Только что закончилась дорама «Дорогой Икс», ставшая абсолютным хитом в международных рейтингах.
Что неудивительно, поскольку сериал, кроме своей невероятной художественной выразительности, раскрывает глубинный конфликт социума — что готовы отдать люди за успех и богатство. А это практически ветхозаветная тема, волнующая многих.
В отзывах в сети прослеживается два радикально отличающихся отношения к главной героине.
У половины она вызывает резкое отторжение, вторые же склонны ее оправдывать, понимая сложность характера А Джин и побудительные обстоятельства.
В самой новелле персонаж А Джин более плоский и категоричный. Там она действительно злодейка-социопатка, наказанная в итоге инвалидностью, нищетой и уродством.
А вот в фильме трудами создателей и, в первую очередь, актрисы Ким Ю Джон, персонаж получился более сложный и неоднозначный.
Это уже не социопатка, а скорее человек с сильно изломанной психикой в тщетных попытках сохранить себя и гипертрофированной потребностью в безопасности.
Именно безопасность нужна А Джин, а не деньги или признание. Она отнюдь не нарцисс, хотя отлично осознает собственную привлекательность и способность к перевоплощению. Деньги и признание — это не самоцель, а лишь средство для получения ею безопасности.
В отличие от всех остальных персонажей дорамы, где жажду денег и известности питает тщеславие. И поэтому они заведомо слабее А Джин и проигрывают ей.
Вообще хочу заметить, что огромное значение для восприятия героини имеет социум.
В корейском социуме пренебрежение общественной моралью вызывает дополнительное возмущение, что в целом усугубляет образ «злодейки».
Это подтверждается словами Ким Ю Джон, актрисы, сыгравшей А Джин, в ее интервью журналу Marie Claire.
«...слова и поступки А Джин можно счесть социально неприемлемыми, и я боялась, что это повлияет на мою реальную жизнь...» — Ким Ю Джон.
А Джин нарушает мораль коллективистского социума, который неприемлет столь прямолинейных высказываний, смелых безоглядных действий, оголтелый индивидуализм и полное отсутствие вежливости.
Но с точки зрения западного социума героиня лишь иногда груба, но не неприемлема. Ее поведение вполне соответствует образу хищницы, а этот поведенческий паттерн весьма любим на западе, где фраза «ничего личного, только бизнес» стала девизом эпохи агрессивного капитализма.
И строго говоря, девица весьма предприимчиво строит планы, вовлекает в них нужных людей, наиболее подходящих для их реализации, используя весь арсенал имеющихся в ее распоряжении средств.
Она ведет себя так, как ведут себя наиболее успешные западные фигуры — почитайте биографии известных предпринимателей. И незачем далеко ходить, хотя бы про одиозного господина Трампа, а ведь он даже целый президент большой страны. Ну и западное кино с обаятельными мошенниками транслирует ту же идею про «все средства хороши».
Безусловно в дораме все гипертрофировано, что превращает этот фильм в хирургическую операцию по вскрытию самой сути современности, где цинизм и индивидуализм приобрели исключительно позитивную окраску.
Конечно, литература и искусство, особенно массовое, пытается вложить в головы зрителей образы добрых героев «без страха и упрека», как образец для подражания. Даже мошенники делаются робингудами и рыцарями.
Но честно ли это?
По факту получается, что добрые люди оказываются планктоном, своего рода комфортной средой для хищников, прикрывающих свои действия личиной протестантского благообразия, и особо не стесняющихся в средствах, ибо «мораль — для бедных».
А в этой дораме все честно и прямолинейно. В ней практически нет положительных персонажей, тут всё in real life.
И самый честный персонаж тут именно А Джин, что прямо озвучивает Ким Ю Джон в своем интервью Marie Claire:
«...пройдя весь путь вместе с А Джин, я пришла к выводу… Что она удивительно человечна. Это самый искренний и прямолинейный герой всей дорамы. Мне кажется, она — тот, кто до предела раскрывает свою человечность...» — Ким Ю Джон.
Даже «как бы» положительная покровительница А Джин, директор ее агентства, в итоге лишь прикрывает свою алчность показной добротой, отлично манипулируя слабостями своих подопечных.
Именно это озвучивает главная героиня в эпизоде на крыше — «вы 10 лет были с Ин Ганом, но год со мной перевернул его жизнь».
Да, десять лет герой Хван Ин Ёпа разрушался «добрым другом» директрисой, а год с «социопаткой» А Джин дал его герою надежду и исцеление.
И надо сказать, что А Джин и сама не меньше нуждалась в Ин Гане — с этим человеком у нее возникла настоящая исцеляющая близость. Именно поэтому она не заметила, как пролетел этот год и была в замешательстве от того, что «по плану» пора заканчивать. Она не хотела заканчивать, ей было с ним тепло и безопасно — это очень хорошо показано в эпизоде с Джун Со, когда А Джин пришла к нему обсудить экранизацию его романа.
Но погибает бабушка, и для А Джин это становится знаком, что менять курс не следует — сам Господь этого не желает. Она еще не достигла уровня вожделеемой безопасности, когда никто не сможет ее тронуть или обидеть, а значит, нужно продолжать карабкаться.
Однако, А Джин не предполагала, что Ин Ган самоубьется, потому что этот поведенческий паттерн полностью противоречит ее сущности и жизненному опыту. Ей даже в голову не могло прийти, что все закончится его самоубийством, а ее сожаления и переживания показывают нам прямо, что она не психопатка и не социопатка, она сильно искореженный человек, делающий неправильные выборы.
Но откуда бы ей знать, какие выборы правильные, если в ее жизни никогда не было образца эмоциональной близости даже в собственной семье. Наоборот, жизнь демонстрировала ей самым жестоким способом, что эмоциональная привязанность опасна и от нее нужно избавляться всеми силами, как от слабости.
Разговор с мачехой в последних сериях прекрасно это иллюстрирует: «я ненавидела вас особенно сильно, когда вы проявляли ко мне доброту, потому что во мне рождалась надежда, которую вы мгновенно разбивали».
И тут же следом начинается третья часть истории, где все смыслы об измененных общественных приоритетах проявляются в абсолютной беспощадности.
Появляется чеболь Мун До Хёк в исполнении Хон Чжон Хёна, обещающий А Джин ту самую безопасность и неприкосновенность, которую она столь долго жаждала и к которой стремилась всю свою жизнь.
Мун До Хёк — это воплощение каноничного злодея с врождённой социопатией, подкрепленной неограниченными материальными ресурсами.
Его как будто специально нам показывают как отражение главной героини, чтобы продемонстрировать пусть и искаженную, но человеческую сущность А Джин на фоне полной бесчеловечности Мун До Хёка.
В нем, как в капле воды, проявляется основная боль сильных мира сего — скука и жажда ощущений.
Мун До Хёк — истинный манипулятор, у которого цель не выживание, а игра: его жизнь требует дофамина и он развлекается.
Он делает это не под давлением, а «из любви к искусству» — это его драйв, его кайф. Именно этим он принципиально отличается от А Джин, все действия которой носили чисто защитный характер в ответ на агрессию против себя. Да, не импульсивную, а тщательно спланированную, но защиту.
Увидев в А Джин занятную «зверушку», способную на его взгляд выдержать его игры, он предлагает ей брак, на который она моментально соглашается с несвойственным ей обычно легкомыслием.
Видимо, зримое ощущение достижения цели на фоне потрясения от смерти Ин Гана, полностью отключило ее обычную осторожность.
В фильме не совсем ясно, каким образом Мун До Хёк сводит А Джин с ума, но думаю, что это какая-то фармакология.
Практически в третьей части нам показывают окончательное разрушение А Джин. Она вступает в борьбу с Мун До Хёком и отдает на заклание своих единственных рыцарей — Джэ О и Джун Со.
Оба этих персонажа имеют выраженный комплекс защитника по отношению к А Джин, но видят свой долг по-разному. Джэ О видит его в абсолютном служении А Джин — это такой классический беззаветный рыцарь, не требующий ничего взамен. А Джун Со другой — ему нужна А Джин в качестве его женщины. И хотя зависимость обоих этих мужчин от А Джин одинаково патологична, но она имеет разные корни и разное воплощение.
Я не буду сейчас пытаться разбирать психотипы этих двух мужчин, скажу лишь, что сама А Джин имеет гораздо меньшую привязанность к этим парням — они ей не нужны и воспринимаются ею скорее, как некая ностальгическая данность прошлого. Она не общается с ними месяцами и по большому счету просто принимает их служение.
Обвинять ее в «использовании» их жизней немного чересчур. Они взрослые люди и могут сами о себе позаботиться. Они отлично знают, что из себя представляет А Джин и ее отношение к ним. У них нет никаких иллюзий на ее счет, ибо они слишком давно ее знают. Они ее принимают такой, какая она есть, но жаждут ее одобрения и именно это позволяет ей обращаться к ним за одолжениями. Пара отказов, смена номера телефона и всё — она бы их не стала искать и настаивать.
Да, конечно, их жаль, как жаль всех «пострадавших» от А Джин. Но чем хорош этот фильм, что в отличие от новеллы, создатели не демонизируют героиню, не идут тупым путем создания плоской «бабыяги» с ожидаемым наказанием злодейки, а равномерно распределяют ответственность на всех участников процесса, вскрывая порочность человеческой природы и современного социума.
В общем, фильм сложный своей неоднозначностью, но смотреть его стоит — он красив, держит интерес все 12 серий и устраивает эмоциональные качели, меняя отношение зрителей к героям в режиме реального времени.
Смотрела на Иви с отличной озвучкой Мобильного телевидения.