Найти в Дзене
КИНОФАРВАТЕР

Великий Роберт Редфорд.

Как великий актёр идеально вписался в тренды Нового Голливуда, как стал оскароносным режиссёром, сделал американский кинофестиваль одним из пяти лучших, стал во второй раз секс-символом, когда ему было почти под 60, открыл миру Скарлетт Йохансен и Брэда Питта и главное: почему это одна из самых ярких кинозвёзд планеты. Может сложиться впечатление, что такому актёру да с такой внешностью и талантом, было суждено по щелчку пальцев стать воплощением американской мечты, но Редфорд был из тех, кто пробивался с боем и целое десятилетие. Он начинал с театра и львиную долю 60-х работал как вол, каждый раз сменяя театр на ТВ-шоу и фильмы, где он играл второстепенные роли. Уважение, признание и любовь пришли не сразу. Хорошим плацдармом послужил Золотой Глобус за лучшего дебютанта в фильме "Внутренний Мир Дэйзи Кловер", где он сыграл актёра бисексуала. Это была первая работа с Натали Вуд, а картина "На Слом" стала первой работой с режиссёром Сидни Поллак и второй с той же Натали Вуд. Редфорд

В 2025 году ушла из жизни кинозвезда, которая, казалось, с нами была всегда. Роберт Редфорд стал кинолегендой при жизни. Он тихо без всяких скандалов и хайпа появлялся на экранах и начиналось кино. Но он творил его и вне экрана.

Как великий актёр идеально вписался в тренды Нового Голливуда, как стал оскароносным режиссёром, сделал американский кинофестиваль одним из пяти лучших, стал во второй раз секс-символом, когда ему было почти под 60, открыл миру Скарлетт Йохансен и Брэда Питта и главное: почему это одна из самых ярких кинозвёзд планеты.

Превью.
Превью.

Может сложиться впечатление, что такому актёру да с такой внешностью и талантом, было суждено по щелчку пальцев стать воплощением американской мечты, но Редфорд был из тех, кто пробивался с боем и целое десятилетие. Он начинал с театра и львиную долю 60-х работал как вол, каждый раз сменяя театр на ТВ-шоу и фильмы, где он играл второстепенные роли. Уважение, признание и любовь пришли не сразу.

Хорошим плацдармом послужил Золотой Глобус за лучшего дебютанта в фильме "Внутренний Мир Дэйзи Кловер", где он сыграл актёра бисексуала. Это была первая работа с Натали Вуд, а картина "На Слом" стала первой работой с режиссёром Сидни Поллак и второй с той же Натали Вуд. Редфорд играет человека, который лишает людей работы во времена Великой Депрессии. Можно себе представить уровень драматизма, который должен сыграть актёр, особенно когда его персонаж влюбляется в одну из горожанок. Сценарий был написан Фрэнсисом Фордом Копполой по пьесе Теннеси Уильямса. Это гремучая смесь подарила отличную роль Редфорду и он сыграл в ней по-актёрски очень точно. Его реалистичная игра идеально вписывалась в среду провинциального городка. Он был здесь чужой, почти инопланетный с такой-то внешностью.

"Внутренний Мир Дэйзи Кловер". Режиссёр: Роберт Маллиган. 1965. США.
"Внутренний Мир Дэйзи Кловер". Режиссёр: Роберт Маллиган. 1965. США.

На протяжении почти всей карьеры можно заметить, что Роберт Редфорд идеальная голливудская звезда, в том плане, что соответствует традициям Золотого Голливуда 30-х, 40-х, 50-х. Помимо обязательной внешней привлекательности, одна из главных черт этих десятилетий, это тандемы и в принципе дружеские отношения на площадке и вне её пределов. Всё это свойственно Редфорду: три фильма с Натали Вуд, три фильма под режиссурой Джорджа Рой Хилла. Четыре фильма с Джейн Фонда. Но как у Роберта Де Ниро есть свой Мартин Скорсезе, так у Роберта Редфорда есть свой Сидни Поллак. Совместно они сняли семь фильмов!
Второй главный принцип Золотого Голливуда — не рисковать карьерой, как бы это не звучало, ради актёрства. Кэри Грант, Кларк Гейбл, Уилльям Пауэлл, Гэри Купер сильно зависели от своего имиджа и соответствовали ему в каждом фильме за редким исключением. Репутация и амплуа оставляют позади актёрские психологические трансформации и внешние примочки. Усики и причёска или даже цвет волос, должны быть идентичными из фильма в фильм. Роберт Редфорд с лёгкой руки унаследовал эту профессиональную, или можно сказать, профнепригодную для актёрской профессии привычку. Так Редфорд отказался от роли "
Кто боится Вирджинии Вульф", потому что актёр забеспокоился о том, что его образ белокурого героя не соответствует тону черно-белого фильма. Тоже самое касалось "Выпускника". Рефлексирующий молодой парень не самое подходящее амплуа для человека, который до этого играл настоящих мужчин в пиджаках, решающих серьёзные вопросы.

"Погоня". Режиссёр: Артур Пенн. 1966. США.
"Погоня". Режиссёр: Артур Пенн. 1966. США.

На момент 1966 года, даже когда вышел фильм "Погоня", он сменил пиджак на тюремную робу, но не растратил своей маскулинности и лоска. Даже с появлением этого фильма, до статуса кинозвезды было ещё далеко. Он был там на равных с Джейн Фонда и Марлоном Брандо, но уже здесь можно увидеть первые зачатки Нового Голливуда, который ещё не знает о своей бунтарской сущности. Всё, что у него пока есть и в избытке, так это молодость — главное оружие грядущего течения. Можно допустить, чтобы в фильмографии появилась комедия, как "Босиком по парку" с той же Джейн Фонда, благо и спектакль по этому материалу уже игрался, но образ зарабатывающего мужчины всё равно должен соответствовать привычному амплуа. Этот фильм так или иначе помог расширить свои актёрские способности, ведь это была комедия. Фильм также принёс хорошую прибыль, но критики были не в восторге от романтического фарса, где шутки преобладали над логикой и скорее злили, чем смешили.

Своего бэнгера пришлось ждать до 1969 года. Может, Редфорд и совершил ошибку, ведь "Кто боится Вирджинии Вульф" стал классикой, а "Выпускник" сделал звезду из Дастина Хоффмана, но белокурый герой всё-таки нашёл способ найти себя в кино окончательно и при этом стать легендой мирового уровня. С одним только этим фильмом, он уже мог уйти на покой и всё равно считаться величайшим актёром своего времени.

Режиссёр: Джордж Рой Хилл. США. 1969.
Режиссёр: Джордж Рой Хилл. США. 1969.

"Буч Кэсседи и Санденс Кид" — один из величайших бадди-вестернов в мире, который мог не состояться. Закулисная история вокруг выбора главных героев, доказывает, что Роберт Редфорд был далёк от тех актёров, о которых думали продюсеры. Его имя приходило на ум последним. Роль Сандэнса изначально была предложена Джеку Леммону. Недавно из-под его продюсирования вышел "Хладнокровный Люк" (1967) с Полом Ньюманом в главной роли. Собственно Пола Ньюмана, который к этому моменту имел уже три номинации на Оскар, тут же избрали на роль Буча. Леммон, однако, отказался от роли, потому что не любил сниматься в вестернах. Он считал, что с него хватит езды верхом и ролей, похожих на роль Сандэнса Кида. Тогда стали рассматриваться Стив МакКуин и Уоррен Битти. Битти заявил, что фильм слишком похож на "Бонни и Клайд" поэтому тут же отказался. МакКуин почитал сценарий и тут же согласился сниматься, но профессиональные взаимоотношения вокруг именно этого фильма, как-то не ладились у него с Полом Ньюманом. Возможен ли бадди-муви, когда два главных героя спорят насчёт своих персонажей, которые являются лучшими друзьями? И вот перст продюсеров падает на Роберта Редфорда. Когда он прочитал сценарий то понял, что нашёл то, что искал. Забавно, что именно Редфорд был из числа тех, а таких было немало, кто был против заглавной песни.

"Когда фильм вышел на экраны, я был настроен крайне критически: как песня сочетается с фильмом? Дождя ведь нет. В то время это казалось глупой затеей. Как же я ошибался: песня стала хитом и получила Оскар".

Тоже самое касалось и самого фильма. Когда он вышел в широкий прокат, он в течение двух недель занимал первое место по кассовым сборам в США и Канаде. При бюджете в 6 миллионов долларов, он собрал выше сотни и стал самым кассовым в 1969. Фильм получил 7 номинаций на Оскар, включая лучший фильм года и 10 номинаций на британскую BAFTA, где Редфорд и Ньюман оба были номинированы на лучшего актёра и в итоге, статуэтку взял Роберт Редфорд аж за три фильма, вышедших в 1969 году (Вот такой тогда был необычный регламент у британской академии). Это была первая его большая награда в кино, не считая Глобуса за Лучший дебют. Благодаря этому фильму, продюсеры сначала упоминали имя Роберта Редфорда, а уже затем Джека Лемона и Стива МакКуина...

А были те, кто не был доволен? Естественно это были критики. Все хвалили главных актёров, но вместе с этим, сравнивали диалоги из фильма с какой-нибудь серией из "Бэтмана и Робина".
ТАЙМ, Роджер Эберт, Джин Сискел — все в лучшем случае оценили этот фильм на 2 звезды, по одной на каждого актёра, видимо. До сих пор, Редфорда не слишком жаловали критики. На каждую заметку Variety, где отмечали его хорошую игру в фильме "
На Слом", находилась New-York Times, которая считала его игру неправдоподобной.

"Краденый Камень". Режиссёр: Питер Йейтс. 1972. США.
"Краденый Камень". Режиссёр: Питер Йейтс. 1972. США.

В один 1969 год он снялся в трёх фильмах. "Скоростной Спуск" вышел на экраны через месяц после "Буч Кэссиди и Сандэнс Кид". Критики неплохо приняли фильм, но он провалился в прокате. Эту спортивную лыжную драму, Редфорд называл своим любимым фильмом на момент выхода. Третьим фильмом в один год стал "Скажи им, что Вилли Бой был здесь". Этот фильм о расовой сегрегации в сторону индейцев, вышел до фильма "Маленький Большой Человек" и задолго до "Танцующего с Волками". У Редфорда здесь второстепенная роль и ему сложно здесь раскрыться по-актёрски, кроме того как проявить благородность согласно сценарию. Но дело в том, что два фильма из трёх провалились в прокате и это никак не отпугнуло продюсеров, потому что Буч Кэсседи и Санденс Кид полностью затмили всю предыдущую его фильмографию. Казалось, он всегда был кинозвездой, а не шёл к этому ровно 10 лет с момента первой бродвейской постановки. Следующие два фильма тоже были мимо кассы, хотя один из них фильм про ограбление... "Краденый Камень" снял Питер Йейтс. По его словам, он был уверен, что с этим фильмом получится всё, благодаря интересной истории и Роберту Редфорду, но на фильм буквально никто не пошёл. "Малыш Фаусс и Большой Хэлси" были своего рода "Бучем и Санденсом" категории "Б". По крайней мере на это хотели поставить создатели фильма, однако Редфорд буквально шёл по накатанной. Играть в этом фильме его заставил контракт, а не хороший сценарий.

Полной противоположностью был другой проект, просто созданный для Редфорда и раскрывший его талант будто заново, хотя и вновь нарядившая его в пиджак. Политическая сатира с элементами драмы. Про махинации, извороты и манипуляции во время выборов. Фильм про мотогонщиков, конечно, чуть шире в плане своей целевой аудитории, но сюжет фильма "Кандидат" одной заявкой переигрывает всё предыдущее: идеалист-демократ участвует в заранее проигрышной выборной кампании и знает об этом, но вскоре понимает, что надежда на высокие рейтинги всё-таки есть и он может попытаться выиграть.

Этот фильм идеально описывал американскую молодёжь того времени, а Роберт Редфорд был её олицетворением. С бакенбардами под Элвиса Пресли и жвачкой во рту, он сначала является покорным исполнителем, заранее знающим, что изменить мир невозможно, но по мере своего продвижения в этой кампании, он понимает, что всё зависит только от него и он может на что-то повлиять. Вишенкой на торте была идеальная афиша для этого фильма.

"Кандидат". Режиссёр: Майкл Ритчи. США. 1972.
"Кандидат". Режиссёр: Майкл Ритчи. США. 1972.

Редфорд был будто создан для роли политика не только на экране, но и в жизни. Для него вполне могло бы найтись место в овальном кабинете. Его легко представить в образе Капитана Америки, но без маски и щита. Неудивительно, что роли мужчин в пиджаках ему идут, также как и сами пиджаки. Фильм был хорошо встречен критиками и показал, что имя Редфорда может быть самодостаточным. Джейн Фонда или Пол Ньюман необязательны для того, чтобы тянуть фильм самолично.

И вот, начиная с 1972 года, Роберт Редфорд выдаёт максимум своих возможностей. Первым блокбастером стал гениальный авторский вестерн "Иеремия Джонсон", и он был первым в своём жанре, когда попал в программу Каннского Кинофестиваля. Его также снял Сидни Поллак. При бюджете чуть более трёх миллионов, авторский, почти медитативный горный вестерн принёс около 45.

И опять проект мог не состояться, а ведь это один из лучших фильмов Роберта Редфорда и Сидни Поллака, если не лучший, в плане сольного фильма без опоры какой-либо другой кинозвезды. Роль Иеремии Джонсона изначально предназначалась для Ли Марвина, а затем для Клинта Иствуда. Режиссёром в таком случае должен был стать Сэм Пекинпа. Однако он не поладил с Иствудом, поэтому Пэкинпа ушёл, а Иствуд решил, что "Грязный Гарри" будет прибыльнее и поинтереснее, чем копаться в снегу в каких-то горах... Продюсеры показали сценарий Редфорду и он согласился моментально, но пока не было режиссёра. Тогда по протекции Редфорда был приглашён Сидни Поллак. Они давно хотели вместе поработать ещё с 1966 года.

Натурные съёмки были невероятно сложными. Но ещё сложнее было сделать из этих стоковых видео фильм. Нельзя снимать горца без гор, но из этих двух компонентов не может состоять картина. Монтаж занял семь с половиной месяцев. Сидни Поллак признавался, что фильм создавался на равных как во время съёмок, так и в монтажной. Крупные планы Редфорда ведущего лошадь по снегу, это, конечно, интересно, но минуту максимум. А из этого состояла практически вся картина. Сам сюжет мог уместиться на три сложноподчинённых предложения, но Поллак будто укутался пледом у камина и сшил бережно каждый кадр так, что настроение, в котором создавался фильм, было передано с такой теплотой и уютом, что хотелось укрыться этим снегом, по которому ступал траппер. Хотя бы на два часа очутиться в этом мире и стать частью природы, какой Роберт Редфорд стал для истории кино — также естественно. Это идеальный фильм за счёт своей истории, потрясающей музыки и, конечно, актёрской игры, которая призвала толпы людей посмотреть на почти бессюжетный вестерн.

"Иеремия Джонсон". Режиссёр: Сидни Поллак. США. 1972.
"Иеремия Джонсон". Режиссёр: Сидни Поллак. США. 1972.

Но это всё же вестерн. Пускай совершенно другой нежели "Буч Кэсседи и Санденс Кид", всё-таки можно было бы уйти в амплуа Джона Уэйна и невольно забыть о других жанрах. Да, полезно доказать то, что тебе не нужен Пол Ньюман, чтобы вытянуть весь фильм, но очевидно, что творческий запал себя ещё не исчерпал.

"Какими мы были" стал вторым подряд кассовым хитом. Здесь он сыграл с Барбарой Стрейзанд и опять это был фильм Сидни Поллака. При бюджете в 5 миллионов долларов, он собрал 50. 6 номинаций на Оскар, включая две победы за Лучшую музыку и Лучшую песню. Вообще стоит обратить внимание на то, что почти все фильмы с Редфордом весьма и весьма музыкальны. У многих его фильмов, может, не будет главных номинаций, но Лучшая песня или Музыка заявятся на Оскар с удовольствием. Хотя в случае с песней к этому фильму, не обошлось без помощи самой Барбары Стрейзанд. "Какими мы были" имеется ввиду какими мы были до войны. Со своими убеждениями, целями, мечтами, и то как всё это меняет война. Как идеалы рушатся и былая наивность и вера сменяются на прагматизм и гнев.

Это также о том, как разные мнения и ожидания от этой жизни могут уценить чувства друг к другу. В данном случае, уценку производят разные политические взгляды. И на первом плане выходит история о любви, где камнем преткновения становится не смертельная болезнь или измена, а просто разные партии. Редфорд почти бездействует первую половину фильма, чтобы выдвинуть яркую и активную Стрейзанд. Это вторит и аполитичности персонажа. Ничего нельзя изменить, а если и можно, то зачем? Пионер массовик-затейник Барбара Стрейзанд успокаивается ближе к середине фильма и тогда выходит Редфорд со своим темпераментом. В этом конфликте, они понимают, что они разные.

Можно было подумать, что выше "Буча Кэсседи и Санденса Кида" прыгнуть не получится, но уже в 70-е, появляется один из ключевых и знаковых фильмов в его карьере, который вошёл в двадцатку самых кассовых фильмов планеты с учётом инфляции.

"Афера". Режиссёр: Джордж Рой Хилл. США. 1973.
"Афера". Режиссёр: Джордж Рой Хилл. США. 1973.

Фильм "Афера", повествует о двух мошенниках и, разумеется, их играют Роберт Редфорд и Пол Ньюман. Это фильм 30-х годов, снятый в 70-х, затронул сердца академиков и это вылилось в 10 номинациях на Оскар, включая 7 побед, в том числе за Лучший фильм года. Это авантюрная комедия принесла первую и единственную номинацию на Оскар за лучшую мужскую роль для Роберта Редфорда. Такого же неотразимого и харизматичного каким мы видели до и после "Аферы". Фильм также возродил карьеру Пола Ньюмана после серии провалов, а всё благодаря идеальному сценарию. Гильдия Сценаристов называла этот фильм лучшим именно по части своего ремесла. Наконец, вышел фильм, который устроил всех: зрителей, критиков, профессионалов и премии. И вновь, Роберт Редфорд был не первой кандидатурой на главную роль. Это ещё один аргумент в пользу того, что его следует относить к актёрам классического Голливуда. Контракт для него был первее, чем желание играть в том или ином фильме. Потому что, например, тот же Джек Николсон, которому изначально предложили главную роль, отказался. Позже он скажет, что у него было достаточно деловой хватки, чтобы понять, что „Афера“ станет хитом, тогда как „Китайский квартал“ и „Последний Наряд“ были для него более интересными фильмами. Но "Афера" до сих пор остаётся картиной, которая прошла проверку временем. Это стильный фильм, который не теряет хватки. Эта картина по тону немного отличается от общего настроя Нового Голливуда, но общее всё-таки есть. Она подойдёт, как для массовой, так и взыскательной публики.

В следующем году он снялся в романтической драме "Великий Гэтсби". Это просто идеальная роль для Редфорда и попадание в типаж здесь 100%. После его исполнения, другого актёра на эту роль увидеть почти невозможно. Фильм, конечно, уступает сам по себе с версией База Лурмана. У него нет ревущей динамики и яркого киноязыка, но сам Редфорд ничем не хуже, а может, даже лучше, чем тот образ, который предложил Ди Каприо в современном фильме. Первая встречи Гэтсби со своей любовью — сыграна феноменальна.

Фильм, к которому адаптировал сценарий опять-таки Фрэнсис Форд Коппола, занял 8-е место по кассовым сборам в 1974 году. Забавно, что "Буч Кэссиди и Сандэнс Кид" занял 10-е место по кассовым сборам в 1974 году, так как был переиздан из-за популярности "Аферы" с теми же актёрами. Таким, образом, в 1974 году Редфорд стал первым актёром после Бинга Кросби в 1946 году, у которого три фильма за год вошли в десятку самых кассовых. И каждый год в период с 1972 по 1976 год кинопрокатчики признавали Редфорда самой кассовой звездой Голливуда.

Удача продолжалась. "Великий Уолдо Пеппер" про авиапилотов-каскадёров. Его также снял Джордж Рой Хилл и будучи ветераном Второй Мировой, он позаботился о том, чтобы звёзды Бо Свенсон и Роберт Редфорд снимались в каждой сцене без парашютов и страховочных ремней. Он хотел, чтобы они почувствовали, каково это — управлять старинным кукурузником. К счастью, во время съёмок в воздухе никто не пострадал, хотя режиссёр делал всё возможное, чтобы это случилось. Вероятно, он хотел соответствовать Уилльяму Уэллману, режиссёру и ветерану Первой Мировой Войны, который также снимал фильм "Крылья" и всё было предельно по-настоящему. "Великий Уолдо Пеппер" это трибьют тому времени смелого кино, когда всё делалось без спецэффектов и живьём.

"Три Дня Кондора". Режиссёр: Сидни Поллак. 1975. США.
"Три Дня Кондора". Режиссёр: Сидни Поллак. 1975. США.

Следующий хит был шпионский триллер, весьма популярный в СССР в своё время — "Три дня Кондора". По итогам голосования, картина всё того же Сидни Поллака стала фаворитом зрительских симпатий среди всех зарубежных лент, купленных для показа в СССР, если основываться на 39 тысячах анкетах, присланных в журнал «Советский экран». Правда показали его в 1981 году и обрезав концовку, демонстрирующую значение свободной прессы, а ведь это одна из главных мыслей фильма в разгар Уотергейтского Скандала. Когда три ветви власти бездействует или проявляют свою безграничную мощь вопреки закону — вступает четвёртая. Роберт Редфорд играет человека, который пошёл против системы. Вернее, система пошла против человека и теперь он пытается выжить. Фильм был снят после Уотергейтского Скандала и сильно спекулировал на панике. И паника была оправдана, потому что доверие к правительству было подорвано.

Редфорд не остановился на этом проекте и продолжил пробовать себя в политических триллерах. "Вся президентская рать" с Дастином Хоффманом уже напрямую говорили про Уотергейтский Скандал. Его гражданская позиция наконец вторила концепции и духу фильма. Ему хотелось досконально и правдоподобно показать работу журналиста. Он также сам выступил исполнительным продюсером картины. Выкупил права на книгу двух журналистов, которые как раз расследовали это дело. Исправлял днями и ночами сценарий вместе с режиссёром Аланом Пакула. В итоге получился почти документальный фильм, который показывал, как должна действовать эталонная журналистика и при этом как нужно снимать фильм про журналистов. Восемь номинаций на Оскар, включая Лучший фильм года, как ещё один довод к вышесказанному.

Следующий фильм немного выбивается из череды грандиозных кассовых успехов, но отменяет высокого художественного уровня. "Мост слишком далеко" говорит об операции Маркет Гарден, которая должна была закончить Вторую Мировую Войну на год раньше, но из-за плохой разведки, пренебрежения к боевой оснащённости, недооценки сил врага и погодных условий, союзники потерпели поражение. Это "Тонкая Красная Линия" в плане звёздного состава: Дик Богард, Шон Коннери, Майкл Кейн, Джеймс Каан, Джин Хэкмен, Энтони Хопкинс, Лоуренс Оливье, Райан О'Нил, Максимилиан Шел, Лив Ульман и Роберт Редфорд. Здесь он буквально один из сотни парашютистов, который пребывает на миссию и теряется среди множества других тел. Масштабная британская версия "Апокалипсиса Сегодня", которая вышла в ноль по сборам. Он просто был недостаточно увлекательным по мнению критиков. "Хороший. Но просто очень долгий военный фильм". Так о нём говорили.

"Электрический Всадник". Режиссёр: Сидни Поллак. 1979. США.
"Электрический Всадник". Режиссёр: Сидни Поллак. 1979. США.

После этого фильма, Роберт Редфорд взял двухлетний перерыв, хотя дела шли просто идеально. Была опасность, что денежная хватка и статус кинозвезды за это время могут растеряться, но "Электрический Всадник" попал на 9 место самых кассовых фильмов года и опроверг эти догадки. И вновь, это был фильм Сидни Поллака. Фильм рассказывает о бывшем чемпионе родео, который спился, но всё равно востребован, потому что его лицо на всех сухих завтраках, а значит контракт с корпорацией ещё в силе. Однажды он сбегает на лошади стоимостью в 12 миллионов долларов, после того как узнаёт, что с лошадью плохо обращались. Экоактивизм Редфорда очень хорошо проявляется в этом фильме, потому что это часть его гражданской позиции. Ему вдвойне было приятно, что такой значимый фильм увидело много людей.

Складывалось ощущение, что даже после двухгодичного перерыва, карьера и жизнь Редфорда ясна на лет десять вперёд и ничего нового уже не будет, однако один фильм изменил очень многое.

"Обыкновенные Люди". Режиссёр: Роберт Редфорд. 1980. США.
"Обыкновенные Люди". Режиссёр: Роберт Редфорд. 1980. США.

Редфорд давно вынашивал идею поработать по обе стороны камеры. Ещё в 1969 году он был исполнительным продюсером фильма "Скоростной Спуск", а затем картины "Вся президентская рать". "Обыкновенные Люди" стали его режиссёрским дебютом. В итоге он решил полностью выйти из кадра, открыв миру новую молодую звезду себе на замену. Здесь он открыл Тимоти Хаттона, который стал самым молодым на данный момент лауреатом Оскара за Лучшую второстепенную роль. Сам фильм также стал Лучшим в году, а актёр Роберт Редфорд получил свой Оскар за режиссуру. Таким образом, он стал одним из шести режиссёров в истории мирового кинематографа, получивший эту награду за дебютный фильм.

Критики обожали эту картину. Её называли одной из лучших в 80-х, а ведь она 1980 года и это не помешало вспомнить о ней под конец десятилетия. Что по сборам? А всё отлично, ведь при бюджете в 6 миллионов, он заработал 90. Как режиссёр, он действует здесь очень аккуратно с точки зрения повествования, но с другой стороны, не боится рисков. Джад Хирш известен всей Америке благодаря ситкому "Такси", а здесь его образ предлагал нечто иное и без закадрового смеха. Дональд Сазерленд был выбран на роль отца, хотя более привлекательно для кассы, был бы Джин Хэкман, который рассматривался изначально. Тем не менее, Роберт Редфорд, будучи актёром, как неудивительно, идеально работал именно с актёрами. Это актёрский режиссёр. "Обыкновенные Люди" идеальны по причине отсутствия режиссёрских излишеств. Редфорд выставляет на первый план именно актёров и полностью доверяет им каждую сцену, предварительно общаясь и обсуждая сценарий раз за разом и перед каждой сценой...

В этом же году он снялся в тюремной драме "Брубейкер". Он имел чуть меньший успех у критиков и не собрал баснословной суммы в прокате, но всё равно трижды превысил бюджет в 10 миллионов долларов, а значит вполне окупил себя. Но вдруг Роберт Редфорд берёт тайм-аут на целых 4 года! И это если учитывать, что до этого делал перерыв на два. Таким образом, всего три картины вышли за 7 лет и одна из них режиссёрская работа, где он в кадре не появляется. Для актёра это может быть не очень хороший ход, но эта пауза связана с другим событием.

Фестиваль Сандэнс.
Фестиваль Сандэнс.

Довольно известный всем факт, что кинофестиваль Сандэнс является детищем Роберта Редфорда, а само название происходит от имени его заглавного героя в одноимённом фильме. Но именно так его стали называть в 1984 году, а официальное юридическое наименованием было задокументировано только в 90-х. Для актёра, который открыл несколько имён в кино, очевидно руководство независимого американского кинематографа с целью найти новые лица.

Именно Редфорд курировал политику фестиваля, который открыл неисчисляемое количество кинематографистов. Рассвет и пик успеха кинофестиваля придётся на 90-е, а до того, Редфорд выйдет из кабинета директоров и возобновит актёрскую карьеру.

В плане кассы начало было не очень удачное, но "Самородок", снятый Барри Левинсоном очень отличный спортивный фильм. И хотя он с трудом вышел в ноль, на Редфорда по прежнему приятно смотреть. Он осознаёт, что стал старше и это буквально проговаривается в фильме, но это никак не сказалось на его актёрских и спортивных способностях, потому что Редфорд упражнялся в бейсболе всё свободное время, чтобы быть максимально точным в этом фильме. Variety назвала картину басней об успехах и неудачах в Америке. Но невероятный успех уже в третьем десятилетии подряд, пришёлся формально с другого континента.

"Из Африки". Режиссёр: Сидни Поллак. 1985. США.
"Из Африки". Режиссёр: Сидни Поллак. 1985. США.

"Из Африки" стал самым успешным для Редфорда за десятилетие, а для уже извечного тандема Редфорда и Поллака — самым успешным из семи фильмов, снятых ими вместе. Наряду с ним тут играют блистательные Мэрил Стрип и Клаус-Мария Брандауэр, которые оба были номинированы на Оскар, а Роберт Редфорд нет. Сам фильм выиграл Золотой глобус за лучший фильм года и получил семь Оскаров, включая главный.

Эпический ромком, так можно было бы описать эту картину, идущую 2.40. Это фильм из серии тех, в котором хочется жить. При бюджете в 31 миллион долларов, что весьма много ещё даже для 80-х, он собрал 227 с половиной миллионов. Невероятно красивый фильм, который ныне критики называют несколько беззубым, как и почти все 80-е, но это было лучшее в фильмографии Редфорда на это десятилетие. К сожалению, дальше будет всё немного иначе.

Редфорд не снимал кино лично целых 8 лет. "Война на бобовом поле Милагро" 1988 года — хорошо продуманная, но не прибыльная история. Фильм стал чуть более политизированным нежели его предыдущая работа. Жители противостоят крупным застройщикам, стремящимся разрушить их общину и вынудить их уехать из-за повышения налогов. Сложноватая история даже на бумаге и первая мысль о ней явно не о том, что стоит пойти в кинотеатр, чтобы купить билетик. Скорее первой мыслью будет:"О чём этот фильм"? Всех критиков этот проект поверг в недоумение. Вроде ладная и важная история, когда начинаешь смотреть фильм, но он по их мнению не работал. В кадре также не появлялся Редфорд, что могло сказаться на кассовой привлекательности. Фильм был показан вне конкурса на Каннском Кинофестивале, что говорит о волне ажиотажа, но он никуда и ни во что не вылился. Оскар за лучшую музыку это всё на что фильм мог рассчитывать, что, тем не менее, говорит о всё той же музыкальности фильмов Редфорда будь он в кадре под командованием другого режиссёра, или же сам находится в режиссёрском кресле.

Так или иначе, конец 80-х был неким провисом и пошатнул режиссёрский авторитет Редфорда, заставляя окружающих думать, что "Обыкновенные Люди" были удачей.

"Гавана". Режиссёр: Сидни Поллак. 1990. США.
"Гавана". Режиссёр: Сидни Поллак. 1990. США.

Всегда есть проверенный вариант обратиться к Сидни Поллаку.
Так появился фильм "
Гавана". Морщин на лице стало больше, но шарм никуда не делся. Редфорд и покер — беспроигрышная комбинация ещё со времён "Аферы". На эту роль вполне можно было бы увидеть Джорджа Клуни или Брэда Питта. Иными словами, эта роль для кинозвезды. Интересно то, что и Клуни и Редфорда озвучивал "король дубляжа" Владимир Вихров.

Тем не менее, все эти идеальные условия для фильма, обернулись тотальным провалом. Большинство отзывов были не просто смешанными, а негативными, и фильм стал первым крупным провалом в прокате за всю карьеру Редфорда. При бюджете в 40 миллионов долларов, он собрал меньше десяти. Темп фильма, который идеально подходил для картины "Из Африки" напрочь не подходил для "Гаваны". Безмятежные саваны не были тоже самое, что и кубинская революция под конец 50-х. Похожий ромком в Африке оказался невозможен в столь острые для истории события. При этом очевидцы и даже участники этой революции, например, Томас Милиан отмечали, что в фильме очень подробно воссоздана Гавана в последние дни правления Батисты. Многие из массовки были кубинцами в изгнании, переехавшими в Доминиканскую Республику. Традиционно критики отмечали только музыку. Музыкальное сопровождение было номинировано на Золотой глобус, Оскар и Грэмми. Это была одна из самых известных композиторских работ Дэйва Грузина.

К сожалению, или, к счастью, "Гавана" стала последней совместной работой Редфорда и Поллака. Видимо, такой провал убедил их расстаться на неопределённое время и так вышло, что больше они не работали вместе.

"Там, где течёт река". Режиссёр: Роберт Редфорд. 1992. США.
"Там, где течёт река". Режиссёр: Роберт Редфорд. 1992. США.

Реабилитация произошла неожиданно, потому что после режиссёрской невнятной работы и неудачного фильма, Роберт Редфорд не нашёл контракт по жирнее, а вернулся в режиссёрское кресло и всё равно смог завоевать доверие к себе, как кинематографисту. Так появился фильм "Там, где течёт река". Он не стал сенсацией на Оскаре, хотя три номинации, включая победную за Лучшего оператора, всё-таки тут заслуженны. Опять же, номинация на Оскар за Лучшую музыку и Грэмми в этой же категории — по прежнему говорят о музыкальности его фильмов, хотя мюзиклами эти картины не являются. При бюджете в 12 миллионов, он также заработал 66.

Былая хватка вернулась, а номинация на Золотой Глобус за режиссуру, только укрепила её. Не менее важным достоинством фильма и режиссуры Редфорда является то, что он открыл миру Брэда Питта, который даже внешне, а не только внутренне напоминает в точности прямое продолжение Роберта Редфорда, которого нет в кадре, но его молодая версия здесь на лицо. Эту роль называли поворотной в его карьере, а любовь и мода на рыбалку возросла именно после этого фильма. Сам Редфорд хотел экранизировать эту повесть ещё в 1980 году, когда впервые прочитал её.

По актёрски Редфорд также вернулся в колею, не без помощи Сидни Пуатье, Дэна Экройда и Бена Кингсли. "Тихушники". Криминальная комедия собрала 105 миллионов долларов в прокате, но настоящий и очередной успех был с другим фильмом и также Редфорд находился в режиссёрском кресле.

В далёком и легендарном 1994 году, когда каждый второй фильм вышел гениальным, среди "Криминального Чтива", "Побег из Шоушенка" и "Форреста Гампа", был ещё один фильм, который являлся пятым в категории Лучший фильм года на Оскаре...

"Телевикторина". Режиссёр: Роберт Редфорд. 1994. США.
"Телевикторина". Режиссёр: Роберт Редфорд. 1994. США.

"Телевикторина". И возможно, фильм вышел чуток позже, чем следовало бы, чтобы быть шедевров десятилетия, но даже сейчас он смотрится на одном дыхании и почти на равных с предыдущими фильмами... Почти...
Некая слабость только в том, что это чисто американская история, но, опять же, для всего мира. Система рушит жизни и при этом сама себя выставляет жертвой. Оптимизм, "
Войны на бобовом поле" ушёл. Выиграть систему невозможно. Она всё равно победит индивидуума. Все люди в этой системе участники телевикторины и рано или поздно, в тебе не будут нуждаться. Роджер Эберт назвал сценарий фильма умным, тонким и безжалостным.

Помимо Джона Туртуро и Райфа Фаинса тут неожиданно затесался Мартин Скорсезе, который был выбран из-за его внешности.

"Я взял его на роль из-за его собственного стиля и манеры исполнения, поэтому мне показалось интересным, что он играет жёсткого персонажа мягко".

Редфорда никогда не подводило чутьё на актёров, даже если они не были актёрами.

Роберт Редфорд был номинирован на Оскар за Лучшего режиссёра во второй и последний раз. Но самое важное в его премиальной фильмографии, это номинация на Золотую Малину. Почему? Потому что в Золотой Малине голосуют импотенты, которые не любят популярную эротику. "Непристойное предложение" от режиссёра Эдриана Лайна, создателя картин "Лолита", "9 с половиной недель" и "Неверная", добавил эдакую перчинку в фильмографию Редфорда. При бюджете в 38 миллионов долларов, он собрал четверть миллиарда. Сюжет фильма просто идеален для эротики 90-х: молодая пара отчаянно нуждающаяся в деньгах, встречает миллиардера и тот предлагает за один миллион долларов провести ночь с героиней Деми Мур с согласия супругов. Помимо того, что героиню Деми Мур называли дурёхой, потому что так долго раздумывала переспать с Робретом Редфордом и получить миллион, очевидно, что персонаж богатого джентльмена должен был быть антагонистом, но случилось ровно обратное...

"Знаете, я не был обделён женским вниманием, но после выхода этого фильма, я понял, что ошибался. Находились леди, которые обещали мне миллион долларов за ночь. Одна даже прислала чек на эту сумму и назначила место встречи. Я благородно отослал его обратно вместе с извинениями. Кстати, поклонников-мужчин тоже оказалось предостаточно..."

Вообще, начиная с фильма "Гавана", можно сказать, что Роберт Редфорд создал негласную трилогию, которую можно было бы назвать "Трилогия горячего Роберта Редфорда". Это трилогия состояла из фильмов "Гавана", "Непристойное Предложение" и "Близко к сердцу" с Мишель Пфайффер, которая, к слову, также была номинирована на Оскар за Лучшую песню.

"Заклинатель Лошадей". Режиссёр: Роберт Редфорд. 1998. США.
"Заклинатель Лошадей". Режиссёр: Роберт Редфорд. 1998. США.

Режиссёрские работы участились и на свет вышел "Заклинатель Лошадей", открывший миру Скарлетт Йохансон. Фильм был номинирован на Золотой Глобус за Лучший фильм в категории Драмы и принёс последнюю номинацию за лучшего режиссёра Роберту Редфорду. На Оскар он зашёл только с одной категории, что называется, угадайте какой... Лучшая песня.

Фильм трижды окупил бюджет в 60 миллионов долларов. Нео-вестерн стал пятой режиссёрской работой актёра и первой, где он появляется в кадре. По своей сути, "Заклинатель Лошадей" повторяет мотив и посыл "Обыкновенных Людей", но переносится на более жанровые рельсы. Маскулинный вестерн с ноткой романтики. В меру ностальгический, но довольно консервативный. В нём до сих пор таится дух фильмов из 90-х. Добрый, наивный, в меру жестокий, или лучше сказать, честный. Любое общее определение, какое можно сказать в адрес какого либо фильма, подойдёт для этой картины. Он для всех и его легко посоветовать каждому. И хотя он определённо состарился, состарился он неплохо.

Следующая работа опять была режиссёрская. До этого была минимум одна разгрузка в виде актёрского фильма, но теперь Редфорд снимает подряд и берёт топовых актёров в лице Мэтта Дэймона, Уилла Смита и Шарлиз Терон в фильме "Легенда Багера Ванса". Многие наверняка помнят, что фильм Братьев Коэнов "О, где же ты, брат?" основан на Одиссеи Гомера, и хотя экранизация перенесена на современный лад, какие-то древнегреческие отсылки угадываются. Роберт Редфорд пошёл ещё дальше. Сюжет его нового фильма в общих чертах основан на индуистском священном тексте "Бхагавад-гита", эпоса Махабхарата, в котором Кришна наставляет воина-героя Арджуну; их роли исполняют персонажи Дэймона и Уилла Смита соответственно. При этом первый план фильма о гольфе. Герой Мэтта Дэймона отказывается от чемпионата, потому что он уже не та былая клюшка что раньше и тогда к нему, буквально из ниоткуда, является улыбчивый и всепрощающий сам Кришна в образе Бхагавана или на американский манер Баггер Вэнса, чтобы помочь ему найти своё призвание. Фильм, к сожалению, провалился в прокате. Уже тогда и тем более сейчас его критикуют за троп "Волшебный негр". Этот стереотип связан с тем, что в фильме вдруг появляется мистический чернокожий, разумеется, второстепенный герой, который помогает белым в какой либо ситуации. Этот термин ввёл Спайк Ли и в качестве примеров привёл "Зелёную Милю" и "Легенду Багера Вэнса".
Он критиковал таким образом:

"Во времена действия фильма чернокожих линчуют направо и налево, а персонаж Уилла Смита больше озабочен тем, как бы улучшить удар Мэтта Дэймона в гольфе!".

При этом фильм, разумеется, отличный и воспринимать его буквально, учитывая, что он основан на индийской притче, было бы глупо. Уилл Смит как раз здесь лучшее, что есть в этом фильме. За эту роль он буквально достоин Оскара за Лучшую второстепенную.

"Легенда Багера Вэнса". Режиссёр: Роберт Редфорд. 2000. США.
"Легенда Багера Вэнса". Режиссёр: Роберт Редфорд. 2000. США.

Глядя на три предыдущих режиссёрских фильма можно понять, что Редфорд дошёл до той стадии, когда может ностальгировать. В нём умещался демократ с республиканскими ценностями. Он голосовал за Буша-старшего и младшего, лестно отзывался о Трампе во время первого срока, но был экоактивистом, выступал в поддержку ЛГБТ сообщества и прав коренных американцев. Тем не менее, темы Редфорда-режиссёра были: семья, рыбалка, лошади, гольф. Про это ему хотелось снимать. Семейные или околосемейные фильмы. Про очаг, который всех согревает и о том, как окружающие его поддерживают... Всё-таки он перешагнул новое тысячелетие. О чём ещё снимать, если не о том, что было в предыдущем. Но очевидно, что такие фильмы после 2020 года невозможны. Господи, да они невозможны даже после 11 сентября. Будто из другого мира и совершенно для других землян... Неудивительно, что его режиссёрские работы моментально поменяют ракурс после терактов 2001 года.

Новый миллениум открылся фильмом, где Редфорд буквально передал бразды Брэду Питту, ведь они сыграли вместе. "Шпионские Игры".

Роберт Редфорд уже был исполнительным продюсером и продюсером собственных фильмов, но он там был также и режиссёром. Теперь он решил исключительно продюсировать "Дневники Мотоциклиста" про молодого Че Геваре. Проект вышел весьма успешным. Он хотел было шагнуть в новый век с опасением и вопросами, сняв сиквел "Кандидата". Идеалист из первого фильма. Что с ним стало? Как он встретил новую Америку после 11 сентября? Увы, Редфорд передумал. Вместо этого, он захотел снять свои собственные размышления по поводу войны в Ираке.
"
Львы для ягнят" оказался больше дискуссией, нежели антиправительственным фильмом. С одной стороны, жертвы бессмысленны, а с другой у Америки на лицо есть враг, который жаждет убивать американцев. И что с ним делать? Отпустить? Что-то менять? А зачем, задаются вопросом молодые люди. Именно с ними диалог ведёт бывалый гражданин своей страны. Редфорд если и даёт чётко понять одну вещь, так это одно и говорит он об этом прямо. Некомпетентные лидеры отправляют своих жителей на смерть. И это надо менять. Он пригласил Мэрил Стрип в роли сомневающегося репортёра и улыбчивого Тома Круза, которому просто невозможно не верить из-за его обаяния. Консенсус критиков гласил при этом следующее:

«Несмотря на звёздный актёрский состав, «Львы для ягнят» больше похож на бессвязную серию лекций, чем на цельное повествование, и в итоге оказывается провальным».

Ругали даже исковерканное название, потому что смысл фразы, когда она появилась в Первой Мировой Войне, заключалась действительно в не компетентности военачальников, но звучала так: "Львы, которых ведут ягнята". В Британии пословица изменилась в нечто вроде "Львы, ведомые ослами". Но смысл оставался именно таким. Название фильма у Редфорда предлагала несколько трактовок, но до изначальной додуматься всё-таки было сложновато. По итогу, фильму слегка не хватило, чтобы выйти в ноль.

"Заговорщица". Режиссёр: Роберт Редфорд. 2010. США.
"Заговорщица". Режиссёр: Роберт Редфорд. 2010. США.

Наверно, самый сильный режиссёрский фильм Редфорда в этом веке — это "Заговорщица". Фильм рассказывает реальную историю Мэри Сарратт, единственной женщины-заговорщицы, обвинённой в убийстве Авраама Линкольна, и первой женщины, казнённой федеральным правительством США. Это исторический и очень насыщенный фильм, чья грубая история помещена в красивый антураж и это создаёт интересный контраст, но вместе с этим, это всё тот же политический фильм.

Его последняя картина "Грязные Игры" точно также посвящена, как ясно из названия, политике. Он собрал очень немного, не добрав и 20 миллионов, но бюджет был, возможно, самый низкий за всю режиссёрскую карьеру Редфорда. Всего в 2 миллиона долларов. Разумеется, фильм окупился и его очень тепло встретили на Венецианском Кинофестивале, где ему вручили что-то вроде приза за Лучшего Роберта Редфорда. Такая любовь к легенде очевидна. Он стал такого возраста, когда вручают награду за пожизненные достижения. И ему их вручили. Как раз на Венецианском Кинофестивале в 2017 году, а ещё в 2002, он удостоился почётного Оскара.

Кадр из фильма "Старик с пистолетом".
Кадр из фильма "Старик с пистолетом".

Может, показаться, что наличия тех навыков, которые были у Редфорда недостаточно, чтобы быть великим актёром, но то, как Редфорд преподносит себя в кадре, то как он действует, как работает с партнёром, ведёт сцену и позволяет её вести другим актёрам, то есть, работает в команде. Всё это стоит немалого. Может, он не подвержен внешним трансформациям, как Кристиан Бэйл, не каскадёрит, как Том Круз или не меняет амплуа раз за разом подобно Ди Каприо. Но у него было всё то, что вышеназванные актёры переняли у него и называли за это его кумиром. Иногда быть просто хорошим актёром это достаточно. А он был больше, чем просто хорошим актёром.

"Мне становится не по себе, когда я слышу глупейшее сочетание «Редфорд — легенда». Все легенды связаны с далеким прошлым, а я пока живу настоящим. Зачем смотреть в зеркало заднего вида, когда впереди пустая широкая дорога, которая будоражит своей неизвестностью".

А тем не менее, название фильмов с ним, говорят сами за себя: "Великий Гэтсби", "Великий Уолдо Пэппер", "Самородок" рассказывают больше о Редфорде, чем его собственные слова. Он был рождён в экране и на экране он останется навеки. Кинозвезда. В 10-е годы он успел сняться ещё в паре фильмах и даже умудрился получить номинацию на Золотой Глобус, причём дважды, а между этим сняться в четвёртом и финальном проекте с Джейн Фонда — "Наши души по ночам".

Последний фильм, если не считать "Мстителей: Финал", была комедия "Старик с пистолетом" и это был последний раз, когда он получил номинацию на Золотой Глобус в категории Комедия. Старый конь борозды не портит. В чём-то этот персонаж был идентичен самому Редфорду в плане его одержимости и преданности делу. Если смотреть на фильм под таким углом, он становится намного трогательнее, особенно зная, что он последний в его фильмографии.

Но если и устраивать марафон Роберта Редфорда, то последним фильмом в обязательном порядке стоит смотреть "Не угаснет надежда".

"Не угаснет надежда". Режиссёр: Джей Си Чендор. 2013. США.
"Не угаснет надежда". Режиссёр: Джей Си Чендор. 2013. США.

Во-первых, отечественные локализаторы, конечно, более оптимистичны, потому что они в корне развернули на 180 градусов оригинальное название фильма, а именно "Всё потеряно". В любом случае — это просто гениальный моноспектакль, где играет один Редфорд на протяжении всего фильма и вопросы касательно того, почему это одна из главных кинозвёзд планеты быть не должно. Даже слово кинозвезда не очень подходит Роберту Редфорду. Это что-то приземлённое. В космологии есть такой класс астрономических объектов, которые именуются как квазар. Они считаются одними из самых ярких в видимой Вселенной объектами. Так вот Роберт Редфорд настоящий киноквазар, видимой из любого уголка планеты. Такого рода моноспектакль должен быть у каждого великого актёра. И "Не угаснет надежда", принёсший номинацию на Золотой Глобус за Лучшую мужскую роль (а также победа за Лучшую музыку), кажется идеальным.
Режиссёр берёт эту стареющую икону кинематографа и превращает непобедимого Сандэнса в обычного человека, которому свойственны порой даже нелепые поступки. Он показывает, насколько мы, люди, беззащитны перед природой, которая на фоне суеты и хаоса кажется океаном спокойствия и мира. Фильму-катастрофе не повезло выйти в один год с "
Гравитацией" Альфонсо Куарона. Масштабы всё-таки разные. Однако здесь есть метафора старения. Смерть неизбежно крадётся, окружает нас, устраивает катаклизмы и финал говорит о том, что нужно смириться с этим и тогда мы обретём спасение. Фильм "Не угаснет надежда" идеален для Роберта Редфорда, уподобившегося великой природе, которая его окружает. Он слился с ней воедино, как когда-то в фильме "Иеримия Джонсон".

Скотт Фицджеральд, как-то написал: «В американской жизни нет второго акта». Символично и то, что эта фраза из неоконченного из-за смерти произведения. И даже когда Редфорд ушёл из жизни, кажется, что второго акта у него не было, потому что он всё ещё молод и пребывает в первом акте, где-то там на экране. Стоит только взглянуть на него... Не случайно, наверно, так много фильмов заканчиваются стоп-кадром его лица, увековечивая его образ именно легенды.

Легенда Иеримия Джонсон и киноквазар Роберт Редфорд тождественны. Это одна личность, а точнее — символ. Это уже не человек. Это что-то вечное, недосягаемое и при этом очень родное. То, что всегда было с нами и навсегда останется.

________________________

Вуди Аллен негодует...
Вуди Аллен негодует...

А какой у Вас самый любимый фильм с Редфордом? Пишите в комментариях и не забывайте ставить лайк в честь великого актёра.

Также можно подписаться на ТГ канал — https://t.me/kinofarvater