Найти в Дзене

Сочинение ЕГЭ: секреты экспертов (продолжение)

Сочинение на ЕГЭ по русскому языку – это не просто проверка грамотности, это демонстрация умения анализировать текст, понимать позицию автора и выражать собственные мысли аргументированно и логично. В этой статье мы разберем ключевые аспекты написания идеального сочинения, опираясь на опыт экспертов и уникальные методики. 1. Как начать: формулируем проблему Первый шаг к успешному сочинению – это точное определение проблемы, поднятой в исходном тексте. Не стоит пересказывать весь текст, сконцентрируйтесь на главном вопросе, который автор ставит перед читателем. Типовые конструкции для введения: "Об (над) этой проблеме(-ой) размышляет…" "На этот вопрос мы находим ответ во фрагменте из произведения…" "Об этом заставляет задуматься…" Важно! В поясняющем предложении используйте оценочное слово, характеризующее проблему (например, "важная", "острая") и укажите категорию проблемы (философская, нравственная, общественная и т.д.). Пример: "Что помогает человеку, который оказался в трудной жиз
Оглавление

Сочинение на ЕГЭ по русскому языку – это не просто проверка грамотности, это демонстрация умения анализировать текст, понимать позицию автора и выражать собственные мысли аргументированно и логично. В этой статье мы разберем ключевые аспекты написания идеального сочинения, опираясь на опыт экспертов и уникальные методики.

1. Как начать: формулируем проблему

Первый шаг к успешному сочинению – это точное определение проблемы, поднятой в исходном тексте. Не стоит пересказывать весь текст, сконцентрируйтесь на главном вопросе, который автор ставит перед читателем.

Типовые конструкции для введения:

  • "Об (над) этой проблеме(-ой) размышляет…"
  • "На этот вопрос мы находим ответ во фрагменте из произведения…"
  • "Об этом заставляет задуматься…"

Важно! В поясняющем предложении используйте оценочное слово, характеризующее проблему (например, "важная", "острая") и укажите категорию проблемы (философская, нравственная, общественная и т.д.).

Пример:

"Что помогает человеку, который оказался в трудной жизненной ситуации, не пасть духом? Об этой важной философской проблеме размышляет писатель ХХ века Л.А. Кассиль."

Неочевидный совет:

Обратите внимание на эмоциональный тон текста. Какое чувство преобладает? Надежда, отчаяние, гнев, ирония? Определение эмоционального фона поможет вам точнее понять проблему и позицию автора.

2. Позиция автора: ищем "ключи" к пониманию

Авторская позиция – это ответ на проблемный вопрос, сформулированный вами. Важно не просто найти этот ответ в тексте, но и понять, как автор к нему приходит, какие аргументы использует.

Средства выражения позиции автора:

  • Слова-маркеры: "надо", "нужно", "нельзя, "не надо" и т. п.
  • Оценочная лексика: слова с положительной или отрицательной окраской.
  • Средства выразительности:метафоры, эпитеты, сравнения, ирония и т. д.
  • Вводные слова: выражают уверенность, сомнение, оценку (например, "конечно", "безусловно", "к сожалению").
  • Побудительные предложения:призывы к действию, выражают мнение автора.

Типовые конструкции для выражения позиции автора:

  • "Автор считает, что…"
  • "Автор считает: «…»"
  • "Автор приводит нас к мысли о том, что…"
  • "Позиция автора такова:"
  • "Позиция автора не выражена явно, однако логика текста убеждает нас в том, что…"

Секрет профессионалов:

Не ограничивайтесь поверхностным поиском "готовых фраз". Анализируйте общую структуру текста. Как автор выстраивает аргументацию? Какие примеры приводит? Как меняется его тон на протяжении текста? Это поможет вам понять позицию автора глубже и точнее.

3.Комментарий к позиции автора: раскрываем глубинный смысл

Комментарий – это ваша интерпретация текста, демонстрация понимания позиции автора.

Структура комментария:

Пример 1:

  • Цитата/пересказ фрагмента текста.
  • Пояснение: ваши мысли о смысле этого фрагмента.

Пример 2:

  • Цитата/пересказ другого фрагмента текста.
  • Пояснение: интерпретация этого фрагмента.

Смысловая связь между примерами:

  • Как эти примеры связаны между собой и с проблемой текста?
  • Как они помогают понять позицию автора?
  • В тексте поднимается проблема (какая?), которая раскрывается (как?)
  • Раскрывая проблему, автор обращает внимание на (что?)
  • Данный пример показывает (что?)
  • Этот пример доказывает, что (что?)
  • Приведенные примеры дополняют друг друга.
  • Сравнивая данные примеры, можно заметить, что (что?)

4.Аргументация: убеждаем экспертов!

Аргументация – это доказательство вашей собственной позиции по проблеме. Используйте примеры из литературы, истории, кино, личного опыта. Главное – убедительность и логика.

Примеры аргументов:

  • Литература: Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» (патриотизм, героизм, нравственный выбор).
  • История: Великая Отечественная война (примеры мужества и стойкости).
  • Жизненный опыт: (пример из вашей жизни или жизни знакомых, связанный с проблемой).
-2

Если у вас возникнут трудности, не отчаивайтесь! Обратитесь за помощью к опытному репетитору, который поможет вам подготовиться к ЕГЭ на высшем уровне. Помните, практика – ключ к успеху! Шишкина Олеся, действующий эксперт ЕГЭ и автор этой статьи, всегда готова вам помочь! У вас все получится!