Найти в Дзене

Банановые республики?

«Сомоса - сукин сын. Но он «наш сукин сын». Franklyn D. Roosevelt В документе о новой стратегии национальной безопасности США прямо говорится: «Соединенные Штаты… теперь возвращаются к доктрине Монро и будут следовать ей, чтобы восстановить превосходство Америки в Западном полушарии..». Причины «миролюбивых» подмигиваний России тоже очевидны. Для подготовки войны с Китаем, США необходима нейтрализация России и ее возвращение на финансовую инвестиционную иглу Запада. Как пишет политолог О. Ясинский, «России для освоения богатств Сибири и Дальнего Востока (как в своё время Китаю) сегодня действительно необходимы технологии и инвестиции. Новый «дружественный план» США предполагает откат к идеям Киссинджера, о «помощи» в политическом расколе между Китаем и Россией, что когда-то сделало возможной победу Запада в «холодной войне». Америка будет везде! «Доктрина Монро» - региональная проекция неизменного плана США о мировом господстве. За мечтой о подчинении Латинской Америки неизбежно вста

«Сомоса - сукин сын. Но он «наш сукин сын». Franklyn D. Roosevelt

В документе о новой стратегии национальной безопасности США прямо говорится: «Соединенные Штаты… теперь возвращаются к доктрине Монро и будут следовать ей, чтобы восстановить превосходство Америки в Западном полушарии..».

Причины «миролюбивых» подмигиваний России тоже очевидны. Для подготовки войны с Китаем, США необходима нейтрализация России и ее возвращение на финансовую инвестиционную иглу Запада. Как пишет политолог О. Ясинский, «России для освоения богатств Сибири и Дальнего Востока (как в своё время Китаю) сегодня действительно необходимы технологии и инвестиции. Новый «дружественный план» США предполагает откат к идеям Киссинджера, о «помощи» в политическом расколе между Китаем и Россией, что когда-то сделало возможной победу Запада в «холодной войне».

Америка будет везде!
Америка будет везде!

«Доктрина Монро» - региональная проекция неизменного плана США о мировом господстве. За мечтой о подчинении Латинской Америки неизбежно встанут планы по подчинению остальных народов и континентов. Мыслительный и завоевательный механизм империи неспособен работать по-другому.

А что в самой Латинской Америке думают о складывающейся ситуации на континенте? Слово нашему автору, писателю и психологу из Гватемалы.

Марсело Колусси.
Марсело Колусси.

Марсело Колусси: «Уничижительное выражение «банановая республика», придуманное в начале двадцатого века известным американским писателем О. Генри, используется для описания страны, которая считается политически нестабильной, бедной, отсталой и коррумпированной. В «банановой» стране обычно не соблюдаются ни законы, ни правила, пренебрежение правилами считается добродетелью, в то время как их соблюдение не ценится обществом. Обычно «банановая» страна имеет экономику, зависящую от ряда продуктов с низкой добавленной стоимостью (символизируемых бананами), и управляется основанном на обмане людей путем, узаконенным диктатором или военной хунтой. Или же - подчиняется гегемонии иностранной компании посредством осуществления финансовой власти с помощью подкупа правителей, связанных круговой коррупцией. Со временем термин стал нарицательным…

Несомненно, связь этого уничижительного термина с какой-либо страной несет в себе расистский заряд колониализма, демонстрируя крайне агрессивную имперскую позицию и глубоко порочные отношения между хозяином и рабом.

Историк-материалист никогда бы не согласился с таким термином, но он реально показывает, как имперский центр мирового капитализма, ныне переживающий сложные времена, Соединенные Штаты, смотрит на свой предполагаемый «задний двор»: Латинскую Америку.

Операция  United Fruit Company – кровавые бананы.
Операция United Fruit Company – кровавые бананы.

Наиболее показательным примером подобных «республик» является Центральная Америка, где ЦРУ дебютировало в 1954 году, свергнув прогрессивное правительство президента Гватемалы Якобо Арбенса и установив жестокую диктатуру (военные захватили власть без всяких выборов), которая продлится десятилетия. Все это свершилось под эгидой американской компании United Fruit Company и было эвфемистически представлено как борьба за свободу и демократию против наступления международного коммунизма ( Гватемала якобы «плацдарм» Москвы на американской земле).

Дополняя политику, навязанную Вашингтоном, печально известной доктриной Монро 1823 года ("Америка для американцев" - уточняя, что: "те, кто на Севере"-), в 1904 году действующий президент сформулировал так называемое «следствие Рузвельта» (взяв имя президента, который его обнародовал: Теодор Рузвельт), как углубление этой "доктрины". Такое «следствие» оправдывало имперское вмешательство (например, в Доминиканской Республике, Кубе, Гаити, Панаме и Никарагуа в начале двадцатого века), наделив его ролью «полиции» для поддержания «порядка» в Западном полушарии (читай: на задворках Соединенных Штатов) перед лицом якобы «вопиющих нарушений». Согласно колониальному видению Белого дома, эти страны не могли/ не способны самостоятельно решать свои внутренние дела… Другими словами: Штаты взяли на себя роль «хорошего родителя», помогающего несовершеннолетним слабакам, нуждающимся в помощи ответственного взрослого. В такой логике и понимается значение определения «банановые республики». Но нужно ли нам, в Латинской Америке, чтобы они пришли и «спасли» нас?

Приходят спасти демократию. Рис. Карлоса Латуффа
Приходят спасти демократию. Рис. Карлоса Латуффа

Подобная технология «спасения» определила отношения империи с Латинской Америкой на протяжении всего двадцатого века. Сегодня, в XXI веке, во всех наших обществах произошли определенные изменения. Хотя коррупция по-прежнему является здесь эндемичным злом, в настоящее время нет кровавых диктатур; мы живем в тех пародиях на демократию, которые насаждались с 80-х годов прошлого века.

К тому же фактически некоторые страны достигли значительного промышленного развития, например Бразилия. Но и там основными экспортными товарами по-прежнему остаются сырьевые. Как и в целом во всех странах региона: идет экспорт агропродовольственных товаров (зерно, мясо, фрукты) и добывающих (нефть, руда, уголь). Другими словами: больше нет бананов (или "десертной экономики", как назвал выдающийся уругвайский писатель и политик Э. Галеано фрукты, кофе, сахар), однако международное разделение труда, навязанное имперскими центрами, не позволило дальнейшей диверсификации и роста. И если Мексика экспортирует в основном промышленные товары - автомобили, запчасти, аксессуары и электронику (включая сотовые телефоны с их компонентами) - не следует забывать, что это не является результатом собственного технологического развития. Крупный капитал использует там дешевую рабочую силу.

Теперь с появлением новых центров силы – в противовес империи (Китай, Россия, БРИКС +) - Белый дом, похоже, хочет «переиздать» «следствие Рузвельта» - идею «великого хозяина», чтобы «банановые республики» полностью управлялись решениями, принимаемыми на английском языке ради интересов нескольких миллионеров/миллиардеров, на которых «сидит»/опирается президент в Овальном кабинете. Учтем также, что нынешний президент обладает уникальным собственным стилем: высокомерным превосходством в образе безграничной властности. Нынешние времена позволяют это.

Дональд Джон Трамп, сын матери-иммигранта (шотландки) и внук иммигрантов (немцев), как ни странно, ненавидит и стремится пресечь иммиграцию. Он вырос в богатстве; и благодаря отличному экономическому положению смог избежать службы в армии, стать солдатом на войне во Вьетнаме. Он говорит на языке богатых ( состояние в 5,5 миллиардов долларов), в его случае - в особой манере самонадеянного и высокомерного царька, на языке правящего класса его страны.

С точки зрения подобного превосходства правящий класс Америки - Глубинное государство (военно-промышленный комплекс, Силиконовая долина, нефтяные компании, Уолл-стрит) - хочет вернуть себе позиции, которые, по его мнению, он теряет.

А Трамп в театральном и язвительном стиле – назвав журналистку «отвратительной» за вопрос об ударах в Карибском море, -

направляя «бензопилу» нынешнего клоунского аргентинского президента, «переиздает» наследие Т. Рузвельта, теперь уже в версии 2.0. То есть: позволяет себе самовольно вмешиваться во внутренние дела этих «банановых республик», возвращаясь к политике «большой дубинки» начала двадцатого века. Хотя… заканчивалась ли когда-нибудь эта политика?

Карикатура на тему политики  «большой дубинки»Теодора  Рузвельта © Wikimedia commons
Карикатура на тему политики «большой дубинки»Теодора Рузвельта © Wikimedia commons

Недавние выборы в Гондурасе подтверждают это. Правительство Соединенных Штатов по-прежнему вмешивается во внутренние дела латиноамериканских стран, которые Вашингтон продолжает считать «отсталыми и неспособными» решать свои собственные проблемы, поэтому им нужна внешняя "помощь".

Но сегодня никто в Латинской Америке не верит в альтруизм США. Американские власти просто принимают выгодную для себя сторону в политической реальности своих соседей. Понятие "банановые страны" становится функциональным, так же, как и определение «несостоявшееся государство». Или - «борьба с незаконным оборотом наркотиков», коварная выдумка - прикрытие для того, чтобы бесцеремонно вмешиваться в дела стран с неугодным для США руководством.

Дональд Трамп без смущения говорит о том, что, согласно гегемонистским критериям Вашингтона, должны делать эти «бедные и отсталые республики», а он будет определять, что правильно, а что нет.

Вот Трамп выражает крайнюю озабоченность по поводу осуждения Жаира Болсонару в Бразилии за попытку государственного переворота… или Альваро Урибе в Колумбии за взяточничество и процессуальное мошенничество… В Гондурасе призывает не голосовать за "наркокоммунистических" кандидатов и помиловавший такого преступника, как Хуан Орландо Эрнандес, безоговорочно поддерживает ультраправых, таких как Даниэль Нобоа в Эквадоре или Найиба Букеле в Сальвадоре, обвиняемого в нарушении прав человека. Трамп открыто шантажирует население Аргентины перед недавними выборами в законодательные органы, обещая награды за победу Хавьера Милея, либо наказание – оставить без выплаты помощи - в случае его поражения. Он поддерживает Бернардо Аревало в Гватемале, который, помимо своего показного имиджа прогрессивного социал-демократа, кем не является, представляет собой ключевую опору американского влияния в регионе… Или, без тени сомнений, вмешивается во внутренние дела Венесуэлы, назначая цену за голову президента Николаса Мадуро, объявляя о закрытии воздушного пространства этой карибской страны., угрожая военным вторжением и предрекая, что «дни Мадуро сочтены»… И все это ради того, чтобы присвоить значительные запасы нефти и полезных ископаемых, существующие в Венесуэле.

Все повторяется... И через столетие...
Все повторяется... И через столетие...

Таково «переиздание» Трампом того, что происходило столетие назад, когда морские пехотинцы США вторгались, когда хотели и где хотели, "восстанавливая" порядок в этих "голодных" республиках. Ведь сегодня Белому дому – или «глубинному государству», представителем которого Трамп на самом деле является, - необходимо наверстать упущенное. Слишком возвысились, как считают в США, Китай, Россия, какой-то БРИКС возник…

В стремлении к полному контролю над регионом – военные базы в Аргентине, попытка переместить военных в Эквадор, расширение баз в Гондурасе, Четвертый военно-морской флот, «охраняющий» (от кого?) воды Южной Атлантики - Вашингтон намерен полностью отказаться от надоедливых попыток самоорганизации государств с их инициативами, таких как Боливарианский альянс за права человека, Народы нашей Америки - АЛЬБА - и Сообщество стран Латинской Америки и Карибского бассейна - СЕЛАК… Иными словами: намерен осуществлять полный контроль над экономическими, политическими и военными аспектами этого субконтинента, вновь опустить его до уровня «банановой» территории, посылая сигнал тем, кто еще не понял: здесь есть хозяин, и не желая замечать, что мир никогда не будет прежним, хотя медленно, но неумолимо теряя свою гегемонистскую роль.

Марсело Колусси

Гватемала