Об авторе: Сергей Дмитриев, к.э.н., в.н.с. Центра североамериканских исследований ИМЭМО РАН.
Опубликованная в ноябре текущего года “Стратегия национальной безопасности США” (National Security Strategy of the United States of America) указывает на необходимость “инвестировать в исследования, чтобы сохранить и приумножить наше преимущество в области передовых военных технологий и технологий двойного назначения, уделяя особое внимание тем областям, где преимущества США наиболее очевидны”. В числе ключевых направлений, которые будут определять будущее военной мощи США, особо выделяется искусственный интеллект, а также энергетическая инфраструктура, необходимая для обеспечения его функционирования.[1]
Указ Трампа “Устранение барьеров на пути к американскому лидерству в области искусственного интеллекта” и, разработанный на его основе “План действий в области искусственного интеллекта”, нацелены на устранение существующих препятствий для развития инфраструктуры ИИ.[2] По мнению Белого дома, только целенаправленные, скоординированные общенациональные усилия могут решить проблемы, чувствительной с точки зрения национальной безопасности, “основанной на американских ценностях”, “основополагающей технологии, которая на десятилетия вперёд определит будущее экономического роста, национальной безопасности и глобальной конкурентоспособности” этой страны. Отменены директивы администрации Байдена, осложнявшие процесс выдачи федеральных разрешений на строительство объектов инфраструктуры. Готовится указ, который запретит администрациям отдельных штатов принимать их собственные нормативные акты в сфере ИИ, не соответствующие федеральным нормам.
Поставлены задачи по ускорению внедрения ИИ в государственном секторе, перенаправлению федеральных инвестиций в разработку прорывных технологий и инвестированию в модернизацию инфраструктуры. Выделяемые из федерального бюджета средства будут использоваться для создания ИИ-агентов, которым будет доверено проверять прорывные гипотезы, автоматизировать исследовательские процессы и ускорять научные открытия. Запущенная Трампом 24 ноября 2025 г. инициатива “Миссия Генезис (Mission Genesis) облегчит доступ к данным 17 ведущих национальных лабораторий для частных компаний, а также ведущих университетов с прицелом на создание интегрированной платформы научных исследований в сфере ИИ. Среди партнеров федерального правительства называют Nvidia, Google, Microsoft, Oracle, Anthropic, AMD и Dell. Национальная лаборатория Oak Ridge, являющаяся лидером в разработке ядерных технологий, уже объявила, что рассчитывает установить систему ИИ в рамках проекта, реализуемого при участии AMD. Amazon намерена инвестировать до 50 млрд долл. в проект, который она назвала “первой в истории” масштабной инфраструктурой для ИИ и высокопроизводительных вычислений, созданной по заказу правительства США.[3]
Указ Трампа “Содействие экспорту американских ИИ-технологий” от 23 июля 2025 г. предусматривает, что США должны “не только лидировать в разработке ИИ общего назначения и передовых технологий, но и обеспечить внедрение американских технологий, стандартов и моделей управления ИИ во всём мире”, реализуя при этом курс на “снижение международной зависимости от технологий ИИ, разработанных нашими противниками”.[4] Заявлено, что Министерство торговли и Госдепартамент будут сотрудничать с представителями промышленности с целью объединения технических, финансовых и дипломатических ресурсов страны для ускорения формирования приоритетных “комплексных экспортных пакетов”. Конкретное наполнение полного экспортного технологического стека будет разрабатываться на базе предложений отраслевых консорциумов и может включать полупроводники, аппаратное и программное обеспечение, облачные сервисы, стандарты, программы обучения сотрудников, финансирование и техническое сопровождение проектов. Экспортно-импортному банку США предписано оказывать поддержку американским компаниям в части финансирования экспорта.
План Трампа предусматривает отказ от предоставления недружественным странам, в первую очередь Китаю, доступа к американским вычислительным ресурсам. Установлены также запреты на закупки необходимого оборудования и компонентов для ВПК из этой группы стран. Не исключается также, что указанные ограничительные меры будут ужесточаться и далее: “Соединённые Штаты лидируют в гонке ИИ с коммунистическим Китаем во многом благодаря нашему доминированию в сфере глобальных вычислительных мощностей, – утверждает сенатор Рикеттс. – Отказ Пекину в доступе к этим ИИ-чипам необходим для нашей национальной безопасности”.[5] И хотя законопроект “О развитии искусственного интеллекта” (GAIN AI), предусматривавший, что экспорт ИИ-чипов будет регулироваться по тем же правилам, что и продажа вооружений, не получил пока необходимой поддержки в Конгрессе, американские законодатели рассчитывают создать новые препятствия для реализации решения вашингтонской администрации об увязке переговоров о смягчении ограничений на экспорт ИИ-чипов в КНР с правилами Пекина по контролю за экспортом редкоземельных элементов (РЗЭ).
Министерствам торговли и обороны предписано координировать свои действия с союзниками США с прицелом на формирование в перспективе долгосрочного “глобального ИИ-альянса”, который должен стать альтернативой китайскому “Цифровому шёлковому пути”. Преследуемая при этом цель – помешать “нашим стратегическим конкурентам сделать наших союзников зависимыми от технологий иностранного противника”.[6] Партнерам США также рекомендовано привести их меры экспортного контроля в соответствие с американскими правилами. Под давлением вашингтонской администрации Сингапур, Малайзия и Тайвань согласились внедрить собственные механизмы контроля для отслеживания перемещения технологий. С Южной Кореей, Малайзией и Камбоджей достигнуты договоренности не подвергать американские компании дополнительным налогам на цифровые услуги, подобным тем, которые действуют в ЕС.[7] Торговое соглашение с Великобританией, а также договоренности, достигнутые за истекший год с Японией, Южной Кореей, Индией, ОАЭ и Великобританией, включают в себя важные компоненты по координации экспорта, стандартов и развитию цифровой инфраструктуры. Малайзия согласилась увеличить импорт американских микросхем и оборудования для ЦОД. Саудовская Аравия заключила с Amazon соглашение об инвестировании в инфраструктуру ИИ.[8]
Особое внимание уделяется налаживанию взаимодействия со странами, являющимися партнерами России в сфере высоких технологий. Заявлено о создании в Казахстане регионального ЦОД стоимостью 2 млрд долл. с участием Nvidia. Согласованы меморандумы о сотрудничестве казахских компаний с Hewlett Packard, Cisco и Oracle на сумму более 1 млрд долл. в области инфраструктуры данных, облачных сервисов и решений.[9] Вашингтон также рассчитывает на использование ресурсов меди, лития, вольфрама и РЗЭ Казахстана и Таджикистана, необходимых для совершенствования американской цифровой инфраструктуры.
Действуя в соответствии с планом Трампа, Вашингтон намеревается сохранить и расширить сохраняющийся разрыв в конкуренции с Китаем, особенно в производстве передовой микроэлектроники и моделей ИИ. По информации Stanford AI Index, в 2024 г. частные американские инвестиции в технологии искусственного интеллекта превышали 109 млрд долл. по сравнению с 9,3 млрд долл. для Китая.[10] По данным Synergy, на США приходится более половины всех мировых мощностей, измеряемых в мегаваттах критической ИТ-нагрузки, тогда как на долю Европы и Китая – примерно по трети.[11] Показательно, однако, что Пекин опубликовал свой “План действий” в сфере ИИ всего через несколько дней после публикации плана Трампа. Китай рассчитывает задействовать в конкурентной борьбе за лидерство свои преимущества в части доступа к энергоресурсам, скорости развития инфраструктуры, разработки ПО с открытым исходным кодом и кадрового потенциала. Китайские поставщики технологий, особенно Huawei, продолжают успешно работать на зарубежных рынках благодаря своей способности предоставлять полный пакет услуг по более низким ценам. Компании этой страны продемонстрировали способность создавать и внедрять в производство продвинутые модели, использующие при этом меньше вычислительных мощностей.[12]
Дополнительную сложность для Вашингтона представляет политика Пекина, поощряющего использование национальных технологий и ужесточившего контроль над экспортом РЗЭ. Вслед за КНР Южная Корея также заявила, что переносит акцент на первоочередное удовлетворение потребностей в микроэлектронике национальных промышленных предприятий. К тому же американским компаниям угрожает обостряющаяся конкуренция за лидерство на мировом рынке. Так, на проект “Превосходство” (Transcendence) в Саудовской Аравии предусмотрено выделение 100 млрд долл. Китай образовал фонд на 47,5 млрд долл., Франция выделила на инфраструктуру ИИ 109 млрд евро, Канада – 2,4 млрд долл., Индия – 1,25 млрд долл.[13]
К тому же, как оказалось, многие американские корпорации заинтересованы в сохранении сотрудничества с китайскими партнерами. В качестве уступки американским экспортерам Трамп был вынужден согласиться признать целесообразными поставки не самых совершенных графических процессоров Nvidia H200 одобренным клиентам в Китае и других странах при условии, что это не будет угрожать национальной безопасности США. При этом Nvidia и AMD согласились заплатить 15–25-процентный налог с продаж правительству США, если такие поставки начнутся.
Концентрация администрации Трампа на форсированном развитии одной отрасли создает целый ряд внутриэкономических проблем, связанных с необходимостью отвлечения федеральных ресурсов на стимулирование точечных проектов, интерес к которым подогревается ожиданиями спекулятивной прибыли в будущем. Главный игрок рынка Open AI рассчитывает выйти на прибыль не ранее 2030 г., а ее основной конкурент – Anthropic также работает в убыток.
Стек технологий искусственного интеллекта быстро устаревает, требуя постоянной подпитки в виде обновленных технологий и новых масштабных инвестиций. По утверждению Bain & Co., к 2030 г. компаниям в сфере ИИ потребуются 2 трлн долл. для финансирования ввода в действие новых вычислительных мощностей при том, что их совокупный доход, скорее всего, будет на 800 млрд долл. ниже этой отметки.[14] Крупные технологические компании, такие как Google, Meta и Microsoft, могут опираться на доходы от смежных видов деятельности, в то время как ведущие стартапы, в том числе OpenAI, Anthropic и xAI, вынуждены прибегать к небезопасному циклическому финансированию. Так, OpenAI закупает чипы у Nvidia, которая в свою очередь инвестирует в компании, использующие её чипы. К тому же выяснилось, что создание некоторых ЦОД в США частично финансируется китайскими государственными организациями.[15]
Взрывной рост инвестиций в строительство ЦОД также подразумевает расширение спроса на электроэнергию и пресную воду для систем охлаждения. По прогнозам, к 2028 г. ЦОД будут потреблять до 6,7–12% электроэнергии в стране по сравнению с 4% в настоящее время.[16] Строительство достаточного количества тепловых электростанций, ЛЭП и аккумуляторных хранилищ для обеспечения энергией ЦОД является затратным и не может быть реализовано в короткие сроки. Минэнерго США уже выделило 1 млрд долл. на перезапуск АЭС Three Mile Island в Пенсильвании для обеспечения электроэнергией сети ЦОД Microsoft, но это не решит проблему отрасли.[17] Google, Amazon и Meta также планируют прибегнуть к использованию для указанных целей энергии АЭС.
Спекулятивный инвестиционный бум в сфере ИИ зародился в США до прихода в Белый дом администрации Трампа, однако в 2025 г. его темпы существенно ускорились. Предварительные данные показывают, что рост американской экономики в текущем году во многом обеспечили вложения в сети центров обработки данных (ЦОД), необходимую для них энергетическую инфраструктуру и восстановление национального производства полупроводников. В частности, только Open AI объявила о планах потратить 1,4 трлн долл. на вычислительные мощности для ИИ. Реализуемый этой компанией совместно с Oracle и Softbank Group проект “Звёздные врата” (Stargate) с инвестициями в размере 500 млрд долл. считается крупнейшим в мире инфраструктурным проектом в сфере ИИ.[18]
Тем не менее, на данном этапе экономические выгоды от внедрения искусственного интеллекта выглядят скромными, а макроэкономические риски – серьёзными: “Несмотря на шумиху и огромные суммы, вкладываемые в ИИ, у нас до сих пор нет убедительных доказательств того, что он трансформирует мировую экономику или способствует повышению производительности и экономическому росту. Без достоверных данных о его применении и преимуществах мы не можем сказать, наблюдаем ли мы настоящую трансформацию или очередной спекулятивный пузырь”.[19] Исследователи из МТИ обнаружили, что 95% американских организаций не получают никакой отдачи от своих инвестиций в технологии ИИ. К аналогичным выводам пришли и эксперты McKinsey.[20] Обеспокоенность перспективой надувания нового “технологического пузыря” постепенно приобретает политическую окраску. По прогнозу Bloomberg, “ИИ не был главной темой на выборах 2024 г. Но он почти наверняка будет играть важную роль в 2028 г. и, возможно, даже на промежуточных выборах 2026 года”.[21]
Примечания:
[1] National Security Strategy of the United States of America. November 2025 URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2025/12/2025-National-Security-Strategy.pdf (дата обращения: 09.12.2025).
[2] AI Action Plan. URL: https://www.ai.gov/action-plan (дата обращения: 05.12.2025).
[3] Nazzaro M. Amazon Commits Up To $50 Billion To Boost AI, Supercomputing Infrastructure for Agencies. Fed Scoop, 24.11.2025 URL: https://fedscoop.com/amazon-50-billion-ai-supercomputing-infrastructure-agencies/ (дата обращения: 05.12.2025).
[4] Promoting The Export of the American AI Technology Stack. 23.07.2025 URL: https://www.whitehouse.gov/presidential-actions/2025/07/promoting-the-export-of-the-american-ai-technology-stack/ (дата обращения: 05.12.2025).
[5] Shapero J, Senators Propose Bill Locking in Current AI Chip Export Controls. 12.05.2025 URL: https://thehill.com/policy/technology/5635658-safe-chips-act-ai-export-control/ (дата обращения: 05.12.2025).
[6] Drexel B. How AI Can Repair US-India Relations. The National Interest, 04.12.2025 URL: https://nationalinterest.org/blog/silk-road-rivalries/how-ai-can-repair-us-india-relations (дата обращения: 05.12.2025).
[7] Czerniawski J. The US Must Restrain Brussels to Win the AI Race. The National Interest, 24.11.2025 URL: https://nationalinterest.org/blog/techland/the-us-must-restrain-brussels-to-win-the-ai-race (дата обращения: 05.12.2025).
[8] Commerce Secures $20 Billion in Commercial Deals with Saudi Arabia. 19.11.2025 URL: https://www.trade.gov/press-release/commerce-secures-20-billion-commercial-deals-saudi-arabia (дата обращения: 05.12.2025).
[9] Madiyev Z. U.S.-Kazakhstan Partnership Boosts AI And Digital Growth. The Hill, 30.11.2025 URL: https://thehill.com/opinion/technology/5626956-kazakhstan-us-digital-partnership/ (дата обращения: 05.12.2025).
[10] Stanford HAI’s 2025 AI Index Reveals Record Growth in AI Capabilities, Investment, and Regulation. Business Wire, 07.04.2025 URL: https://finance.yahoo.com/news/stanford-hai-2025-ai-index-100000146.html (дата обращения: 05.12.2025).
[11] Ghosh A. How the Data Center Boom Tests Grids, Water Resources, Capital Markets. Bloomberg, 21.11.2025 URL: https://www.bloomberg.com/news/features/2025-11-21/how-the-data-center-boom-tests-grids-water-resources-capital-markets?srnd=homepage-europe (дата обращения: 05.12.2025).
[12] Yusha Z. Chinese AI Agents Seize Pole Position with Open-Source Strategy, Powerful Datasets: Experts. Global Times, 05.12.2025 URL: https://www.globaltimes.cn/page/202512/1349856.shtml (дата обращения: 05.12.2025).
[13] Stanford HAI’s 2025 AI Index Reveals Record Growth in AI Capabilities, Investment, and Regulation. Ibid.
[14] Fiegerman S. and Reinicke C. Ibid.
[15] Waterman T., Yang C. US Is Biggest Recipient of Chinese Loans as Beijing Shifts Focus to Rich Nations, New Study Reveals. URL: https://www.channelnewsasia.com/world/china-loans-united-states-recipient-aiddata-chinese-lending-infrastructure-projects-5493756 (дата обращения: 05.12.2025).
[16] President Trump’s AI, Energy Dominance Agenda Fuels $1B Investment. 04.07.2025 URL: https://www.whitehouse.gov/articles/2025/09/president-trumps-ai-energy-dominance-agenda-fuels-1b-investment/
[17] Nauman Q. Trump Administration Gives Three Mile Island Nuclear Project $1 Billion Loan. The New York Times, 19.11.2025 URL: https://www.nytimes.com/2025/11/19/us/nuclear-power-three-mile-island.html (дата обращения: 05.12.2025).
[18] Fiegerman S. and Reinicke C. Why AI Bubble Concerns Loom as Open AI, Microsoft, Meta Ramp Up Spending. Bloomberg, 24.11.2025 URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2025-11-24/why-ai-bubble-concerns-loom-as-openai-microsoft-meta-ramp-up-spending (дата обращения: 05.12.2025).
[19] Coyle D. Measuring AI’s Economic Impact. Project Syndicate, 21.10.2025 URL: https://www.project-syndicate.org/commentary/is-ai-boom-real-or-just-another-speculative-bubble-by-diane-coyle-2025-10 (дата обращения: 05.12.2025).
[20] Janeway W. In Search of the AI Bubble’s Economic Fundamentals. Project Syndicate, 07.11.2025 URL: https://www.project-syndicate.org/onpoint/will-ai-bubble-burst-trigger-financial-crisis-by-william-h-janeway-2025-11 (дата обращения: 05.12.2025).
[21] The Politics of AI Are About to Explode. Bloomberg, 19.11.2025 URL: https://www.bloomberg.com/news/audio/2025-11-19/odd-lots-the-politics-of-ai-are-about-to-explode-podcast?srnd=homepage-europe (дата обращения: 05.12.2025).