Король внимательно наблюдал за невестой своего придворного. До чего же хороша! Светлая кожа, тёмные каштановые волосы, очаровательная улыбка. Она казалась совершенной скромницей, но в то же время было в ней нечто порочное.
История Анны Болейн хорошо знакома многим из нас по книгам и фильмам, а вот о её сестре мало кто знает. И действительно – судьба Марии Болейн была куда менее трагической и насыщенной драмами, но не менее интересной.
Более того, она раскрывает нам суть людей, которые окружали Марию в то время и заставляет по-новому взглянуть на казнённую королеву, её сестру. Итак, кто же такая Мария Болейн? Каким был её роман с королём? И почему родные не желали поддерживать отношения с ней?
Сёстры Болейн
Точная дата рождения Марии нам неизвестна. Большинство историков полагает, что на свет она появилась приблизительно в 1499 году. Семейство Болейн было достаточно влиятельным и богатым. Известно, что отец нашей героини, Томас Болейн, старался дать своим детям наилучшее образование. Для сыновей и дочерей он нанимал лучших учителей, а кроме того, немало занимался с ними сам.
По службе Томас нередко бывал за пределами Англии, чем также пользовался в интересах своей семьи. Так, например, во время пребывания в Нидерландах он попросил эрцгерцогиню Маргариту Австрийскую принять ко двору одну из его дочерей.
Выбор сэра Томаса пал на Анну. Как считают историки, Мария к тому времени могла уже обладать достаточно хорошими знаниями и манерами, а потому отец рассчитывал её пристроить к английскому двору.
Во Франции
Современники описывали её как скромную и приятную девушку с очаровательной внешностью. Известно, что она прекрасно говорила по-французски, хорошо танцевала и музицировала, увлекалась рукоделием.
В 1514 году она была принята в свиту принцессы Марии Тюдор (сестра Генриха VIII), которая готовилась выйти замуж за короля Франции Людовика XII. Поскольку принцесса собиралась отправиться на родину мужа, она нуждалась во фрейлинах, которые говорили по-французски. Именно поэтому Мария осталась при ней, а вскоре в свиту вошла и Анна Болейн.
Во Франции жизнь юной Марии складывалась весьма успешно. Она служила Марии Тюдор, которая стала женой короля. Даже когда монарху наскучило огромное количество англичан при своём дворе, и многие соотечественники королевы были отправлены домой, Болейн осталась при своей покровительнице. Всё шло достаточно ровно и благополучно несколько лет, пока король внезапно не умер.
Надо сказать, что совсем ещё юная Мария, оказавшись при французском дворе, в то время присматривалась к обстановке, взаимоотношениям и особенностям общения людей. Уже тогда девушка начала понимать, что монарх способен вершить судьбы людей.
Только король мог возвысить или же уничтожить человека – всё зависело от его воли. И кажется, в то время Мария наметила для себя особенный «осторожный метод» общения с венценосными персонами.
«Великая распутница»
После скоропостижной кончины французского правителя девушка ещё некоторое время оставалась во Франции. Как поговаривали, в ту пору у неё завязался роман с новым королём Франциском I (не исключено, что она даже состояла в свите его жены).
Несмотря на то, что связь с королём продолжалась недолго, да и сама Мария никогда не числилась в фаворитках, многие злые языки поговаривали, что девушка сгубила свою репутацию.
В донесении апостольского нунция Рудольфо Пио ди Карпи отмечается, что сам Франциск называл Марию «великой распутницей, самой бесстыжей из всех».
Ого, выходит, что юная Болейн была вовсе не такой скромницей, какой казалась окружающим? На этот вопрос у историков нет однозначного ответа. Однако многие исследователи считают, что Мария, равно, как и её сестра Анна, стали жертвами сплетен католиков.
Что же касается романа с Франциском, то сведений об этих отношениях почти не сохранилось. Согласитесь, если бы Мария действительно проводила с ним много времени, то придворные явно заметили бы это.
Из этого можно сделать вывод – либо отношения эти были тайными, что вряд ли соответствует образу «великой распутницы», либо роман вовсе был платоническим (король мог пару раз оказать знаки внимания девушке, что породило грязные слухи).
Первый брак Марии
Косвенным опровержением сплетен о Марии стало и её замужество. Вернувшись на родину, она вышла замуж за Уильяма Кэри, влиятельного придворного, состоявшего в королевской свите. Говорили, что брак этот был устроен отцом Болейн с одобрения английского короля Генриха VIII.
Вряд ли такое семейство, как Кэри, пожелало бы породниться с семейством девушки с весьма сомнительной репутацией. Впрочем, брак этот явно был выгоден каждой из сторон. Болейн принадлежала к богатому роду и получила солидное приданое, Кэри был на хорошем счету у самого короля, что тоже давало большие привилегии.
Сложно сказать, любила ли Мария своего супруга, но состоя с ним в браке, она вступила в отношения с королём. В художественной литературе часто можно встретить заявления, будто Мария была любовницей Генриха VIII ещё до свадьбы, но никаких тому подтверждений нет.
Известно, что монарх присутствовал на венчании Болейн и Кэри и считал, что они станут прекрасной парой. Вероятно, уже потом, когда Мария стала жить при дворе, король обратил на неё своё внимание.
Роман с королём
Если вы представляете себе Марию Болейн при правителе эдакой яркой персоной, плетущей интриги и оказывающейся в центре скандалов, то спешу разочаровать. Всё было совершенно иначе.
Генрих с уважением относился к законной супруге и старался не тревожить королеву своими увлечениями «на стороне». Как и в случае с французским монархом, Мария и теперь не имела статуса фаворитки и не претендовала на него. Вероятно, женщина понимала, что в случае с правителями лучше придерживаться принципа «золотой середины» и не требовать большего.
Роман Генриха и старшей из сестёр Болейн не был связан со скандалами или интригами, а в записях придворных той поры он практически никак не отражён. По всей видимости, отношения эти были тайными, а сам король никогда публично не проявлял своих чувств к Марии.
Единственным моментом, который вызывал пересуды, было рождение детей у четы Кэри. В период романа с королём Мария произвела на свет дочь, а вскоре после расставания с Генрихом – сына. Но эти дети не были признаны монархом как его внебрачные отпрыски.
Они носили фамилию супруга Марии и никогда не заявляли о себе как о представителях монаршего семейства. Кроме того, нет ни одного источника, который бы подтверждал, что дети эти были рождены от короля.
А как же к роману своей супруги с королём относился Уильям Кэри? Едва ли он препятствовал этим отношениям. Парадоксально, однако любовная связь его жены с правителем была выгодна в первую очередь именно «обманутому» супругу.
Он получал массу подарков и привилегий, новые земли и звания. И только в 1525 году этот поток из рога изобилия вдруг прекратился. Такие перемены позволяют сделать вывод, что к тому времени Генрих расстался с Марией. И на то была определённая причина – король увлёкся её младшей сестрой Анной, которая была куда более амбициозной, чем прежняя любовница монарха.
Отчаянное положение
Для многих из нас Анна Болейн – это образ невинной жертвы, несчастной женщины, которая захотела стать королевой и поплатилась головой (в прямом смысле) за свой невероятно высокий взлёт. Но не стоит идеализировать её, поскольку история её сестры явно показывает, что добродушной и сострадающей Анна точно не была.
Итак, место Марии, а вскоре и королевы заняла Анна. Тем временем её сестра овдовела и оказалась в плачевном положении. После смерти Кэри у неё осталось множество долгов, а из средств женщина получала лишь небольшую арендную плату за одно поместье.
Понимая, что она не в состоянии прожить на эти деньги, и уж тем более обеспечить своих детей, Мария в отчаянии обратилась за помощью к родным. Однако и отец, и Анна отвергли её мольбы.
Почему? Некоторые исторички считают, что причина крылась в той самой сомнительной связи с французским королём. Но есть предположение, что Мария просто разочаровала своих родственников, не сумев долгое время обеспечивать их подарками, которые получала от короля.
В конце концов Мария вынуждена была отправиться на поклон к монарху и рассказать ему о своих мучениях. Генрих, по всей видимости, помнил о тёплых чувствах, которые некогда испытывал к ней. Король заступился за Марию и её детей перед Томасом Болейном, что значительно облегчило участь женщины.
Однако ко двору она более не могла вернуться – Анна, ставшая королевой, не желала видеть здесь свою сестру.
Гнев королевы
Сёстры снова встретились лишь в 1534 году. И тогда Анна была поражена. При встрече с Марией она сразу заметила, что та беременна, а потом женщина рассказала, что вышла замуж за солдата Уильяма Стаффорда.
И вот тут Анна пришла в ярость. Во-первых, Мария вступила в новый брак без одобрения короля и королевы, что было серьёзным проступком. Во-вторых, такое явное неравное положение супругов бросало тень и на саму Анну. По её мнению, Мария даже в некотором роде выступала против государственных интересов.
А в-третьих, Анна сама не так давно родила девочку, а вот второй ребёнок на свет не появился – произошёл выкидыш. Женщина мечтала родить королю наследника, но не могла этого сделать. Разумеется, вид беременной и счастливой сестры привёл её в бешенство.
Марии Болейн было запрещено видеться с кем-либо из монаршей семьи и уж тем более появляться при дворе. Её родные, так же, как и Анна, неодобрительно отнеслись к новому браку с солдатом. Находясь в отчаянном положении, женщина даже написала письмо Томасу Кромвелю, прося его о заступничестве.
В этом послании она говорила, что согласна была бы нищенствовать со своим мужем, которого она безгранично любит, нежели жить в роскоши с самим королём. Как очень верно отмечает в своей книге «Последняя из рода Болейн» Карен Харпер:
«…брак Марии Болейн и скромного рыцаря Вильяма Стаффорда – исторический факт, и ученые мужи, как ни искали, не смогли найти ему другого объяснения, кроме любви; никаких иных мотивов столь неравного союза просто нет».
Историки не могут сказать, получила ли Мария ответ от Кромвеля. Однако положение её не стало лучше. Король прислал ей золотой кубок в качестве последнего подарка. Вероятно, продав эту вещь, супруги смогли отправиться в Кале.
Сложно сказать, сколько времени Мария прожила в провинции. Едва ли она виделась с Анной после того, как королеву приговорили к казни. После смерти всех сестёр и братьев Мария осталась единственной выжившей из рода Болейн. Отец, прежде не испытывавший к ней тёплых чувств, завещал всё своё имущество дочери.
Остаток дней Мария прожила в тиши и безвестности, но главное – рядом с любимым мужем и детьми. Да, она перенесла немало лишений, познала и предательство родных, и нужду, но, без сомнения, на склоне своих лет была счастлива. Несомненно, она не раз хвалила себя за то, что никогда не приближалась слишком близко к королям и даже в самых смелых мечтах не грезила стать королевой.