Найти в Дзене

Обратная связь и другие инструменты писательской эффективности

Практически все авторы, создающие литературные произведения, время от времени передают свои стихи или прозу на суд коллег или на суд специалистов смежных областей (редакторов, издателей, блогеров, библиотекарей). А иногда авторы просят высказаться всех заинтересованных читателей. И для кого-то полученные отзывы, рецензия, мнения (это и есть варианты Обратной связи) становятся инструментом писательского роста, а кому-то лишь повышают-понижают самооценку или просто портят настроение. На самом деле, для творческого роста авторов роль самооценки невелика, на писательскую идентичность более влияет грамотное принятие Обратной связи. Влияние Обратной связи на самооценку писателя Я объединила Обратную связь (далее ОС) и самооценку лишь потому, что у некоторых пишущих они идут в сцепке: когда писателя похвалят, у него взлетает самооценка, когда его поругают – падает. На самом деле, ОС и самооценка находятся на разных полюсах. И даже те, кто уверены в адекватности своей самооценки, не имеют н
Оглавление

Практически все авторы, создающие литературные произведения, время от времени передают свои стихи или прозу на суд коллег или на суд специалистов смежных областей (редакторов, издателей, блогеров, библиотекарей). А иногда авторы просят высказаться всех заинтересованных читателей. И для кого-то полученные отзывы, рецензия, мнения (это и есть варианты Обратной связи) становятся инструментом писательского роста, а кому-то лишь повышают-понижают самооценку или просто портят настроение.

На самом деле, для творческого роста авторов роль самооценки невелика, на писательскую идентичность более влияет грамотное принятие Обратной связи.

Влияние Обратной связи на самооценку писателя

Я объединила Обратную связь (далее ОС) и самооценку лишь потому, что у некоторых пишущих они идут в сцепке: когда писателя похвалят, у него взлетает самооценка, когда его поругают – падает. На самом деле, ОС и самооценка находятся на разных полюсах. И даже те, кто уверены в адекватности своей самооценки, не имеют никаких преимуществ перед людьми с завышенной или с заниженной самооценкой.

Я хотя лишь бывший психолог, и терапию не провожу, но психологи бывшими не бывают – они наблюдают за жизнью, опираясь на знания, ставшие органичными при восприятии любого явления.

Остановлюсь бегло на понятии «Самооценка» (особенно, на «заниженной») . Она стала в последнее время источником для зарабатывания денег для многочисленных коучей. Тут вам и детство припомнят, и родителей, которые мало вас хвалили, и общую неуверенность. И каждый из коучей будет прав, поскольку все эмоциональные характеристики корнями уходят в детство и даже в генетику. Есть у вас желание – повышайте самооценку через терапию за определенную сумму!

Интернет, Фото иллюстративное
Интернет, Фото иллюстративное

Но сошлюсь на высказывания психиатров. Самая высокая «самооценка», считают они, у больных биполярным расстройством в фазе маниакальности: они всем довольны и высоко оценивают свой потенциал. Можно также наблюдать, как временно взлетает самооценка у человека, принявшего алкоголь: он «молодец» и может горы свернуть в определенный момент.

Можно даже обозначить себя великим писателем через самооценку! Посчитать всех "быдлом", не способным понять ранимую душу творца. Но гораздо важнее развить навыки грамотного использования Обратной связи в литературном взаимодействии. Потому разговор о самооценке оставим за скобками, а рассмотрим подробнее характеристики Обратной связи.

Характеристики Обратной связи в литературном взаимодействии

Известно, что каждый из нас может оказаться и в роли человека, дающего обратную связь, и в роли лица, получающего его.

Например, нам часто приходится давать ОС своим детям, реагируя на их ошибки или достижения. Мы даем случайную обратную связь и как покупатели в магазине, и как прохожие на улице. А также кто-то решится ознакомиться с произведением коллеги и дать тому обратную связь. Но здесь я не буду никого учить давать такую связь, поскольку это отдельная тема, если хотите – работа и затрата энергии. В нашем случае ею занимаются руководители всяческих литературных курсов и отдельные писатели и редакторы. Они пишут отклики, замечания, похвалы. И часто дают такую связь на регулярной основе. Другие эпизодически – анализируют книги своих знакомых, дальних или близких. А так и не всем писателям захочется тратить время на квалифицированный разбор произведений других авторов. И поскольку – эта задачка не для всех актуальна, функцию выдачи Обратной связи тоже выносим за скобки.

Так что в этой статье будет рассмотрена одна задача, один необходимый навык, которым полезно овладеть – это умение получать Обратную связь. Для начала познакомимся со структурой ОС, настроим свое ожидание на нужную волну. Ведь несовпадение ожиданий с реальной ОС часто портит настроение тому, кто ее получает, не приносит пользы начинающему писателю и даже разрушает отношения дающего и берущего ОС. Надо быть готовым к тому, что Обратную связь на наше произведение (книгу, рассказ) мы можем получить разных знаков, разного содержания. Также отметим, что ОС может носить как публичный, так и приватный характер

Рассмотрим пять основных видов ОС

1. Комплимент (только хорошее и ни слова иначе)

2. Критическая, отрицательная ( разругать в пух и прах)

3. Предложение или некое абстрактное рассуждение, источником для которого послужила наша книга.

4. Конкретные советы (что-то доработать, удалить, переписать)

5. Можно также вовсе не получить ОС по каким-либо субъективным причинам

А теперь переходим к главному: как принимать ОС (Поведенчески и эмоционально).

  • · Первое правило – поблагодарить за ОС (за любую).

Вот замечательный пример (взяла из комментов под одним из интервью писателя ). Посмотрите, как молодой автор (Аня Ломакина) отвечает на непростой комментарий:

Из интервью Ани Ломакиной на Дзен-канале блогера "Чопочитать"
Из интервью Ани Ломакиной на Дзен-канале блогера "Чопочитать"

Здесь мы видим, что автор интервью отвечает комментатору Непоседову с максимальной вежливостью и признательностью.

  • · Далее. Попробовать честно, для себя, определить, насколько полученная ОС соответствует вашим ожиданиям. Очень часто мы не готовы принять жесткую критику, с некоторым неудовольствием читаем Советы и предложения. И тем более отказ рецензента – дать ОС.
  • Если наши ожидания не оправдались, полезно сделать паузу и вновь вернуться к полученной ОС. Можно поразмышлять, чем вызвана жесткая критика, что полезного в замечаниях, почему рецензент отказался от высказывания.
  • · Возвышенные комплименты получать всегда приятно, но они могут тормозить развитие автора. Потому все, кто проходил школу ЛИТО или литкурсов, где жестко разбирали их произведения, выработали в себе и устойчивость к критике, и внимание к ней.
  • Некоторые авторы обращаются к бета-ридерам или к платным редакторам, чтобы получить советы и критику. То есть даже платят деньги за сильно критические замечания.

А судьи кто?

Прежде всего надо разделять ОС, которую мы получаем приватно, по запросу, и жесткую критику, свалившуюся на голову, например, от хейтеров. В жесткой критике включаются свои психологические «тараканы», поэтому так, на ходу, эту тему развить не получится.

Несколько советов на ОС по запросу.

Обратную связь мы нередко запрашиваем от друзей и родственников из реальной жизни, а также от виртуальных друзей: коллег по цеху, как равным нам по читательскому признанию, так и несколько более высокого уровня. (Уровень того, к кому мы обращаемся, обычно определяем субъективно).

О чем же надо договариваться на берегу?

Вначале можно обговорить условия взаимодействия. Например, прочитав вашу книгу, и найдя в ней нечто хорошее, дающий ОС обещает написать комплиментарный отзыв где-нибудь на Литресе или в блогах.

Фото иллюстративное, сайт kasheloff-ru
Фото иллюстративное, сайт kasheloff-ru

С отрицательными отзывами в приватной ОС обычно не выступают – это уже правила блогерской этики. Я могу написать отрицательный отзыв на Литресе на книгу незнакомого мне автора, если без всякого запроса прочитала некую книгу. А если мне подарили книгу, да еще с доброй надписью, то не стану писать свое (допустим, негативное) мнение на открытых площадках.

Иногда на словах прося честных замечаний и советов по своей рукописи или книге, автор в действительности ждет поддержку.

У меня была как-то статья о том, что женщина-автор, не получив от меня, поддержки, ужасно разгневалась и даже забанила на ВК, где мы обменивались в личной переписке вежливыми фразами. Разгневанных, замолчавших, не сказавшие спасибо, было больше, но я подробно рассмотрела только один случай.

Совсем не случайно, у меня в профиле канала Дзен указано, что

«Книги и рукописи авторов не читаю и не редактирую».

Другие виды Обратной связи

К другим видам рецензирования я отношу рецензирование или отзыв, предполагающее иных читателей, а не автора.

Сюда можно отнести внутренние рецензии в издательствах, которые пишут редакторы для руководства и на основании которых в конечном итоге решается: издавать ли книгу этого автора. Я не видела ни одной внутренней рецензии, но предположу, что она пишется тоже по какой-то схеме, а не просто нравится-не нравится.

Возможно, в книжных магазинах, кто-то читает книги нового автора, прежде чем заказать книги в издательстве. В библиотеках вряд ли читают, но тут могут уточнить в комментах библиотекари, читающие мой канал.

И наконец, филологи, погруженные в науку, могут нечто написать об авторе или его книгах для своих научных журналов. Поскольку я практический писатель, а не теоретик литературы, то с этой линией разговоров исследований до поры, до времени не сталкивалась.

Но некоторое время назад я познакомилась с серьезным исследователем-филологом, Татьяной Владимировной Нужной – доктором филологических наук и профессором Петербургского университета. Мы пообщались, и Т.В. сказала мне, что готова прочитать и рассмотреть предложенный мною роман ( я дала на рецензию «Женщина с чужим паспортом», с которым меня в свое время взяли на издание-переиздание в Эксмо. Тут же предупредила, что если найдет роман, соответствующим каким-то ее критериям, то возьмет его в разработку. При благоприятном исходе она собиралась создать статью по поводу моего романа и творчества в целом. Ее личная цель была – разместить эту научную статью в научном журнале. Оказалось, в журнал статье попасть трудно, и сроки ожидания большие. и вот спустя полгода научная статья (первая глубокая статья о моем творчестве) появилась в журнале. Ссылка в первом комментарии.