Близится последнее в 2025 году заседание Центробанка по ключевой ставке — оно состоится 19 декабря. В преддверии этой даты приходит масса, вроде бы, позитивных новостей: инфляция падает, рубль укрепляется. Однако в то же время банки, всегда предвосхищающие действия ЦБ, вдруг начали повышать ставки по депозитам. Чего на самом деле ждать от ключевой ставки в конце 2025 года, 78.ru узнал у экспертов.
Позитив есть
Ключевая ставка — это один из основных инструментов Центробанка для управления инфляцией, её высокий уровень позволяет сильно затормозить спрос, в том числе на кредиты, а значит, выровнять баланс между спросом и предложением. В последние полгода регулятор постепенно снижает этот показатель, дойдя в октябре до 16,5% — это всё ещё очень много, но сама тенденция даёт надежду на постепенное ослабление денежно-кредитной политики.
Период после октябрьского заседания ЦБ прошёл на позитиве, прежде всего в отношении инфляции. Согласно данным Росстата, на 1 декабря инфляция замедлилась до 6,6% — это уже близко к нижней границе прогноза регулятора на 2025 год в 6,5–7%. Кроме того, Минэкономразвития опубликовало экономические индикаторы, согласно которым ВВП России вырос на 1,6% в октябре при показателе в 0,9% в сентябре, напомнил в беседе с 78.ru доцент Финансового университета при Правительстве РФ Пётр Щербаченко.
Казалось бы, отличные новости, которые позволяют продолжить цикл снижения ключевой ставки, и даже, может быть, больше, чем на 1%. Однако опрошенные 78.ru эксперты с этим категорически не согласны.
Инфляция не побеждена
Дело в том, что ЦБ смотрит не только на текущий момент, но и на перспективу. А в самой ближайшей перспективе нас ждут серьёзные проинфляционные риски, указал руководитель образовательной программы «Экономика» Президентской академии в Санкт-Петербурге, кандидат экономических наук Дмитрий Десятниченко.
— Конец года — это абсолютно всегда рост совокупных выплат работникам по итогам года и рост потребления. Предновогодний период и первые две недели нового года — это повышенная активность в потреблении и снижении склонности к сбережениям. Новый год, как известно, раз в год, и это пора, когда можно встреться с родным, друзьями, больше побыть с семьёй, попутешествовать, отдохнуть. При этом есть и что тратить, и на что тратить, и когда тратить, — пояснил эксперт.
В таких условиях продолжение снижения ключевой ставки может дать сигнал, который усилит потребительскую активность, особенно за счёт кредитных ресурсов, ведь если денежно-кредитная политика скоро смягчится, можно не беспокоиться об условиях кредитов. Это может перебить все успехи антиинфляционных мер.
Кроме того, не надо забывать и про повышение НДС до 22%. Оно уже согласовано и состоится с 1 января 2026 года. Резкого повышения цен не будет, но они всё-таки разово вырастут, как уже случалось в 2015 году — и это тоже станет проинфляционным фактором.
Похоже, россияне всё это понимают: один из главных показателей, на которые ориентируется ЦБ — инфляционные ожидания — остаётся высоким.
— Инфляционные ожидания населения выросли и остались на повышенном уровне. По данным ЦБ РФ, уровень инфляционных ожиданий близок к значениям начала года, характеризовавшегося значительно более высокими темпами роста цен. Рост инфляционных ожиданий указывает на необходимость поддержания жёстких денежно-кредитных условий в РФ, — отметил Пётр Щербаченко.
Всё это говорит о том, что, возможно, снижение ключевой ставки на предновогоднем заседании ЦБ не настолько уж безальтернативно. К тому же, на это указывают и другие косвенные факторы.
Почему банки повышают ставки
Поведение банков часто становится важным индикатором, по которому предсказывают решение Центробанка — во всяком случае, по нему понятно, чего банкиры ждут. Когда ключевая ставка пошла на снижение, снизились следом и проценты по депозитам, причём опускаться они стали даже быстрее, чем снижалась ставка. Однако с начала декабря наметилась обратная тенденция: ВТБ, «Газпромбанк», «Дом.РФ», «Т-банк», МКБ и ещё несколько организаций, напротив, подняли ставки, доведя их до 16% годовых.
Подобное поведение банков является самым честным индикатором: рынок больше не верит в быстрое смягчение и готовится жить в реальности «жёстких» денег долго, отметил финансист и трейдер Дмитрий Царьков в беседе с 78.ru.
— Рост ставок по вкладам — это сигнал дефицита ликвидности и борьбы за клиента. Банкиры, повышая доходность сегодня, страхуются от того, что завтра деньги станут ещё дороже. Сценарий high for longer уже зашит в их модели. Если бы ожидался разворот тренда, мы бы видели попытки зафиксировать доходности на текущих уровнях, а не гонку ставок, — пояснил эксперт.
Пётр Щербаченко также указал на стремление банков привлечь средства вкладчиков в условиях неопределённости, чтобы обеспечить ликвидность и иметь ресурсы для дальнейшего кредитования населения. Более того: возможно, даже если ключевая ставка и дальше будет опускаться, свои ставки банки будут повышать, чтобы предотвратить уменьшение доходности в будущем.
Кроме того, есть и ещё один важный фактор — крепкий, даже чрезмерно крепкий рубль. И он непосредственно связан с поведением банков.
Крепкий рубль грозит инфляцией
Российская национальная валюта действительно показывает в последнее время ненормальное укрепление: так, внебиржевой курс доллара 4 декабря впервые с мая 2023 года опустился до 76 рублей, а официальный курс Центробанка на 10 декабря — 76,81 рубля за доллар. Это одновременно и позитивный, и негативный фактор. Позитивный — поскольку крепкий рубль делает дешевле импортные товары, значит, идёт вниз инфляция. А негативный — из-за того, что падают экспортные доходы, с которых платятся налоги в бюджет.
Обычно, если рубль ненормально укреплялся, ЦБ понижал ставку, и это сразу давало толчок к его ослаблению. Однако сегодня привычная схема не работает, в том числе из-за геополитических факторов. Но, возможно, ЦБ важнее победить инфляцию, ведь если денежная масса не растёт, топливо для инфляции иссякает?
Дмитрий Царьков указал, что проблема не в объёме денег, чья масса в России действительно за год приросла всего на 1,21%, а в их структуре. И эту проблему ЦБ видит лучше, чем кто-либо.
— Период успешного «связывания» ликвидности, когда россияне массово несли деньги на срочные вклады, заканчивается. В 2024 году срочные депозиты обеспечивали львиную долю роста денежной массы, фактически изымая деньги из потребления. Сейчас тренд развернулся. Темпы роста срочных вкладов замедлились до минимумов с весны 2023 года, зато резко ускоряются текущие счета. Деньги перетекают из состояния «заморозки» в состояние «быстрого доступа». Это несёт скрытый проинфляционный риск — средства с текущих счетов могут в любой момент выплеснуться на потребительский рынок, ускоряя оборот денег в экономике, — констатировал эксперт.
В итоге, если ЦБ поддастся позитивным новостям о снижении инфляции, а также требованиям по наполнению бюджета и понизит ставку, это приведёт не только к ослаблению рубля, но и к росту цен. По выражению Дмитрия Царькова, в условиях, когда деньги становятся «горячими», то есть ликвидность перетекает в потребление, смягчать денежно-кредитную политику — всё равно что тушить пожар бензином.
Поэтому Центробанк, как уже не раз бывало на протяжении последних трёх лет, находится на распутье между позитивными и негативными факторами, и неправильный выбор может перечеркнуть месяцы его усиленной работы. Что же он выберет?
Три пути для Центробанка
Опрошенные 78.ru эксперты назвали самым вероятным сценарием сохранение запретительной ставки и жёсткой риторики. По словам Дмитрия Царькова, резкие движения вниз исключены.
— Альфа для инвестора сейчас скрывается не в попытках угадать дно по ставке, а в понимании того, что «связывание» денег закончилось и экономике предстоит сложный период адаптации к новой структуре ликвидности, — констатировал он.
Пётр Щербаченко также оценил риски резкого снижения ключевой ставки — к примеру, на 2% и более — как крайне небольшие. Регулятор стремится избежать как ускорения инфляции, так и чрезмерного охлаждения экономики, а в своей долгосрочной стратегии ориентируется на постепенное снижение ставки в 2026 году, указал он.
В свою очередь, Дмитрий Десятниченко описал несколько сценариев поведения Центробанка 19 декабря. Первый — это пауза в снижении ставки, то есть её сохранение на текущем уровне в 16,5%. За этот вариант выступают экономические факторы — риски резкого роста инфляции в предновогодний период и высокие инфляционные ожидания, а также повышение НДС. Второй сценарий — снижение на 0,5%, однако такой сценарий эксперт назвал менее вероятным.
— Снижение ставки до 16% также возможно, но это будет говорить о перевесе политического фактора над финансовым и экономическим, — уверен Дмитрий Десятниченко.
Интересно, что Пётр Щербаченко распределил шансы между этими сценариями иначе: по его мнению, 85% — за снижение ключевой ставки, но шаг будет зависеть от совокупности экономических факторов, а 15% — за то, чтобы сохранить ставку на текущем уровне и оценить её влияние на экономику в долгосрочной перспективе.
Но есть и третий вариант — по словам Дмитрия Десятниченко, это будет скорее техническая реакция на массовый запрос и давление со стороны реального сектора и ряда политиков.
— ЦБ символические снизит ставку на 25 б. п., до 16,25%, продолжив формально непрерывную череду шагов по снижению, давая сигнал не о паузе, а лишь о замедлении динамики, но верности сформировавшемуся тренду. Это будет вариант «снижение без снижения» — способ продемонстрировать одновременно как лояльность запросам, так и твёрдость в приверженности к самостоятельной политике в реализации ДКП (денежно-кредитной политики). И вероятность этого сценария ненулевая, — указал эксперт.
Радует одно — повышения ключевой ставки, чего можно было бы испугаться после повышения ставок по депозитам, никто из экспертов не прогнозирует, как и рискованных сценариев.