Найти в Дзене
HACCP Zone

Игры разума. Аудит поставщика с точки зрения теории игр

Рассел Кроу в роли Джона Форбса Нэша-младшего и прототип героя Хайре, демос! Смотрели, наверное, фильм о математическом гении с шизофренией в исполнении Рассела Кроу? Прототип главного героя, Джон Форбс Нэш-младший, на самом деле получил Нобелевскую премию за свою Теорию игр. Это математический аппарат, описывающий взаимодействие двух и более субъектов, когда их отношения конфликтуют. Такие ситуации автор теории назвал играми. И любой аудит как раз и является такой игрой, в которой субъектами являются поставщик (производитель) и заказчик аудита, в частности, торговая сеть, в лице аудитора. Теория игр предсказывает, как выбранная одним игроком стратегия влияет на других игроков. Рассмотрим с позиции теории игр, что происходит во время аудита, и какие стратегии сторон выгодны обеим сторонам (спойлер: результат неожиданный). Не буду грузить вас формулами, случай достаточно простой, чтобы обойтись без расчетов. Итак, возможные стратегии производителя: 1. Построить результативную Систему ме
Рассел Кроу в роли Джона Форбса Нэша-младшего и прототип героя
Рассел Кроу в роли Джона Форбса Нэша-младшего и прототип героя

Хайре, демос!

Смотрели, наверное, фильм о математическом гении с шизофренией в исполнении Рассела Кроу? Прототип главного героя, Джон Форбс Нэш-младший, на самом деле получил Нобелевскую премию за свою Теорию игр. Это математический аппарат, описывающий взаимодействие двух и более субъектов, когда их отношения конфликтуют. Такие ситуации автор теории назвал играми. И любой аудит как раз и является такой игрой, в которой субъектами являются поставщик (производитель) и заказчик аудита, в частности, торговая сеть, в лице аудитора.

Теория игр предсказывает, как выбранная одним игроком стратегия влияет на других игроков. Рассмотрим с позиции теории игр, что происходит во время аудита, и какие стратегии сторон выгодны обеим сторонам (спойлер: результат неожиданный). Не буду грузить вас формулами, случай достаточно простой, чтобы обойтись без расчетов.

Итак, возможные стратегии производителя:

1. Построить результативную Систему менеджмента безопасности пищевой продукции (СМБПП).

2. Имитировать результативную СМБПП на аудите.

3. Проигнорировать требование построить СМБПП.

Возможные стратегии аудитора:

1. Провести объективный аудит.

2. Имитировать проведение аудита.

Строим матрицу стратегий (таблица 1), и на пересечении стратегий видим, что в случае, когда производитель выбирает стратегию строить результативную СМБПП, независимо от стратегии аудитора мы получаем успешное прохождение аудита с последующим заключением договора поставки.

Таблица 1. Стратегии субъектов аудита и их результаты
Таблица 1. Стратегии субъектов аудита и их результаты

В случае игнорирования производителем требования построить СМБПП, не важно, по какой причине, на отсутствие системы аудитор не сможет закрыть глаза и написать в отчете, что система результативна, даже если получил от сети вводную, что поставщик важен сети и должен пройти аудит. Как результат – провал аудита и срыв заключения договора, причем, также независимо от стратегии аудитора.

А вот если производитель решил построить «потёмкинскую деревню» и предъявить ее аудитору под видом результативной СМБПП, результат аудита начинает зависеть от стратегии, выбранной аудитором. Если аудитор добросовестно выполняет свои обязанности, никакая красиво нарисованная картинка благополучия его не обманет, поставщика ждет провал. А вот в случае, когда аудитор только изображает кипучую деятельность, он вполне может либо принять ее за чистую монету, не заморачиваясь самостоятельным поиском свидетельств соответствия, либо сделать вид, что поверил. Как у Грибоедова: «Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад». При этом аудит недобросовестный производитель проходит успешно и получает канал сбыта продукции, не сильно при этом потратившись на строительство системы, а сеть получает поставки этой продукции. Win-win.

Таким образом, как ни странно, но самыми выигрышными стратегиями для обеих сторон являются сделать вид: одни – что построили систему, другие – что провели аудит. Все довольны.

До тех пор, пока в уравнении не появляется третья заинтересованная сторона. Потребитель.

И тут внезапно выясняется, что самое выигрышное для субъектов аудита сочетание стратегий для него абсолютно неприемлемо, потому что это единственное сочетание, которое открывает путь на полки супермаркетов небезопасной пищевой продукции. И верно, если посмотреть на прочие сочетания (Таблица 2), то увидим, что «потёмкинская деревня» при добросовестно проведенном аудите, как и игнор производителем системы менеджмента, приводят к отказу в заключении договора поставки, а наиболее выигрышной стратегией производителя, с учетом трехсторонних интересов, является построение результативной системы менеджмента, гарантирующей безопасность пищевых продуктов.

Таблица 2. Стратегии субъектов аудита и их результат с учетом интересов потребителя
Таблица 2. Стратегии субъектов аудита и их результат с учетом интересов потребителя

Таким образом, мы получили математическое доказательство необходимости построения на предприятиях – производителях пищевой продукции результативной системы менеджмента безопасности пищевой продукции.

А если вам предстоит аудит торговой сети, и вы чувствуете, что можете его завалить, но при этом готовы менять свои привычки и стереотипы, обращайтесь, я уже не одному десятку предприятий помог стать лучше и начать успешно проходить аудиты торговых сетей и проверки Роспотребнадзора.

Сканируйте контакты, подписывайтесь на канал и обращайтесь за помощью!

-4
-5