Голос Нины Бродской — один из самых звонких и долгоиграющих на советской эстраде. И не только на эстраде. Каждый Новый год вся страна, кроша салаты, тихонько подпевает шлягеру «Звенит январская вьюга» из фильма про Ивана Васильевича. Что за праздник без этой нестареющей мелодии, под которую так и хочется потребовать продолжения банкета!
- Доступна премиум-подписка! За символическую плату 199 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту.
Сама Нина Бродская строила новую жизнь за океаном, но песни с её исполнении никуда не делись. Её голосом поют и Наталья Селезнёва в роли Зиночки в «Иване Васильевиче...», и младший лейтенант милиции в исполнении Натальи Варлей в фильме «Три дня в Москве», и озорник Буратино в легендарном советском мюзикле.
Судьба Нины Бродской — история ослепительного взлёта, внезапного и несправедливого падения — и новых путей-дорог в другой стране с последующим возвращением. В своей автобиографии «Хулиганка» она писала: «Кого-то нашли в капусте, кого-то принес аист, а я родилась в обычной еврейской семье, отец мой был музыкантом, а мама — домохозяйка».
Простой зачин к необыкновенной жизни, которая началась 11 декабря 1947 года. Музыка вошла в жизнь маленькой Нины с первых дней. Её отец Александр Бродский был барабанщиком в Московском объединении музыкальных ансамблей.
В пять лет девочка училась петь, а после музыкальной школы поступила на дирижёрско-хоровое отделение училища имени Октябрьской революции.
В доме отдыха в Сочи голос талантливой 16-летней девушки услышал король советского джаза — легендарный Эдди Рознер. Он без раздумий пригласил юную певицу с безупречными данными стать солисткой его оркестра.
Уже в 1965 году фото вчерашней девятиклашки Нины Бродской появилось в журнале «Кругозор» — вместе с заметкой о её первых шагах на сцене. На журнальную пластинку попал и дебют восходящей звёздочки мечтательная композиция «Ты как песня», написанная Эдди Рознером на стихи Михаила Пляцковского.
Во второй половине 1960-х Нина Бродская — звезда. Она выступает в лучших залах Москвы, Ленинграда и республиканских столиц, порой на многотысячных аренах. Её первые записи звучат на всесоюзном радио. Для неё пишут песни мэтры: Ян Френкель, Оскар Фельцман, Юрий Саульский. Её пластинки — семь миньонов и один «гигант» — огромными тиражами.
Стиль Нины Бродской — уникальный сплав академической школы, джазовой свободы и эстрадной энергетики. Как и другие артисты-шестидесятники, она позволяла себе больше раскованности на сцене, что контрастировало с чопорностью певиц более старшего поколения. Это слышно и в записи: песни, исполненные Ниной Бродской, льются легко и свободно, как ручеёк.
Пару лет Нина Бродская даже выступала в составе только зарождающихся «Весёлых ребят» (в ансамбле играл и играет её муж, тромбонист Владимир Богданов). География успеха к тому времени расширилась до международной, охватив Германию, Болгарию, Польшу, Венгрию, Чехословакию и другие страны.
Резкий поворот в репертуарной политике случился в конце 1970-х. Некоторые советские артисты, ещё недавно собиравшие полные залы, вдруг оказались не в чести у больших начальников. Обычно опалу связывают с деятельностью председателя Гостелерадио Сергея Лапина, при котором политика государственного контроля в эфире ужесточилась.
Нину Бродскую перестали пускать на телевидение и радио, ограничили гастроли. Для гордой и принципиальной певицы творческие запреты обернулись личной драмой.
Нина Бродская поведала историю о фестивале в ГДР, на который прошла с песней «Кто тебе сказал». Буквально перед самым выступлением ей пришла срочная телеграмма из Министерства культуры СССР с требованием немедленно вернуть в Москву: «Я вернулась. Потом бегала по министерству, стучалась в кабинеты, и никто не мог ответить, кто послал ту телеграмму. Я тогда поняла, что все двери закрыты».
Насыщенная творческая жизнь превратилась в унизительное прозябание. В 1979 году, не сумев ужиться с положением изгнанницы, Нина Бродская с мужем и сыном приняла тяжёлое решение об отъезде.
Разумеется, далёкая Америка не встретила советскую звезду с распростёртыми объятиями. В первые годы пришлось выживать. Муж трудился на износ. Нина, оказавшись в творческом вакууме, начала писать песни сама — и музыку, и стихи.
В 1982 году вышел её первый «эмигрантский» альбом «Моё прошлое и настоящее». Затем — пластинка на английском «Crazy Love» и кассета «Москва — Нью-Йорк». Нина Бродская не повторила в США всесоюзного триумфа, но состоялась как зрелый артист, автор и продюсер. Она пела на русском, английском, идише и, как бывало в ранние дни карьеры, находила и завоёвывала своего преданного слушателя за океаном.
Лишь в 1994 году, после 15-летнего отсутствия Нина Бродская впервые вернулась в Россию как гостья. Она с изумлением и благодарностью обнаружила, что её голос и её хиты по-прежнему любимы. Певицу пригласили в жюри «Славянского базара», а в 1997 году она выступала на грандиозных концертах на Красной площади и Поклонной горе в честь Дня Победы и 850-летия Москвы.
В 2008 году Нина Бродская решила окунуться в детство и выпустила пронзительную работу «Еврейская мама» на идише, иврите, английском и русском, выступив в качестве продюсера, аранжировщика и исполнителя. А ещё через год — лаунж-альбом «Пойдём со мной!» на музыку Александра Анфиногенова.
10 песен Нины Бродской, которые стали частью нашей жизни
«Любовь-кольцо»
Первый большой успех Нины Бродской в кино и на всесоюзной эстраде. Песня Яна Френкеля на стихи Михаила Танича, исполненная с удивительной зрелостью и проникновенностью, прозвучала в кинокартине «Женщины» и сразу вывела юную певицу на первый план.
«Август»
Мелодия Яна Френкеля на стихи Инны Гофф, написанная в 1964 году, не достигла популярности в исполнении других певиц. Композитор, уловив в вокале Нины Бродской нужные ему тёплые интонации, именно ей предложил записать «Август». Поэтичный портрет уходящего лета наполнен личными воспоминаниями и тихой ностальгией.
«Не пройди»
Трепетная баллада композитора Юрия Акулова на стихи Сергея Льясова — яркий пример лирической оттепельной эстрады. Одна из самых «девичьих» песен в репертуаре Нины Бродской, наполненная трогательными мольбами.
«Русская зима»
Песенка, которая создаёт ощущение уюта, тихого падающего снега за окном и предвкушения праздника.
«Разноцветные кибитки»
Польская песня «Jadą wozy kolorowe» из репертуара Марыли Родович, написанная композитором Стефаном Рембовским на стихи Ежи Фицовского, получила в версии Нины Бродской особое звучание баллады о дороге жизни, мимолётности встреч и вечном движении.
«Если ты словечко скажешь мне»
В записи одного из самых известных номеров Нины Бродской принял участие джаз-оркестр под управлением Эдди Рознера, с которым певица и вышла на большую эстраду. Автор музыки песни «Если ты словечко скажешь мне» — Борис Савельев, автор слов — Михаил Пляцковский.
«Только ты молчи»
Нежнейшая песня из легендарного альбома Давида Тухманова «Как прекрасен мир» на слова Михаила Ножкина — полёт романтических чувств в обрамлении парящей аранжировки.
«Ты говоришь мне о любви»
Эстрадный шедевр композитора Эдуарда Колмановского и поэта Леонида Дербенёва построена на красивой метафоре: «Одна снежинка — ещё не снег, одна дождинка — ещё не дождь». Голосом Нины Бродской, в котором заключены и нежность, и мудрость, на экране «поёт» героиня Натальи Варлей в фильме «Три дня в Москве».
«С любовью встретиться»
Энергичный хит из культовой комедии «Иван Васильевич меняет профессию» первой попробовала записать София Ротару. Но песня Александра Зацепина и Леонида Дербенёва обрела идеальное звучание именно в исполнении Нины Бродской, у которой уверенная, азартная подача сочетается с лёгкой иронией и мягким обаянием.
«Бу-ра-ти-но!»
Полная противоположность лирическим балладам — невероятно энергичный и мгновенно узнаваемый номер из фильма «Приключения Буратино». Музыка Алексея Рыбникова и стихи Юрия Энтина в исполнении Бродской для нескольких поколений стали символом беззаботного детского веселья.
Спасибо за подписку, лайк и комментарий! Отдельная благодарность тем, кто присылает донаты. Ваша поддержка очень ценна!