Найти в Дзене

«Что за...»: King Gizzard and The Lizard Wizard о появлении их ИИ-клона на Spotify

Серьёзно, что за... King Gizzard and The Lizard Wizard. Фото: Маклей Хериот Австралийские психоделические рокеры, ранее удалившие свою музыку из Spotify в знак протеста против стримингового сервиса, сокрушаются по поводу появления их группы-клона King Lizard Wizard, созданной искусственным интеллектом
Бен Бомонт-Томас, The Guardian
В июле King Gizzard убрали всю свою музыку со Spotify в знак протеста против генерального директора компании Даниэля Эка, который одновременно является председателем совета директоров военной технологической компании Helsing и её крупным инвестором.
Очевидно пытаясь заполнить образовавшуюся пустоту, в начале этого месяца на Spotify появился новый «исполнитель» под названием King Lizard Wizard с композициями в стиле психоделического рока группы, созданными ИИ, с идентичными оригинальным названиями песен и обложками альбомов, слабо имитирующими фантастические арты King Gizzard.
И вот Spotify удалил King Lizard Wizard из сервиса, заявив: «Spotify строго за
Серьёзно, что за... King Gizzard and The Lizard Wizard. Фото: Маклей Хериот
Серьёзно, что за... King Gizzard and The Lizard Wizard. Фото: Маклей Хериот

Австралийские психоделические рокеры, ранее удалившие свою музыку из Spotify в знак протеста против стримингового сервиса, сокрушаются по поводу появления их группы-клона King Lizard Wizard, созданной искусственным интеллектом
Бен Бомонт-Томас, The Guardian

В июле King Gizzard убрали всю свою музыку со Spotify в знак протеста против генерального директора компании Даниэля Эка, который одновременно является председателем совета директоров военной технологической компании Helsing и её крупным инвестором.

Очевидно пытаясь заполнить образовавшуюся пустоту, в начале этого месяца на Spotify появился новый «исполнитель» под названием King Lizard Wizard с композициями в стиле психоделического рока группы, созданными ИИ, с идентичными оригинальным названиями песен и обложками альбомов, слабо имитирующими фантастические арты King Gizzard.

И вот Spotify удалил King Lizard Wizard из сервиса, заявив: «Spotify строго запрещает любые формы имитации артистов. Указанный контент был удалён за нарушение правил платформы, и никаких отчислений за прослушивания выплачено не было».

Фронтмен King Gizzard Стью Маккензи сказал, что «пытается разглядеть иронию в этой ситуации» после того, как группа сама ушла со Spotify, но добавил: «Серьёзно, что за херня — мы действительно обречены».

Музыка, созданная искусственным интеллектом, вызывает всё больше споров и быстро стала одной из самых обсуждаемых тем в музыкальной индустрии.

В сентябре Spotify объявил, что в прошлом году удалил 75 миллионов треков, предположительно созданных ИИ-артистами: мошенники пытаются заработать, закидывая платформу фейковыми исполнителями, которые генерируют выплаты роялти. Также фиксировались случаи загрузки «дипфейковых» версий популярных артистов, например Drake.

Однако, хотя большинство таких треков отсеиваются спам-фильтрами или быстро удаляются, музыка, полностью или частично созданная/улучшенная ИИ, скорее всего будет только набирать популярность.

Сейчас в британском чарте Top-40 находится трек «I Run» британского танцевального дуэта Haven, оригинальная версия которого содержала вокал, обработанный с помощью ИИ. Участник дуэта Харрисон Уокер признался в использовании ИИ, заявив: «Как автор песен и продюсер я люблю пробовать новые инструменты и техники и оставаться на острие того, что происходит». Песня стала вирусным хитом, но была удалена со стриминговых сервисов после жалоб лейблов и отраслевых организаций, утверждавших, что сгенерированный ИИ голос слишком сильно похож на голос британской певицы Джорджи Смит.

После этого Haven перезаписали «I Run» с живым человеческим вокалом, однако лейбл Джорджи Смит — Famm — утверждает, что обе версии «нарушают права Джорджи и неправомерно эксплуатируют труд всех авторов, с которыми она сотрудничает». Haven пока не ответили на претензии Famm.

Ожидается, что музыка, созданная ИИ, всё-таки войдёт в мейнстрим, когда соответствующие инструменты станут общедоступны. В последние недели крупные лейблы Universal и Warner заключили сделки с компаниями Udio и Suno, которые позволят пользователям создавать ИИ-музыку на основе каталогов реальных артистов этих лейблов (сами артисты смогут разрешать или запрещать использование своего материала).

На этой неделе в разговоре с The Guardian продюсер Eurythmics Дэйв Стюарт назвал ИИ в музыке «неостановимой силой» и заявил: «Каждый должен продавать или лицензировать свой голос и свои навыки этим компаниям».

Но далеко не все разделяют оптимизм. После сделки Universal с Udio основатель американской Music Artists Coalition Ирвинг Азов предупредил, что в итоге артисты могут «остаться на обочине с крохами», и добавил: «Каждый технологический прорыв открывает возможности, но мы обязаны убедиться, что это не происходит за счёт тех, кто на самом деле создаёт музыку — артистов и авторов песен… артисты должны сохранять творческий контроль, получать справедливую компенсацию и понимать, какие сделки заключаются на основе их каталогов».