проходной двор. Перед нами закрытое общество «Барсук и Партнёры». Инструкция по охране труда здесь соблюдается неукоснительно. Чужаков в барсучьем городке не жалуют от слова «совсем». Если на территорию забредает посторонний, его ждёт «тёплый» приём. Наваляют так, что мало не покажется! Исследования показали, что участок одного клана может занимать от 0,5 до 1,5 км²!
Если со взрослым нарушителем разговор короткий, то как барсуки поступают с детёнышем? По логике вещей, нахлебника должны выгнать с участка как минимум. Но нет! Система «свой-чужой» в данном случае работает иначе. Когда барсучонок жалобно пищит, сердце бпограничника дрогает.
Контрольный пункт
Как барсук понимает, кого можно пустить в дом, а кому выдать «на орехи»? Правильно, носом. «Чуйка» у барсука настроена так тонко, что позавидует лучший сомелье. Обонятельные луковицы в мозге гипертрофированы, а чувствительность носа в 700–800 раз выше человеческой! У каждого клана барсуков свой уникальный запах. Как фамильный герб, только невидимый! Когда приёмный малыш попадает в семью, барсуки первым делом меняют его прописку: начинают активно тереться, перенося свой мускус.
Выглядит как какой-то странный ритуал, но смысл заложен глубокий: «Теперь ты пахнешь как мы, значит — ты наш». Без этой процедуры прописаться в общине барсуков невозможно. Если детёныш не приобретёт запах клана, его могут прогнать свои же соплеменники, вернувшиеся с ночной охоты... Принять чужого детёныша — это полдела. Его же ещё нужно воспитать.
Курс молодого юнца
Какое главное правило в доме барсука? Чистота! Барсук — единственный зверь в лесу, который строит специальные уборные за пределами жилой зоны, а посему без блата прошёл проверку лесной санстанции. Никаких «сюрпризов» в спальне быть не должно! Зоолог Тим Ропер доказал, что барсуки регулярно меняют подстилку в гнездовых камерах: вытаскивают рулоны сухой травы наружу для проветривания и дезинфекции, а затем заменяют их на свежий и душистый ковёр.
Приёмному родителю приходится несладко. Малышня — она и есть малышня, справляет нужду где попало. И тут наш педант превращается в строгого прапорщика. Терпеливо (или не очень) выталкивает подопечного из норы, показывая: «Гальюн там! Не позорь седины мои!». Черныш Белополосов будет ворчать, фыркать, легонько кусать неряху за ухо, но добьётся своего.
В итоге приёмный барсучонок вырастает таким же чистюлей, как и его новый отец. Генетика генетикой, а воспитание превыше.
Гастрономический тур
Выкормить растущий организм — задача со звёздочкой. Барсук хищник, но хищник специфический. К удивлению многих, основное блюдо — дождевые черви. Известный на Западе этолог Ханс Круук подсчитал, что за одну ночь взрослый барсук съедает от 160 до 200 дождевых червей — на минуточку — 50–60% всего рациона! Бесхребетный гарнир помогает накопить средства на шубу, но для родителя это двойная нагрузка. Барсуку нужно не просто набить пузо, чтобы накопить жир на зиму, но и притащить еды подопечному.
В период зажировки «физиономия» барсука застывает в выражении лёгкого недовольства, словно ему подали остывшую овсянку. Недаром в лесу говорят: чем холоднее становится за пределами норы, тем голоднее и нервозней становится барсук. Осенью слой подкожного жира достигает 4–5 см! Помимо червей, полосатый уважает лягушек, змей, а на десерт не прочь отведать бахчевых или мёда диких пчёл. Лопает так, что за ушами трещит!
Лабиринт минотавра
В семейной норе столько коридоров, кабинетов и подсобных помещений, что кажется, будто фильм «Чародеи» снимали именно здесь. Есть у барсуков и вентиляционные продухи, и отхожие места. Интересно, что помещения барсуков с юга вентилируется круглый год. А вот северяне запечатывают продухи землёй, мхом и пожухлой осенней листвой.
Как и на любом хорошем предприятии, в городке имеются запасные выходы. Жаль того путника, кто без спроса рискнёт спуститься в сеть запутанных ходов барсука. Например, охотничьего ягдтерьера «Нору» искали в барсучьем поместье целых 5 дней. А такса «Брилло» из Великобритании провела в городке почти неделю.
Разношёрстный коллектив
Выживаемость барсучат в первый год жизни достигает 50–60%. Конкуренция за ресурсы — первостепенная причина. Родные дети барсуков взрослее и сильнее, а значит, в приоритете. Им достаются лучшие куски, лучшие места для сна и больше родительского внимания. Дело тут не в злобе, а в логике природы. Родители вкладывают ресурсы не в слабого, а в самого сильного детёныша, у которого больше шансов выжить и продолжить род.
Приёмный барсучонок нередко оказывается в роли «золушки». Его могут отпихивать от провизии, использовать как подушку для сна или спарринг-партнёра для игр. И всё же приёмные родители следят за порядком. Если родные дети начинают перегибать палку и совсем уж обижать сироту, «батя» или «мать» могут раздать подзатыльников всем без разбора. «В моем доме бардака не будет!» — читается в действиях главы семейства.
Когда отец — молодец
В большинстве случаев самцы барсуков — не самые примерные семьянины. Их роль обычно ограничивается защитой периметра и... непосредственным участием в создании потомства. Всем остальным занимаются милые дамы. Биологи даже фиксировали у барсуков явление суперфекундации — это когда самка вынашивает детёнышей от разных отцов в одном помёте!
Отцовство просыпается внезапно и ярко: брутальный глава семейства начинает старательно вычёсывать блох у приёмного мальца, играть с ним и яростно защищать от лисиц. Видимо, даже у самых суровых самцов в наличии сентиментальная струнка. Или же инстинкт сохранения вида работает мощнее, чем природная лень. Тут уж кто во что верит.
Стакан воды в старости
Зачем барсуку вообще этот груз ответственности? В природе всё устроено по уму, но не всегда «по доброте душевной». Биолог Уильям Гамильтон ещё в 1964 году объяснил этот парадокс теорией родственного отбора. Усыновление для барсука — это чистая стратегия выживания клана. Чем больше барсуков в городище, тем теплее зимой спать. Чем больше рабочих лап, тем быстрее можно вырыть новый тоннель или почистить старый. Чем больше зубов, тем проще отбиться от наглой лисицы или волка.
Выращивая детёныша, барсук готовит себе помощника. Уже через год неуклюжий «шкет» станет полноценной рабочей единицей, защищающей общий дом. Речь не про благотворительность, а про долгосрочную инвестицию в безопасность. Истинное бессмертие — в потомках, и барсуки знают это лучше любого философа.
Лапы прочь!
Внешность обманчива, и барсук — лучшее тому подтверждение. За маской угрюмого ворчуна скрывается преданный семьянин, готовый принять чужого, как своего. Конечно, жизнь в лесу — не сказка, и гарантий на долгую и счастливую жизнь здесь никто не даёт. Но если приёмному барсучку повезёт не встретить охотника и не выйти на ночную трассу, у него есть все шансы стать полноправным участником предприятия «Барсук и Партнёры».
Однако до светлого будущего малышей ещё нужно дорастить. И горе тому, кто решится протянуть руки к барсучкам! В эту же секунду благородный отец исчезнет из виду, и на сцене появится его бешеная сущность, явно состоящая в родстве с росомахой. Барсуку безразличны габариты и намерения загребущих конечностей. Ярость благородная не знает границ!