Найти в Дзене

Сел в такси - стал заложником?

В последние дни стала появляться информация о случаях блокировки автомобилей такси прямо на ходу. То есть машина внезапно глохнет и становится неуправляемой, а водителю и пассажирам остаётся только молиться, чтобы никто не влетел во внезапно появившийся посреди оживлённой трассы жёлтый «кирпич». Однако, к сожалению, везёт не всем - ДТП с пострадавшими в подобных ситуациях уже зафиксированы. Что же происходит? Расскажу о том, что известно на данный момент. СХЕМА РАБОТЫ ТАКСИ В ЦЕЛОМ В общих чертах система устроена так. Поскольку в такси работают очень много людей, что называется, не от хорошей жизни - по понятным причинам своего автомобиля у них нет и они вынуждены брать машины в аренду у так называемых «таксопарков» (именно так - полноценными таксопарками эти компании можно назвать вряд ли, так как многие из них существуют практически только на бумаге - у них нет своей ремонтной базы, стоянки, медиков и техников, «сотрудники» не в штате и т. п.). А сдаваемые в аренду автомобили эти «
Оглавление

В последние дни стала появляться информация о случаях блокировки автомобилей такси прямо на ходу. То есть машина внезапно глохнет и становится неуправляемой, а водителю и пассажирам остаётся только молиться, чтобы никто не влетел во внезапно появившийся посреди оживлённой трассы жёлтый «кирпич».

Однако, к сожалению, везёт не всем - ДТП с пострадавшими в подобных ситуациях уже зафиксированы. Что же происходит? Расскажу о том, что известно на данный момент.

СХЕМА РАБОТЫ ТАКСИ В ЦЕЛОМ

В общих чертах система устроена так. Поскольку в такси работают очень много людей, что называется, не от хорошей жизни - по понятным причинам своего автомобиля у них нет и они вынуждены брать машины в аренду у так называемых «таксопарков» (именно так - полноценными таксопарками эти компании можно назвать вряд ли, так как многие из них существуют практически только на бумаге - у них нет своей ремонтной базы, стоянки, медиков и техников, «сотрудники» не в штате и т. п.).

А сдаваемые в аренду автомобили эти «таксопарки» получают на основании договоров лизинга. Как правило, в качестве лизингодателей выступают «карманные» компании дилеров, названия которых совпадают с наименованием дилеров с приставкой «лизинг».

Такие же лизинговые «дочки» есть и у многих крупных банков (что и понятно: ведь лизинг - это финансовая аренда, и кому как не финансовой организации этим заниматься).

После получения по договору лизинга автомобилей (от нескольких десятков или сотен до тысяч) «таксопарки» обязаны вносить лизинговые платежи (которые могут составлять примерно от 40 - 50 тысяч рублей ежемесячно и больше, в зависимости от марки и модели автомобиля).

Ну а далее заключается партнёрский договор с агрегатором, оформляется разрешение на таксомоторную деятельность, автомобиль и компания вносятся в соответствующие реестры - и остаётся только найти водителя, который возьмет данный автомобиль в аренду и будет ежедневно вносить арендную плату, которая поможет не только «отбить» лизинговые платежи, но и принесёт хоть какую-то прибыль.

ЧТО ЖЕ ПРОИСХОДИТ СЕЙЧАС?

Правда, в последнее время в таксомоторной отрасли ситуация резко ухудшилась - старые автомобили требуют замены, цены же на новые растут как на дрожжах (и это - только начало, ибо повышение утильсбора, закон о «локализации» такси, а также изменение в системе налогообложения в скором времени поднимут цены ещё выше).

В итоге окупить все накладные расходы и получить прибыль всё сложнее и в этой сфере начался заметный кризис неплатежей - у некоторых «таксопарков» простаивает до половины машин (а то и больше), и вносить лизинговые платежи нечем: ведь все расходы приходится включать сначала в арендную плату для водителей, а затем - в стоимость поездки для пассажиров. А те, мягко говоря, тоже не жируют и постоянно растущие цены на проезд всё чаще заставляют отказываться от поездок. Падает спрос-выручка-доходы. И вот результат…

Тут-то лизингодатели и подсуетились - начали удалённо блокировать свои автомобили, чтобы потом х забрать и передать кому-то ещё. Причём блокировка эта зачастую происходит прямо на ходу - одним нажатием кнопки глушится двигатель и поездка завершается. Прямо там, где автомобиль находится. И случиться это может где угодно (били случаи остановки посреди Кутузовского проспекта).

Кстати, ранее подобной блокировкой грешили каршеринговые компании. Когда у пользователя заканчивались на карте деньги для оплаты поездки - автомобиль блокировался и вставал как вкопанный. Правда, в эту ситуацию довольно оперативно вмешалась ГИБДД, каршеринговым компаниям сделали «внушение» - и подобные блокировки прекратились.

И вот теперь ситуация повторяется с такси. Но этот симптом довольно тревожный - ведь ситуация продолжит ухудшаться, а значит, и блокировки могут стать массовыми. И скоро любой пассажир может оказаться в неподвижном «железном ящике» посреди МКАДа (и хорошо, если удастся открыть двери и покинуть автомобиль).

ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?

Думаю, без жёсткого вмешательства властей уже не обойтись - ведь никто не знает, сколько автомашин с системой удалённой блокировки, разъезжает по нашим дорогам с ничего не подозревающими пассажирами (и даже - водителями) внутри?

Да и тем, кто очень часто любит всё запрещать, пора бы подумать о том, как бы запретить не очередные сайты, игры или «звонилки», а категорически исключить право на внесение любых нештатных изменений в автомобиль, позволяющие его удалённо контролировать.

Своё веское слово должны сказать и следственные органы - ведь в действиях компаний, умышленно устанавливающих в автомобили системы удалённого контроля с целью его блокировки в любой момент, есть явные признаки ст. 238 УК РФ (оказание небезопасных услуг).

Ну а в целом проблему надо решать на уровне первопричин, по которым и возник пресловутый «кризис неплатежей»…