ГМИИ им. А.С. Пушкина – один из моих любимых московских музеев. Обширная коллекция включает в себя как оригинальные работы, так и копии мировых произведений искусства. Относительно недавно я вернулся из Италии, где мне посчастливилось увидеть многие шедевры вживую, а после очередного посещения Пушкинского мне пришла в голову идея этой статьи. Сегодня рассмотрим 5 экспонатов-копий музея и посмотрим, чем они отличаются от итальянских оригиналов.
1. «Благовещение» Донателло
Творчество Донателло сыграло важную роль в становлении статуарной пластики периода Ренессанса. В Пушкинском музее представлено множество работ флорентийского скульптора, одна из которых - алтарь «Благовещение».
Свое произведение Донателло создает в период 1433-1435г для базилики Санта-Кроче во Флоренции. Благодаря великому таланту скульптора изображенный в камне евангельский сюжет оживает на наших глазах.
Мы видим, как только что явившийся архангел Гавриил склоняется перед Девой Марией, возвещая ей о рождении Спасителя. Положение же тела Марии и направления движения ее одежд подтверждают внезапное появление архангела. Неожиданность этого появления выражается также в положении рук, и особенно в выражении лица. Однако, эмоции Богоматери одновременно отражают и важность вести, принесенной Гавриилом.
Торжественность сцены в работе Донателло, помимо скульптурной пластики, достигается покрытыми золотом отдельными деталями произведения.
И тут мы уже замечаем отличие итальянского оригинала от московской копии. Копия в ГМИИ А.С. Пушкина не передает зрителю колористической игры цвета оригинальной работы. Помимо этого, если вы внимательно сравните эти две работы, то вы увидите, что помимо цветовых решений в копии отсутствуют терракотовые путти (ангелочки, взирающие на сцену Благовещения сверху).
Но, пожалуй, самое главное, что отличает оригинал от копии – это атмосфера места. «Благовещение» Донателло находится в церкви Санта-Кроче - священном месте для флорентийцев, где похоронены знаменитейшие люди города (например, Микеланджело). Поэтому восприятие работы Донателло в Санта-Кроче существенно отличается от созерцания музейного слепка.
2. «Моисей» Микеланджело
Раз уж мы упомянули гробницу Микеланджело в Санта-Кроче, то поговорим теперь и о работах гения эпохи Возрождения, представленных гипсовыми копиями в Пушкинском музее. Одна из них – статуя Моисея.
Глядя на копию в ГМИИ никогда не догадаешься, что в реальности это не отдельно стоящая скульптура, а часть грандиозного памятника для папы Юлия II. В начале XVI века понтифик поручает Микеланджело создать проект своей собственной гробницы и не где-нибудь, а в соборе Святого Петра в Риме (который в тот период еще только строился). Подразумевалось создание трёхъярусного мраморного надгробия с обилием скульптур и деталей, но замыслам так и не удалось воплотиться в жизнь.
Этот проект Микеланджело до конца реализован не был, а часть созданных им скульптур для гробницы папы Юлия II находится не в соборе Святого Петра, а в базилике Сан-Пьетро-ин-Винколи в Риме. Самой известной скульптурой этого цикла является мраморная фигура Моисея. Ветхозаветный пророк изображен держащим каменные скрижали с заповедями, ниспосланными ему Богом на горе Синай.
Оригинал в римской базилике (пусть и не реализованный Микеланджело до конца) воспринимается иначе, нежели одиноко стоящий гипсовый слепок Пушкинского музея. В Риме сразу чувствуется не только гений Микеланджело, но и масштаб заказчика работы.
Однако и в Москве, и в Риме присутствует один нюанс, который уравнивает оригинал и слепок. Это расположение Моисея. Изначально Микеланджело планировал водрузить эту скульптуру на второй ярус гробницы, однако позже ему пришлось изменить расположение и спустить пророка на первый уровень, что исказило пропорции скульптуры и ухудшило восприятие образа у зрителя.
Но есть-таки одно уникальное преимущество и у Пушкинского экспоната. Только в Москве вы можете подойти к «Моисею» вплотную, в Риме же этому воспрепятствует специальное заграждение.
3. Гробницы Джулиано и Лоренцо Медичи
В одном зале с «Моисеем» расположены два других слепка с работы Микеланджело. Это также гробницы, но уже для Новой ризницы базилики Сан-Лоренцо во Флоренции. Стоящие друг напротив друга гробницы Джулиано и Лоренцо в Пушкинском музее обладают всё теми же недостатками относительно оригинала – они воссозданы не полностью.
Но если в случае с «Моисеем» мы легко делаем поправку на то, что проект гробницы папы Юлия II не реализован полностью и расположен в другом месте относительно изначального замысла, то в случае с мраморными скульптурами из Сан-Лоренцо это катастрофически важно, потому что само пространство, ровно, как и скульптуры – единый проект Микеланджело.
Вырванные из архитектурного окружения слепки абсолютно голы, в них уже нет той драмы противостояния вечного и тленного, нет загадочной игры светотени в складках мрамора (особенно театральной мне видится тень от шлема Лоренцо Медичи, скрывающая его задумчивое лицо). К сожалению, вне архитектурного контекста, созданного Микеланджело, уже невозможно в полной мере оценить его замысел. Особая боль – свет, который слишком сильно концентрируется на скульптуре, дополнительно подсвечивая ее музейную «наготу».
4. «Иисус – добрый пастырь»
Мозаики – моя давняя любовь. Большое счастье, что в зале европейского искусства Средних веков Пушкинского музея есть несколько копий мозаичных работ. Одна из них - «Иисус – добрый пастырь».
Оригинальная работа V века находится в мавзолее Галлы Плацидии в Равенне. Христос изображен на мозаике в образе пастуха, держащего в руке вместо кнута, шеста или другого пастушьего атрибута - крест. Он внимательно следит за своим стадом, а свободной рукой еще и не забывает приласкать подошедшую вплотную овечку. Спаситель на мозаике, естественно, занимает центральное положение, а пасущиеся агнцы сфокусированы исключительно на его фигуре. И заметьте, что вы сейчас, как и эти агнцы, также устремили свой взор на Христа.
К сожалению, представленная мозаика лишь крошечный фрагмент относительно всей мозаичной работы мавзолея Галлы Плацидии. Прикрепляю несколько фотографий, чтобы было понятно, насколько потрясающими являются остальные сюжеты.
Конечно, в Пушкинском музее невозможно воссоздать все пространство равеннского мавзолея, однако стоит отдать должное тому, как разместили копию в музейном пространстве: она расположена над выходом из зала. На самом деле это крайне важно для полного понимания этой мозаики. Оригинальная работа также расположена над выходом из мавзолея и тому есть причина. Сюжет этого фрагмента часто встречался в катакомбах (в тот период христиане были вынуждены скрываться). Катакомбы, как вы понимаете, использовались для погребения, ровно, как и сам мавзолей. Поэтому сюжет этой мозаики перекочевал из подземелий и на выходе напоминал людям, что всех их ждет одинаковый исход, и что за всеми в конечном итоге присмотрит добрый пастырь. Эту идею попытались сохранить и в музейном пространстве (будет забавно, если изначально об этом не думали и поместили копию мозаики над выходом из зала случайно).
5. Мозаики Сан-Витале
По соседству с мозаикой «Иисус – добрый пастырь» расположены еще 2 фрагмента равеннской мозаики с изображенными на них императором Юстинианом и его супругой Феодорой.
Оригинальная мозаика украшает внутреннее пространство базилики Сан-Витале, которая расположена буквально в нескольких шагах от мавзолея Галлы Плацидии, поэтому соседство мозаичных копий в Пушкинском музее не случайно.
Мозаики Сан-Витале представляют собой не только религиозно-политический манифест, но также являются неотъемлемой частью внутреннего пространства раннехристианского сооружения, подчеркивая отдельные архитектурные детали и элементы.
Небольшие фрагменты мозаики, представленные в Пушкинском, не смогут поведать вам о монументальности оригинальной мозаичной работы. Однако, в этих копиях вы найдете намек на грандиозность подлинника. Для этого вам нужно вглядеться в лицо императора Юстиниана. Посмотрите, какая властность выражается в его взгляде. Он буквально говорит вам: «Неужели ты думаешь, что я смог обойтись только лишь двумя крошечными мозаичными вставками?».
Этот взгляд, устремленный на нас в ГМИИ Пушкина, должен побудить действительно интересующихся людей оценить весь масштаб раннехристианской мозаики. И поверьте, начатый таким образом поиск может сильно увлечь и даже привести вас в римские подземелья, где вы найдете уже знакомые вам образы (например, образ императрицы Феодоры).
Заключение
Пушкинский музей в Москве предоставляет посетителям уникальную возможность сформировать представление о развитии мирового искусства с древнейших времен. Если вы ни разу не посещали это место то, вероятно, вы даже бегом не сможете осмотреть все экспонаты музея. Настолько велика его коллекция! Но сколько бы раз вы не возвращались в ГМИИ важно понимать, что ни одна копия, как бы искусно она не была создана, не сможет в полной мере заменить общение с подлинным шедевром.
Материал создан без применения искусственного интеллекта
Благодарю за прочтение!
Экскурсовод Роман Лоев
Рассказываю об архитектуре, истории и искусстве. Провожу экскурсии по Москве.
Телеграм-канал https://t.me/Travel_Excursions
Tripster https://experience.tripster.ru/guide/1632567/
Вы также можете поблагодарить автора, нажав на кнопку «Поддержать»