Выпускница Поволжского университета, мастер спорта России по самбо Анастасия Хаялеева одержала победу в конкурсе грантов Республики Татарстан.
Ее проект «Архитектура человеческой экосистемы: путь от исправления к созиданию» был высоко оценен экспертами в номинации «Здоровое будущее / Сәламәт милләт».
В 2023 году Анастасия Хаялеева прошла обучение в Российском Университете Спецназа имени В.В. Путина по программе «Наставник специального назначения», а сейчас ведет в Раифском кадетском корпусе «Витязь» занятия по тактической медицине и основам первой доврачебной помощи, где применяет полученные знания на практике и планирует реализовывать свой проект.
— Я пришла в кадетский корпус, руководствуясь убеждением: патриотизм – не просто слово, а ответственность за будущее нашей страны. Подрастающее поколение – это те, кто будет определять, какой станет Россия через два-три десятилетия.
При этом я прекрасно понимаю, что не все ребята приходят с четким пониманием своего пути. Есть те, кто растерялся, потерял ориентиры или просто еще не нашел свою точку опоры.
Поэтому наша задача, как старших – не осуждать, а помочь им вновь обрести верные ориентиры. Через доверие, пример и последовательную работу мы можем показать, что честь, дисциплина и служение – это не абстракции, а реальные ценности, способные стать опорой в жизни. Для меня это не работа, а миссия, – рассказала Анастасия Хаялеева о выборе профессионального пути.
Анастасия планирует создать особую среду для осознанного развития и самовоспитания подростков с девиантным поведением, а также — казанской молодежи из числа условно осужденных. Своей целью она видит помочь молодым людям сформировать личную ответственность, социально адаптивное поведение и навыки конструктивного взаимодействия в обществе.
Для этого в рамках проекта планируется комплексная работа, в том числе на снижение уровня агрессии, конфликтности и буллинга в молодежной среде. Через осознание личной силы и предназначения у подростков будет формироваться внутренняя мотивация к позитивным изменениям.
Важным компонентом станет обучение практическим навыкам общения, командной работы и самопрезентации. Параллельно участники смогут развить предпринимательское мышление и базовые навыки самозанятости, а также — вовлечься в созидательную деятельность, направленную на благо общества.
— Решение создать проект и подать заявку на грант родилось из практического опыта. Начав работу в кадетском корпусе Раифского СУВУ, моя задача была не судить, а услышать. И чем больше я слушала, тем яснее понимала: им не нужны обвинения – им нужна помощь. Работая здесь, я поняла: за "трудным" поведением часто стоят обычные дети, которым просто не хватило внимания и поддержки. Я никогда не воспринимала своих воспитанников как "трудных подростков". Для меня они дети, которые просто потерялись, — призналась Анастасия.
Над реализацией проекта работает сплоченная команда профессионалов, в которую также вошли специалисты «Студии Психолога Амировой» Лилия Амирова и Фарид Шехмаметьев.
— Мы проанализировали статистику: существуют целые районы, где детство проходит в страхе или безнадежности. Рост суицидов и подростковой преступности говорит о системной проблеме – подростки не умеют прогнозировать последствия поступков и справляться с трудностями. Мы поняли, что без профессиональной помощи риск девиантного поведения резко возрастает. Ведь это не "чужие дети", а наше будущее. И если мы не дадим им инструменты для борьбы с трудностями сейчас, завтра будет поздно.
Поэтому мы решили действовать.
Наш проект – это мост между отчаянием и надеждой, между ошибкой и вторым шансом. Возможность дать ребятам инструменты для осознанного выбора и устойчивой социализации. Грант стал шансом превратить эту идею в реальность, – отметила Анастасия.
Методологическая основа проекта – авторская концепция «Архитектуры человеческой экосистемы», которая превращает процесс исправления в путь внутреннего роста и раскрытия личностного потенциала. Проект гармонично интегрирует три ключевых направления: психологическую поддержку, формирование бизнес-навыков и духовное развитие.
— Мы понимали, чего мы хотим достичь, но не сразу смогли четко сформулировать цель. В процессе обсуждения я вспомнила недавний разговор с одним из воспитанников. Он спросил меня, заглянув прямо в душу: "А если я опять ошибусь?". И я поняла, что дело не в "исправлении ошибок", а в том, чтобы дать ребятам уверенность, что ошибка – не конец пути.
Поэтому мы снова сели за анализ, чтобы понять, чего именно не хватает подросткам: умения видеть альтернативы, навыков справляться со стрессом, веры, что их слышат и неспособности презентовать себя в обществе.
А статистика лишь подтвердила – без этих инструментов риски катастрофически растут.
Тогда цель стала ясной – создать пространство, где каждый подросток поймет, что у него есть право на ошибку, но еще больше прав на второй шанс, на поддержку, на будущее. И наша задача – дать ему инструменты, чтобы этим будущим воспользоваться, – добавила она.
Ожидается, что по завершении проекта конфликтность среди участников – воспитанников кадетского корпуса, снизится на 50–60%, а их вовлеченность в коллективную деятельность достигнет 80%.
Проект способствует не только профилактике повторных правонарушений и социальной интеграции подростков, но и формированию у них позитивной самоидентичности и культуры уважения.
— В настоящее время мы завершаем подготовку пакета документов для подачи в министерство по делам молодежи Республики Татарстан. В первой половине декабря планируем начинать реализацию проекта, нацеленного на осознанное развитие и самовоспитание подростков с девиантным поведением, в том числе осужденных без лишения свободы в Казани и Зеленодольском районе. Особая благодарность директору Раифского СУВУ Надежде Петровне Кисиль за поддержку реализации проекта на базе училища, – подытожила выпускница.
Текст: Аделина Храмова
Фото: из личного архива Анастасии Хаялеевой