Введение
1. Теоретический аспект возникновения института референдума
2. Исторический аспект возникновения института референдума
3. Процедура проведения референдумов в России
4. Практика проведения референдумов в России
Заключение
Список использованной литературы
В данной курсовой работе проведено комплексное исследование института референдума в Российской Федерации как высшей формы непосредственной демократии и реализации народного суверенитета. Фрагмент курсовой работы предоставлен для ознакомления. Консультационные услуги для студентов. Перейти на сайт. Получить консультацию: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / 7-988-027-88-34.
Введение
Актуальность темы состоит в том что Российское государство за последние двадцать лет эпохи своего существования претерпело значительные изменения в устройстве политической и общественной жизни, что вызвало необходимость в обновлении системы законодательства.
На смену режимной системе стремительно приходит система демократическая, страна постепенно отказывается от прежней организации власти. Роль институтов непосредственной демократии резко возрастает, и в этой связи огромное значение придается такому институту как референдум. Ведь главным признаком любого демократического государства является принадлежащий его народу суверенитет. Именно через применение такого демократического института как референдум граждане РФ могут свободно осуществлять народовластие, через прямое объявление своей политической и гражданской позиции.
В виду очевидной необходимости исследования данного института тема представляется достаточно актуальной. Кроме того референдум признан Конституцией РФ как высшая форма выражения власти народа, и непосредственное ее осуществление.
Однако стоит отметить что для более точного выражения народной воли, референдуму должно предшествовать всестороннее обсуждение предлагаемого к голосованию вопроса.
Отечественные правоведы в свою очередь рассматривали референдум как элемент «создающий благоприятные условия для навязывания народу реакционными кругами своей воли». Отчасти это действительно так: Истории известны события, в которых имел место насильственный захват власти группой людей, в дальнейшем выступающих в качестве инициаторов легализации государственного переворота, а также подготовки выборов или референдума по готовому сценарию, что исключает возможность оценки гражданами всей проработанности обширного проекта.
Справедливо при этом сказать что правовая природа референдума с точки зрения института прямой демократии далеко не однозначна. Этот способ волеизъявления имеет свои как положительные так и отрицательные стороны. В связи с этим, проблемы института референдума РФ, в роли предложенной для исследования темы представляются чрезвычайно актуальными.
Цель курсовой работы состоит в раскрытии правовой природы понятия данного института порядка его функционирования, выявление возможных пробелов в праве а также формирование предложений по совершенствованию механизмов института референдума.
Для достижения цели исследования обозначены следующие задачи:
– Рассмотрение теоретических основ возникновения института референдума в России.
– Изучение понятия референдума и его видов
– Рассмотрение порядка процедуры проведения референдума
Объектом исследования являются общественные отношения возникающие в процессе функционирования института референдума.
Предмет исследования составляет институт референдума в России.
Затрагивая вопрос теоретического и практического значения данной работы, хочется отметить, что все проводимые автором исследования производятся на основе нормативно-правовой базы, монографической и специальной литературы, а так же на основе использования судебной практики.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, четырех логически связанных между собой глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Теоретический аспект возникновения института референдума
Говоря о происхождении такого понятия как референдум стоит сказать что родиной его считается Швейцария. «То что должно быть сообщено» именно так переводится с латинского слово референдум. «Многие столетия народные собрания кантонов занимали место высшего органа власти Швейцарской конфедерации. Кроме того во власти Швейцарии состоял созываемый несколько раз в год парламент конфедерации , однако решения его не имели окончательного характера - и принимались они только лишь для оповещения народного собрания, после чего вступали в силу».
Политическая практика любого демократического государства показывает что институт референдума не подменяет, а скорее дополняет механизмы представительной демократии. В отличие от представителей радикальной демократии современные либералы считают что не стоит переоценивать референдум как инструмент народовластия. Так, «Ж.-Ж. Руссо полагал, что ни одно политическое решение, ни один закон, не одобренные самим народом, не имеют обязательной силы».
В России же референдум был впервые закреплен Законом о референдуме в 1990 г. Однако закон этот во многом оказался весьма противоречивым. Хотя он и предоставлял гражданам право требовать проведения референдума право это не было, безусловным, поскольку законом допускалось отклонение требований о назначении референдума органом Съезда народных депутатов. Только он имел полномочия о принятии решения о всенародном голосовании, но поскольку обязательные референдумы не предусматривались, Съезд, обладая всей полнотой власти, в их проведении заинтересован не был. Все это предопределило сравнительно редкое использование референдума, при том, что в эпоху 90 – ых. страна переживала серьезные реформы и выявление воли народа было просто необходимо. Конституция России была принята в рамках всенародного голосования, а немного ранее референдум выступил в качестве своеобразного арбитра в разрешении конфликта между органами исполнительной и законодательной власти в стране. Конституция РФ предусмотрела необходимость принятия конституционного закона о референдуме. 10 октября 1995 г. Президентом РФ был подписан Федеральный конституционный закон «О референдуме РФ». В настоящее время действует Федеральный конституционный закон «О референдуме РФ» от 28.06.2004 г. № 5 – ФКЗ. Референдум регулируется также Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12.06.2002 г (с изм. от 21 июля 2005 г) № 67 – ФЗ.
2. Истирический аспект возникновения института референдума
В эпоху начала 20 го века в Российскоеобщество переживает реновацию политической системы, грядут перемены, призванные обеспечить прогресс в политическом развитии государства. Признаки зарождения демократии наблюдались уже тогда, этому поспособствовало стремительное развитие таких демократических институтов, как создание парламента и федерализм. Однако главным объектом интереса и дискуссий среди ученых юристов попрежнему, оставались свободные и независимые выборы. Широко практикуемый в странах запада институт Референдума, теперь зарождается и в России.
Как указывал в своих работах П. И. Новгородцев: «референдум и народная инициатива способствуют установлению более тесной связи законодательства с воззрениями народа и в этом смысле создают и для органов представительства новое положение[1]». С данным мнением нельзя не согласиться, ибо в настоящее время мы видим результат становления той самой тесной связи между развитием политической системы, воззрением народа и становлением представительным органов в нашем государстве.
Будет неправильным не отметить тот факт, что прообразы сегодняшних референдумов существовали еще задолго до появления демократии, а именно в древние времена.
Вечевые сборы тому пример, примитивное подобие настоящего способа свободного волеизъявления народа однако находит явные черты схожести с институтом «народной инициативы».
Но поскольку главной целью данной работы является исследование в большей части современного развития референдумов ,в этой связи стоит напомнить о первом исторически правовом закреплении референдума – а произошло это в 1936 году, когда в принятой Конституции, в пункте «г» 49 статьи указывалось, что «Президиум Верховного Совета СССР производит всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик». Однако стоит заметить что, проект Конституции 36-ого года был выдвинут на народное обсуждение, но не голосование, в этой связи просматривается реальное отношение тогдашней власти большевиков к институту референдума. И как показывает нам история, причина такого отношения более чем очевидна, и объяснялась она совершенным отсутствие интереса у действующей на тот момент власти к общественному мнению, ведь мнение некоторых членов общества, в особенности интеллигенции, были совершенно другими нежели у правящих кругов. В 1977 г. с принятием новой конституции, институт референдума получил свое дальнейшее развитие. Референдум и две формы его реализации: наконец нашли свое юридическое закрепление. Вопросы, государственной важности, теперь выносились Верховным Советом СССР на всенародное голосование. Однако не взирая на, более конкретизированное закрепление сущности и форм данного института, Конституция 77-ого года повторила историю своей предшественницы, ибо она, как и она, явилась лишь предметом обсуждения, но не голосования.
3. Процедура проведения референдумов в России
Право граждан на участие в референдуме закрепленное Конституцией РФ является комплексным, и включает в себя ряд субъективных прав. Часть из которых содержит в себе Федеральный закон «О референдуме РФ» от 28 июня 2004 года.
Гласность в свою очередь является основным условием реализации права граждан на участие в референдуме, получение информации о его текущих и итоговых результатах. «Нормы Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 года, закрепляющие гарантии гласности в процедуре проведения референдума, соответствуют предписанию п. 14 Резолюции 1121 Парламентской Ассамблеи Совета Европы «Об инструментах участия граждан в представительной демократии» 1997 года о том, что государства –члены Совета Европы должны определить правила, гарантирующие надлежащее информирование граждан обо всех вопросах, связанных с проведением референдума». Роль гражданина в процессе реализации референдума имеет значение при реализации его права на информацию.
Существует два пути через которые граждане интересующиеся ходом голосования могут получить соответствующую информацию.
– Первый состоит в обращении непосредственно в комиссию референдума.
– Второй путь информирования граждан РФ как участников референдума состоит в получении сведений через средства массовой информации.
С целью полного и всестороннего освещения подготовки и проведения референдума представители СМИ имеют право присутствовать на заседаниях комиссий референдума, знакомиться с протоколами об итогах голосования, присутствовать на агитационных мероприятиях и освещать их.
ЦИК РФ передает данные о предварительных результатах референдума редакциям СМИ по мере поступления этих данных.
«Иерархия комиссий включает в себя следующие структуры, перечисленные в порядке от вышестоящих к нижестоящим:
– ЦИК РФ;
– Избирательные комиссии субъектов РФ;
– Территориальные избирательные комиссии или избирательные комиссии муниципальных образований, действующие в случаях, предусмотренных законодательством РФ о выборах и референдумах, в качестве территориальных избирательных комиссий, а также специальные территориальные комиссии референдума в случае их сформирования;
– Участковые комиссии референдума».
4. ПРАКТИКА ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЕРЕНДУМОВ В РОССИИ
Полномочия на реализацию государственной власти, должностными лицами и государственными структурами приобретаются в результате воли народа, именно в этом состоит суть принципа народного суверенитета. Правомерной и легитимной власть становится лишь согласно воле народа.
«Референдум как институт выступает в качестве высшей формы непосредственного выражения власти народа. Референдум, проводимый в пределах субъектов РФ является наиболее полной формой выявления мнения большинства народа. Выявление мнения большинства граждан носит в себе определенную процедуру, результаты проведения которой, позволяют в дальнейшем ответить на ряд некоторых вопросов».
«В качестве самого актуального вопроса выносимого на всенародное голосование можно привести вопрос, касающийся изменения границ территории субъекта, либо отношения населения к строительству какого-либо объекта, например атомной станции или завода».
«Примером первой ситуации может послужить Тюменская область, где осенью 2001 года в 18 из 22 районов области успешно прошли референдумы по вопросу укрупнения муниципальных образований.
Процесс укрупнения муниципальных образований преследовал несколько целей, в том числе и то, что отказ от поселенческой модели местного самоуправления и произведение укрупнения позволяют более эффективно расходовать средства и осуществлять контроль за, равномерным их распределением по территории муниципального образования. Также ожидалось, что значительно сократится штат чиновников».
Почему вашу курсовую по уголовной ответственности вернут на доработку: 5 главных ошибок студентов.