Вы стоите на платформе станции «Спортивная» или «Киевская». Подходит поезд, двери открываются, шум, гам, час пик. Но пока вы толкаетесь локтями, пытаясь зайти в вагон, ваш взгляд на секунду падает в черную пасть туннеля, туда, куда уходят рельсы.
Иногда там, в темноте, за переплетением кабелей, видны странные ответвления. Ржавые ворота. Тусклые красные лампочки, освещающие путь в никуда.
В Москве говорят: «Если ты долго смотришь в туннель, туннель начинает смотреть на тебя».
Уже полвека по кухням (а теперь и по форумам) ходит легенда о Метро-2. О секретном подземном городе, где есть свои линии, свои поезда и даже свои законы физики. Говорят, что от Кремля можно доехать до бункера в Раменках быстрее, чем на такси. Говорят, там есть запасы еды на 30 лет.
Официальные власти молчали об этом 50 лет. В 90-е начали робко признавать: «Ну, что-то там есть». Сегодня мы, вооружившись рассекреченными картами ЦРУ, рассказами диггеров и логикой инженера, спустимся на глубину 200 метров.
Что там, под асфальтом столицы? Спасение для избранных или заброшенные катакомбы с крысами размером с собаку?
Включайте налобные фонари. Мы спускаемся.
Глава 1. Рождение легенды: Откуда взялось название «Метро-2»?
Давайте сразу расставим точки над «ё». Официально термина «Метро-2» не существует. В документах КГБ и Минобороны это называлось иначе — система Д-6.
Само название «Метро-2» придумал писатель Владимир Гоник. Летом 1992 года он опубликовал в журнале «Юность» роман «Преисподняя».
Гоник утверждал, что писал книгу на основе реальных рассказов своих пациентов (он работал врачом), среди которых были старые метростроевцы и чекисты. Роман был художественным, но эффект разорвавшейся бомбы был реальным. Москвичи, прочитав про подземные магистрали, по которым на «Мерседесах» ездят члены Политбюро, начали искать подтверждения.
И, что самое удивительное, они их нашли.
Но история началась гораздо раньше 90-х. Она началась со страха одного человека.
Глава 2. Сталин и паранойя: Первый спецтуннель
Иосиф Виссарионович Сталин не любил летать. И, честно говоря, не очень любил ездить по улицам Москвы, где за каждым углом мог сидеть снайпер.
Идея подземной дороги для вождя родилась еще в 30-е годы, параллельно со строительством «красивого» метро для народа.
Первой «секреткой» стала ветка от Кремля до Ближней дачи в Кунцево (через нынешнюю станцию «Парк Победы»). Логика железная: если наверху война или бомбежка, главнокомандующий садится в спецвагон прямо под Боровицкой башней и через 15 минут он уже в защищенном командном пункте за городом.
Интересный факт: Вы никогда не замечали, что перегоны между некоторыми станциями в центре подозрительно длинные? Или что пути вдруг делают странный крюк? Диггеры утверждают, что это сделано, чтобы обогнуть секретные спецобъекты.
Но настоящий бум подземного строительства начался позже. Когда над миром нависла ядерная угроза.
Глава 3. Система Д-6: Как это выглядит технически?
Многие представляют себе Метро-2 как копию обычного метро, только без рекламы и бомжей. С мрамором, люстрами и красными ковровыми дорожками.
Вынужден вас разочаровать. Секретное метро — это суровый военный объект.
Чем оно отличается от обычного?
- Глубина. Если обычное метро лежит на глубине 30–60 метров, то Д-6 зарыто на 50–200 метров. Это уровень, который выдержит прямое попадание ядерной боеголовки.
- Рельсы. В обычном метро рельсы выступают над шпалами. В Метро-2 (на многих участках) рельсы «утоплены» в бетон. Зачем? Чтобы там мог проехать не только поезд, но и автомобиль. Представьте: черный ЗИЛ несется по туннелю под землей. Сюрреализм? Нет, необходимость эвакуации.
- Контактный рельс. В обычном метро поезд берет ток с третьего (контактного) рельса сбоку. В секретном метро этого рельса часто нет. Там используются контактно-аккумуляторные электровозы (типа Л-поездов или дизелей). Зачем? Чтобы, если электричество отрубится из-за атомного взрыва, поезд мог уехать на аккумуляторах.
- Одна колея. Движение там не регулярное, поэтому туннель чаще всего один.
Поезда там тоже специфические. Вы могли их видеть. Иногда поздно вечером на Кольцевой линии можно встретить странный состав: короткий, окна зашторены, в кабине люди в форме, пассажиров не берет. Это «перегонка». Поезд переходит из обычной системы в секретную через специальные шлюзы. Один из таких шлюзов («гейтов»), по слухам, находится в тупиках за станцией «Спортивная».
Глава 4. Подземный город в Раменках: Главная тайна СССР
Если ветка метро — это просто дорога, то куда она ведет?
Главный миф Метро-2 — это Подземный город в Раменках.
Район Раменки (юго-запад Москвы) долгое время был странным пустырем. Пока вокруг росли панельки, огромное поле оставалось незастроенным. Местные жители рассказывали, что туда постоянно заезжают бетономешалки, но никаких зданий не появляется. Бетон просто исчезал в земле.
По данным американской разведки (об этом ниже), именно здесь, под пустырем недалеко от МГУ, был построен гигантский бункер для правительства на случай Третьей мировой войны.
Масштабы поражают воображение:
- Вместимость: до 15 000 человек.
- Автономность: 30 лет (с полной рециркуляцией воздуха и воды).
- Инфраструктура: Своя электростанция, кинотеатр, склады продовольствия, госпиталь.
Это не просто бункер. Это Ноев ковчег для элиты ЦК КПСС. В случае удара «Першингами» вся верхушка страны должна была мгновенно переместиться из Кремля по секретной ветке в Раменки и оттуда управлять руинами мира.
Существует ли он сейчас? Пустырь давно застроен. Но вентиляционные киоски странной формы, торчащие там посреди газонов, наводят на мысли, что жизнь под землей не остановилась.
Глава 5. Доказательства: Карты ЦРУ и длинные языки
Скептики скажут: «Клим, это всё сказки! Где пруфы?»
Пруфы подъехали откуда не ждали. Из Вашингтона.
В 1980-х годах Министерство обороны США выпускало ежегодный отчет «Советская военная мощь» (Soviet Military Power). В выпуске 1991 года, на странице 40, была опубликована карта Москвы.
На ней поверх обычной схемы метро были нанесены три жирные секретные линии:
- Линия 1: Кремль — Библиотека им. Ленина — Воробьевы горы — Раменки — Академия ФСБ.
- Линия 2: Кремль — Варшавское шоссе — Правительственный пансионат «Бор» (за городом).
- Линия 3: Кремль — Лубянка — Измайлово — Балашиха (Центральный командный пункт ПВО).
Американцы не придумывали это для развлечения. Данные были получены от перебежчиков (например, Олега Гордиевского) и спутниковой разведки. Спутники фиксировали «шахты», из которых вывозили тонны грунта, хотя официальное метро там не строили.
Еще одно косвенное доказательство — компания «Трансинжстрой».
В СССР метро строил «Метрострой». Но существовала еще одна организация — «Трансинжстрой», которая подчинялась напрямую КГБ. Она существует и сейчас. Угадайте, где находится их база? В городе Одинцово (куда, по слухам, и ведет одна из секретных веток).
Посмотрите на сайт госзакупок. Иногда там мелькают тендеры на «реконструкцию горной выработки глубокого заложения» по адресам, где нет никаких шахт.
Глава 6. Крысы размером с собаку и трехметровые тараканы
Какой же рассказ про подземелья без крипоты?
Вокруг Метро-2 наросло столько мифов, что хоть кино снимай. Самый популярный — про гигантских крыс-мутантов.
Якобы в заброшенных ответвлениях Д-6, где радиационный фон повышен (почему он там повышен — легенда умалчивает), живут крысы размером с овчарку. Диггеры рассказывают страшные истории о том, как эти твари перегрызают кабели и нападают на обходчиков путей.
Вердикт Клима Кремнёва:
Бред. В метро действительно много крыс. Но они обычные, серые и трусливые. Чтобы крыса выросла до размера собаки, ей нужно не только облучение, но и тонны еды. В секретном метро с едой туго — там нет пассажиров, роняющих крошки от булок, и нет мусорок. Там стерильно и пусто.
Второй миф — про «замороженных людей». Якобы в бункерах есть криокамеры, где спят гении прошлого или даже сам Сталин. Ну, это мы оставим для сценаристов РЕН-ТВ.
А вот что реально страшно в Метро-2 — это система охраны.
Это не бабушка-вахтер. Там стоят датчики движения, объема и сейсмодатчики. Стоит диггеру сунуть нос в «не ту» шахту, как через 5 минут его уже принимает наряд ФСО. Поэтому настоящих фото из действующих веток Д-6 в интернете почти нет. А те, что есть — это либо заброшенные куски, либо подделка.
Глава 7. Современность: Куда едет поезд-призрак сегодня?
Главный вопрос: работает ли это сейчас?
СССР распался, партия исчезла. Но ядерное оружие и геополитика остались.
В 2000-х годах, когда Москва начала активно строиться, застройщики элитного жилья часто сталкивались с ограничениями: «Здесь рыть котлован нельзя. Спецзона».
Метро-2 не просто существует, оно модернизируется.
Более того, некоторые секретные участки постепенно становятся явными.
Например, знаменитая станция-призрак «Троице-Лыково» на Арбатско-Покровской линии. Поезд там не останавливается, но вы можете увидеть платформу длиной всего 26 метров. Зачем она? Это техническая платформа, которая, как говорят эксперты, связывает обычное метро с системой эвакуации правительственных дач в Серебряном Бору.
А еще есть «Физтех». Долгое время на схемах метро рисовали серую зону на севере. Диггеры знали: там идет «Челобитьевская ветка» к военным объектам. Теперь туда пришло обычное метро. Тайное становится явным, когда город растет.
Зачем оно нужно сейчас?
Конечно, не для того, чтобы прятаться от ядерной зимы 30 лет. Современное гиперзвуковое оружие не оставляет много времени на спуск на глубину 200 метров.
Скорее всего, сейчас Метро-2 используется как транспортная артерия для спецгрузов и спецперсонала. Чтобы перевезти секретные документы или людей из Кремля на Лубянку или во Внуково без пробок и мигалок, подземка — идеальный вариант.
Финал. Взгляд в темноту
Метро-2 — это темная сторона Москвы. Её подсознание.
Мы живем наверху, ходим в кофейни, стоим в пробках на Садовом кольце. А под нашими ногами, на глубине, где царит вечная ночь, бесшумно скользят короткие поезда с зашторенными окнами.
Они везут людей, чьи имена мы не знаем, в места, которых нет на Яндекс-Картах.
В следующий раз, когда будете ехать в метро поздно вечером и поезд вдруг остановится в туннеле, прислушайтесь. Может быть, вы услышите гул колес за стеной. Это проехал «призрак».
P.S. Только не пытайтесь искать вход туда самостоятельно. Как говорил один мудрый диггер: «У Метро-2 есть входы, но с выходами там гораздо сложнее».
А вы когда-нибудь видели странные двери или ответвления в метро, которые не похожи на обычные? Верите в подземный город в Раменках? Пишите свои теории в комментариях!
(Подписывайтесь на канал — впереди еще много секретных папок!)
Автор: Клим Кремнёв